Файл: Теории происхождения государства (Метариалистические концепции происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ


Существует множество теорий происхождения государства. Данный вопрос считается довольно сложным, ведь существует большое количество исторических особенностей общественного сознания и экономического строя, которые в свою очередь славятся уникальными особенностями в каждом регионе мира, политическими и идеологическими установами. Теории происхождения государства вместе с обществом шли из года в год к развитию общества, ведь если вспоминать первобытные времена, люди не были особо развиты, и выживали на инстинктах, со временем все становилось совсем по-другому, в лучшую сторону.
Всем ясно, что развитым общество сразу не станет, для этого необходимо проходить долгий и тяжелый путь.
Анализируя все предметы теории происхождения общества, нужно учитывать все исторические нюансы, и его происхождение. Изучение данного процесса имеет не только познавательный характер, но так же политический и академический. Они дают возможность глубже понять социальную природу государства, характерные черты и особенности, проанализировать причины и условия развития государства.
Данный вопрос волновал и в то время интересовал человечество на протяжении многих столетий. Именно с тех пор историки и ученые создали множество теорий, которые в свою очередь объясняли происхождение государства.
Цель работы – рассмотреть основные положения теорий происхождения государства.

Глава 1. Характеристика теорий происхождения государства


1.1 Метариалистические концепции происхождения государства


Связывает возникновение права с появлением частной собственности, расколом общества на классы, а так же классовыми противоречиями. Сторонники данной теории считают, что «государство есть продукт и проявление непримиримых классов противоречий».
Материализм в объяснениях мироздания исходит из первичности материи, тоесть, реальности вне сознания и независимой от мышления и вторичности идеи.
Материализм столетиями был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу.
Все теории, объясняющие происхождение государства и права с тех или иных материалистических позиций, в той или иной мере служили своего рода противовесом, господствующим до того теологической и естественно-правовой теориями.
 



1.2 Учение о государстве Гегеля


Данный философ утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, и следовательно государства, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея».

В собственном произведении «Философия права» Гегель Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признал заслугу Руссо в том, что видел основу государства в общей волне, но говорил об ошибке Руссо, которая заключалась в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства считается нечто объективным, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободны личности и собственности. Как говорил Гегель «государство е является страховым учреждением, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности». Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Говоря другими словами, государство не служит, а господствует , оно не является средством, а есть цель, цель в себе, высшая из всех целей.

Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последствий – быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет сам.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направленно против идеи договорного происхождении государства, и, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительно разумно» оправдывала существующий феодально-абсолютитский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель возражал религиозно-теологическое умение о нем.В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.



1.3 Органическая теория


Данная теория возникла в ХIХ веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Например, Платон, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на данном основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек, не может существовать без государства.

Появление дарвинизма, (теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и т.д) на социальные процессы.

Крупнейшими представителями органической теории происхождения государства, в пору ее рассвета были английский философ и социолог Герберт Спенсер, который был одним из родоначальников позитивизма, а так же Блюнчли, Вормс, Преймс.

Герберт Спенсер использовал аналоги и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого составления стало обнаружения некоторых закономерностей. Так, Г.Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности различия, например, переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогичны постоянным отношениям междк частями живого существа. Государство – продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью биологической эволюции. Государство – это единый организм, в котором правительство, выполняя функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а господствующие классы – внешние.

Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми, и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть – это господство целого над своими составными частями выражающееся в обеспечении государством государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

Органическая теория происхождения государства подверглась критике, прежде всего, потому, что нельзя механически распростронять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к биологическим. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.


Однако в подобных представлениях о государстве и его происхождении есть существенное рациональное зерно. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла.

Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он является творением природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация – это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

В-третьих, органической теорией обосновывется (Г. Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.

В настоящее время органическая теория, хотя и не используется прежней популярностью, однако, имеет, имеет приверженцев на Западе.


1.4 Ирригационная теория


Ирригационную теорию (или концепцию о «гидравлическом» происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе «Восточный деспотизм» возникновение государства в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных районах. Согласно этой концепции, необходимость и приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств:
Месопотамии, Египте, Индии, Китае и наиболее других неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы катализировали весь этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практических (почвенных) условий на становление государственности. Также очевидна и связь этих процессов, с формированием многочисленного класауправленцев-чиновников, служб, «государевых» людей, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путем эксплуатации остальных граждан.

Данная теория отражает некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести трудоемкие гигантские работы, как строительство оросительных систем.



1.5 Психологическая теория


Сторонники данной теории определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организационного общества, а так же в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий, объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседевной жизни.

Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями и переживаниями.

Л.И. Петражицкий утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард, английский этнограф Д. Фрезер, русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Н.М. Коркунов возводил государство к «психологическому единению людей». Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство получает в глазах своих людей значение некоего объективного порядка, «не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола».

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд выводил необходимость создания государства из психологической потребности индивида повелевать или повиноваться. Он исходил из существования первоначальной патриархальной орды, своим взбунтовавшимся сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

В противовес подобным воззрениям сторонники социально-психологического направления этой школы развивают в традициях Аристотеля взгляд на человека как на существо, прежде всего общественное по своей природе, а не психобиологическое.

В целом, суть психологической теории заключается в том, что она пыталась объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других.