Файл: Системный подход к менеджменту (Теоретические основы системного подхода в менеджменте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время процесс управления носит все более системный характер, управление любой организацией осуществляется как воздействие в целом. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Возрастающая взаимосвязанность всех аспектов деятельности организации, а также расширение, сложность и интенсификация как внутренних, так и внешних связей привели к формированию так называемой системы подход к управлению в середине XX в.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что данный подход рассматривает организацию как совокупность различных видов деятельности и элементов, которые находятся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает влияние всех факторов, влияющих на нее, и акцентирует внимание на отношения между его элементами.

Предмет исследования – применение системного подхода к управлению организацией. Объект исследования – системный менеджмент. Цель данной работы – изучить системный подход к менеджменту. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Определить возникновение и история развития системного подхода к менеджменту

2. Изучить основные характеристики системного подхода к менеджменту

3. Рассмотреть особенности системного подхода к менеджменту в XXI веке

4. Дать анализ функционирования системного подхода в современных условиях

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы системного подхода в менеджменте

1.1 Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту

Примерно с середины 1950-х годов системный подход проник в различные области исследований, как естественные науки, так и общественные науки. К этому периоду уже существуют различные подходы и концепции в управлении, «классический» период или «классическая школа» управления, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. В истории развития системных идей в управлении существуют три этапа, которые отличаются с точки зрения основополагающих философских и методологических принципов:


Этап 1. Формирование и развитие жесткого системного подхода (середина 1950-х - середина 1970-х годов);

Этап 2. Формирование и развитие мягкого системного подхода (середина 1970 - настоящее время);

Этап 3. Комплементаризм в управлении (вторая половина 1980-х годов - настоящее время). Существует множество работ, описывающих историю становления системного подхода и анализирующих различные аспекты определения понятия «система». Некоторые исследователи отмечают, что общие принципы системного мировоззрения были сформулированы уже в античной философии, в то время как другие авторы связывают формирование системного подхода, в его современном понимании с трудами Л. Фон Берталанфи. В последнее десятилетие исследователи отводят А. А. Богданову значительные приоритеты в теоретической разработке не только общих принципов, но и их приложений к теории управления[1].

Таким образом, теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов стало крупным вкладом школы науки управления. Ни одна из школ серьезно не учитывала влияние окружающей среды на организацию.

Модель организации как открытой системы: Организация получает информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы из внешней среды. Эти компоненты называются входами. В ходе своей деятельности организация обрабатывает эти входные данные, превращая их в продукты или услуги. Эти продукты и услуги - это результаты деятельности организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, процесс преобразования создает дополнительную стоимость затрат. В результате появляется много дополнительных результатов, таких как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение продаж и рост организации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, позволив напрямую применять науку к конкретным ситуациям и условиям. Его центральная концепция - это ситуация как особый набор обстоятельств, которые больше всего влияют на организацию в данный момент времени. Исследование конкретной ситуации позволяет менеджеру лучше понять, какие методы будут наиболее эффективными для достижения цели организации. Сама идея ситуации была впервые представлена ​​руководству Мэри Фоллет, которая говорила о «законе ситуации» еще в 20-х годах. Она отметила, что для разных ситуаций требуются разные виды знаний, а у человека есть знания только по одной ситуации[2].


Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов, не считает, что понятия традиционной теории управления, школы поведения и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым тесно связан ситуационный подход, пытается интегрировать различные частичные подходы. Как и системный подход, ситуационный подход - это не простой набор предписывающих руководящих принципов, а скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Он также сохраняет концепцию управления, применимую ко всем организациям.

Как и системный подход, ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, конкретные методы, которые должен использовать менеджер для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться. Например, все организации должны создавать структуры для достижения своих целей. Существует много разных способов построения организационных структур, и организационная структура является логическим завершением функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения целей организации. Ситуационный подход стремится связать конкретные методы и концепции с реальной ситуацией, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Он фокусируется на ситуативных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытаясь определить существенные переменные ситуации и то, как они влияют на эффективность организации.

