Файл: Понятие и признаки государства (Понятие правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим один из признаков социального государства - имущественное расслоение в обществе.

На протяжении нескольких последних десятилетий в России наблюдается рост социального неравенства. Обратимся к показателям коэффициента Джини по России (рис. 1) [18].

Рисунок 1 –Неравенство в странах (коэффициент Джини)

На сегодняшний день индекс Джини - самый информативный индикатор социального неравенства, который наиболее точно показывает, насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны.

Индекс Джини рассчитывается отдельно для каждой страны, что даёт нам возможность сравнить Россию с другими странами, а также увидеть уровень продвижения вперёд в деле устранения имущественного неравенства.

Эксперты РАНХ и ГС в «Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения» отмечают, что разрыв между богатыми и бедными (уровень доходного неравенства) в России за первое полугодие 2017 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2016 г. Коэффициент Джини увеличился с 39,9 до 40,0 [15, с.25].

Разница между первым полугодием 2016 и 2017 годов незначительна, для страны нашего размера – это средний показатель. Однако стране нужно стремиться его снижать, так как по данным главы Счетной палаты Татьяны Голиковой за чертой бедности в России находятся 22 млн. человек -15% населения. При этом с начала 2017 г. число бедных выросло на 2млн. человек.

Опрос, проведенный Высшей школой экономики, наглядно продемонстрировал, что уровень бедности в России осенью 2017 г. продолжил свой рост [16].

Согласно опубликованному отчету, свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое» оценили 23% российских семей. Это на три процентных пункта больше, чем в мае 2017 г. Доля семей, которые оценивают свое материальное состояние как «хорошее» снизилась на два процентных пункта, составив 15%.

При этом 29% респондентов заявили, что могут позволить себе приобретать лишь продукты питания, а еше 8% отмечают, что денег не хватает не только на одежду, но «даже на еду» [17].

Каждая четвертая семья сообщила, что из-за финансовых трудностей в последние три месяца не смогла оплатить жилищно-коммунальные услуги, 17% не смогли купить лекарства.

По данным майского опроса 2017 г., в случае снижения доходов только 4% семей ожидают помощи от государства и более 40% не рассчитывают ни на чью поддержку.

Таким образом, Россия, провозгласив себя социальным государством, не обеспечивает полноценно государственную поддержку семьи и пожилых граждан нашей страны.


Увеличение уровня доходного неравенства в России эксперты объясняют повышением доли доходов, которые принадлежат наиболее обеспеченной доходной группе населения.

Как показывают статистические данные, средняя заработная плата граждан в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц, в то время, как накопленные состояния российских олигархов исчисляются десятками и сотнями миллиардов рублей.

Можно прийти к выводу о том, что перераспределение доходов от преуспевающих социальных групп к менее благополучным в России осуществляется неэффективно.

А ведь максимально возможное равномерное распределение жизненных благ - это одна из главных задач социального государства.

В начале 2017 гола реальные доходы населения демонстрировали неустойчивую динамику.

В январе Росстат зафиксировал превышение показателя соответствующего месяца прошлого года на 8,2%, а в феврале сокращение на 3,7%, в марте на 2,3%, в апреле на 7,5%, а в мае на 0,4% от уровня 2016 года (рис. 2) [18].

Рисунок 2 - Помесячная динамика реальных доходов населения, заработных плат и пенсий в 2012-2017 годах, в % соответствующему месяцу предшествующего года.

Пенсионеры в России тоже находятся в тяжелом положении. Доля тех, кто жалуется на финансовые затруднения, выросла за 2017 год в 1,2 раза. В сентябре 2017 года об этом заявили 38 % респондентов.

Стоит отметить, что Правительство Российской Федерации стремится к созданию максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста пенсий, поэтому расходы на пенсии для пенсионеров в 2018 году вырастут почти на 280 млрд, рублей.

По официальным данным Росстата на 2016 год, 13% россиян жаловались на то, что им приходилось доплачивать за лечение в государственных медицинских учреждениях [18].

Из-за отсутствия внимания в государственном учреждении, нехватки времени на стояние в очередях к врачу люди обращаются в платные медицинские центры, несмотря на то что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна оказываться бесплатно (41 ст. Конституции РФ).

Стоит лишь вспомнить дорогостоящие операции, на которые у граждан порой не хватает средств или попытку ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными. Уже в 2016 Минздрав заявлял, что денег, которые будут выделены на бесплатное оказание медицинской помощи россиянам в 2017— 2019 годах, может не хватить [6, с.35].


В условиях нестабильности экономического положения и социального самочувствия населения России государство не может гарантировать достойную жизнь гражданам, как это записано в Конституции РФ.

На сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государство, нежели уже достигнутую реальность.

Широкий круг серьезных социальных проблем в российском обществе свидетельствует о том, что современная политика России как социального государства должна быть направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь, свободное развитие каждого человека, социальную справедливость и подлинное равноправие.

Таким образом, Россия станет социальным государством тогда, когда в жизни будут всецело реализованы конституционные нормы, определяющие социально - экономические права человека России.

2.2. Международное признание как признак государства

В современном мире появляется все больше самопровозглашенных территориальных образований, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендующих на создание собственных государств или считающих себя таковыми. Соответственно проблема института международного признания вновь становиться актуальной для юридической науки.

Остро встает вопрос о том, можно ли считать неотъемлемым признаком государства его международное признание со стороны других государств наравне с территорией, суверенитетом, населением, налогообложением и другими.

В науке международного права как в России, так и за рубежом, ведутся дискуссии о емкости и широте термина «признание». Одни авторы полагают, что признание нового государства - это политико-правовой акт, в котором сразу выражается намерение признающего государства вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной, характер и объем которых зависит от вида и формы признания [3, с.98].

Другие отмечают, что признание государства представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую правосубъектность [5, с. 348].

Некоторые исследователи выделяют даже классификацию непризнанных государств.


Так профессор В.В. Оксамытный среди современных государственно-подобных территориальных образований, не входящих в ООН, но претендующих на официальный государственный статус, выделяет: частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию, частично признанные государства, контролирующие часть своей территории; непризнанные государства, фактически контролирующие свою территорию [16, с.96].

К первому виду можно отнести Косово, Абхазию, Южную Осетию, Тайвань, Северный Кипр. Здесь речь идет о государствах, которые ранее находились в составе других государств, однако в силу различных причин в одностороннем порядке заявили о своей независимости, оказались поддержаны некоторыми государствами и de facto контролирующие территорию провозглашенного государства.

В итоге они по-прежнему находятся в составе «материнского» государства, на основании его конституции.

Пример - самопровозглашенная в 2008 году Республика Косово, территория которого до настоящего момента определяется как Автономный край Косово и Метохия, согласно Конституции Сербии. Республика получает военную поддержку войск НАТО, поддержана признанием 115 государств, в число которых не входит ни Сербия, ни Россия, ни другие влиятельные государства вроде Индии, Китая, Бразилии.

Государства второго вида, частично признанные, но контролирующие только часть своей территории - Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика, также признаны не всеми государствами и имеют проблемы с контролем над территорией, которую они считают своей [12, с. 125].

Однако соседнее государство также на нее претендует, что ведет к неизбежному и часто затяжному конфликту. Так, Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 60 странами - членами ООН, однако Марокко - ее ближайший сосед не признает САДР и частично контролирует территорию, которую САДР считает своей. Палестина, признана государствами - членами ООН, однако при этом к полноценным государствам не относится, поскольку она не признается тремя государствами- постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза, Японией и некоторыми другими.

Также международному признанию Палестины мешают территориальные споры с Израилем, так как он по-прежнему контролирует территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

Непризнанные государства, фактически контролирующие свою территорию - Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика и Сомалиленд. Они отличаются тем, что несмотря на обладание признаками государственности, лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут в итоге выступать в качестве субъекта международных отношений.


Так Сомалиленд — самопровозглашенная независимая республика, международно-признанная только в качестве автономной области Сомали, но не государства. Самопровозглашённая независимость региона остаётся непризнанной международным сообществом. Во-первых, правительство

Сомали не признает Сомалиленд, из-за чего мировое сообщество весьма неохотно узаконивает такой односторонний сепаратизм, во-вторых, Сомалиленд не имеет четко определенных границ, фактическая граница между Сомали и Сомалилендом не является стабильной. Из-за своего статуса

Сомалиленд в настоящее время не имеет никаких официальных контактов с любым из государств, но продолжает отстаивать свою независимость.

Налицо большое количество непризнанных государств, однако теоретическая наука не спешит с обязательным внесением в перечень неотъемлемых признаков государства международное признание. Однако профессор В.В Оксамытный отмечает, что «признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это - принципиальный показатель состоявшегося процесса государственного закрепления публичной власти [16, с168].

Государство должно быть признано таковым, если оно удовлетворяет определенным условиям, формулируемым международным правом» [16, с169].

Однако большинство ученых с ним не согласны. Так профессор С.В. Бабурин утверждает, что «государственность и суверенитет государства не зависят от признания их другими государствами» [3].

С этим утверждением можно согласиться, опираясь на реальную картину, которая исследована выше: непризнанные государства так или иначе функционируют, это очевидно.

Само по себе «непризнание» в большей или меньшей степени ограничивает самопровозглашенное государство в возможностях выступать в качестве субъекта международных отношений, экономического и политического сотрудничества, и, как следствие, тормозит развитие государства. Однако так ли это принципиально влияет на вопросы государственности, суверенности? Полагаем, что нет. Скорее задает определенный темп, направленность для его функционирования в сложившихся исторических условиях, создавая для этого соответствующие предпосылки.

Таким образом, необходимо отметить, что международное признание, безусловно, значимый элемент для любого государства, однако безосновательно ставить зависимость существования государства от наличия или отсутствия такого признания. История знает немало примеров государств, которые изначально не признавались большинством стран мирового сообщества, но на данный момент являющихся полноценными субъектами международного права и относящихся к числу наиболее влиятельных, как Россия, к примеру.