Успех или неудача ситуационного подхода во многом зависит от третьего шага, который определяет переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, вы не сможете полностью оценить сравнительные характеристики или адаптировать метод к ситуации. Хотя ситуационный метод еще не полностью оправдан, недавние исследования показывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть изолированы. Установление этих основных переменных, особенно в области лидерства и организационного поведения, а также количественных оценок, стало наиболее важным вкладом ситуационной кампании в управление. Однако невозможно определить все переменные, которые влияют на организацию. Буквально каждый аспект человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходит во внешней среде организации, определенным образом влияет на решения организации. Однако для практических целей могут учитываться только те факторы, которые наиболее актуальны для организации и те, которые наиболее вероятно влияют на ее успех.


Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности непосредственного применения науки к конкретным ситуациям и условиям. Практика управления имеет древнюю историю, но управление стало научной дисциплиной только в двадцатом веке. Школа научного менеджмента (видные представители - Ф. У. Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрст, Гант) сосредоточилась на проблеме изменения организации труда для повышения производительности труда на конкретном рабочем месте.

Классическая или административная школа менеджмента - 1920–1950-е годы - пыталась определить более широкие и универсальные принципы организации управления (видные представители - Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни).

Точка зрения поведенческой школы (или школы человеческих отношений, выдающимися представителями которой в 1930–50-х годах были Мэри Паркер Фолетт и Элтон Мейо, позднее Крис Аргирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак Грегор, Фредерик Херцберг, исследовательская работа Авраама Маслоу и другие психологи помогли им понять причины основных проблем) является то, что понимание потребностей человека и социального взаимодействия является ключом к успеху организации. Эти школы внесли значительный вклад в развитие менеджмента, но, отстаивая «единственный лучший путь», они рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни один из них не гарантировал полного успеха[3].

Школа науки управления (1950), которая использует количественные методы, никогда не претендовала на исключительность и была нацелена на помощь в принятии решений. В настоящее время наблюдается усиление его влияния на управленческую мысль. Процессный подход к управлению, возникший в классической школе, применим ко всем организациям.

Основными функциями в процессном подходе считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Основным недостатком является полная зависимость организации от личности лидера и полнота информационного поля, сосредоточенная только на одном важном элементе, и неспособность видеть целое в конкретном.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выпускает товары и услуги для внешней среды.

Теория систем помогает менеджеру понять взаимосвязь между отдельными частями организации, между организацией и средой. Основным недостатком является то, что теория систем не определяет основные переменные, которые влияют на функцию управления, и не говорит о влиянии среды на производительность организации.


Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем путем определения основных внутренних и внешних переменных, которые влияют на организацию. Он утверждает, что методы и концепции управления должны соответствовать конкретной ситуации.

Основным недостатком этого подхода является то, что могут быть приняты во внимание только те факторы, которые являются наиболее важными для организации, и ее руководителя.

1.2 Основные характеристики системного подхода к менеджменту

Любая система должна иметь определенную структуру, которая отражает порядок отношений между компонентами системы, то есть ее структуру или структуру. Таким образом, структура системы включает в себя элементы и связи между ними и характеризует организацию системы, устойчивое упорядочение элементов и связей. Одна и та же система может иметь различную структуру в зависимости от цели ее создания и стадии исследования. Однако структура системы может измениться в ходе исследований или проектирования.

Система всегда взаимодействует с окружающей средой через входы и выходы и образует особое единство с окружающей средой. Любая система состоит из набора как минимум из двух подсистем. Подсистема является относительно независимой частью системы, которая имеет свои собственные свойства, имеет свою собственную подцель, которая направлена ​​на достижение подсистемы, а также другие свойства - целесообразность, связь, иерархию и т. д.

Учитывая вышесказанное, давайте рассмотрим особенности систем:

- наличие нескольких (не менее двух) элементов, которые расположены иерархически;

- наличие обратной и прямой связи между элементами системы;

- целостность, позволяющая одновременно рассматривать систему в целом и как подсистему для более высоких уровней;

- наличие внешних ссылок, через которые система взаимодействует с окружающей средой.

На рисунке 1 показана взаимосвязь подсистем управления в организации (предприятии)[4].

Рисунок 1. Взаимосвязи подсистем управления

Следует помнить, что при рассмотрении любого объекта, любой организации как системы, необходимо изучить ее характеристики, а именно характеристики входа, процесса и выхода. Входные характеристики включают в себя все типы ресурсов, которые необходимы для жизни организации.

Характеристики процесса включают производственные или организационные технологии. К характеристикам продукции относится продукция в различных ее проявлениях. Это показано на рисунке 2[5].