Файл: Системный подход к менеджменту (Теоретические основы системного подхода в менеджменте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация и материалы являются объектами обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям внешней среды и должна это делать, чтобы продолжать функционировать. Менеджеры в основном занимаются открытыми системами, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

В системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, у которых есть выход (цель), вход, подключение к внешней среде, обратная связь, в системе «вход» обрабатывается в «выход». Наиболее важными принципами системного подхода, по мнению исследователей, являются следующии:

- Процесс принятия решений должен начинаться с определения и формулирования конкретных целей;

- Необходимая идентификация и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

- Цели отдельных подсистем не должны противоречить целям всей системы;

- Восхождение от абстрактного к конкретному;

- Единство анализа и синтеза логического и исторического;

- Проявление разнородных связей и взаимодействий в объекте[12].

Процессный подход описывает функции управления как взаимосвязанные. Согласно этому подходу управление - это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий - функций управления. Каждая функция, в свою очередь, представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий[13].

Таким образом, процесс управления является суммой всех функций (прогнозирование и планирование, организация, координация, регулирование, контроль). Ситуационный подход ориентирован на то, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое множество факторов, как в самой компании, так и во внешней среде, лучшего единого подхода к управлению объектом не существует. Наиболее эффективный метод, соответствующий этой ситуации, максимально адаптирован к нему. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данный момент времени.

Поскольку акцент делается на ситуации, ситуационный подход подчеркивает важность «ситуативного мышления». Используя этот подход, менеджеры могут лучше понять, какие методы будут наиболее полезны для достижения целей организации в конкретной ситуации[14]. Методология ситуационного подхода обоснована как четырехступенчатый процесс:


- Менеджер должен быть знаком с профессиональными инструментами управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, системного анализа, методов планирования и т. д.).

- Каждая из концепций и методов управления имеет свои сильные и слабые стороны. Менеджер должен уметь предвидеть возможные последствия, как положительные, так и отрицательные.

- Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы наиболее важны в этой ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения в одной или нескольких переменных.

- Менеджер должен быть в состоянии связать конкретные методы, которые будут вызывать наименьший отрицательный эффект и будут иметь наименьшие недостатки в конкретных ситуациях, обеспечивая тем самым достижение целей организации наиболее эффективным способом в существующих обстоятельствах.

Таким образом, ситуационный подход расширяет практическое применение теории систем путем определения основных переменных, которые влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуативным мышлением». С точки зрения ситуации, «лучшего способа» справиться с этим не существует. Эти подходы направлены на обобщение и развитие ранее разработанных представлений об основных «школах управления», а также на разработку новых представлений об управлении. Благодаря параллельному существованию ряда подходов, общий круг современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и разнообразен.

Результатом является практически исчерпывающий охват всех основных проблем управления современными исследованиями. В то же время ситуация в этой области - именно из-за сложного числа концепций, подходов, школ и интерпретаций - сопряжена с определенными трудностями. Это трудности в обобщении и обобщении результатов.

Исследователи выделяют основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первый связан с приданием большей значимости, чем прежде, материально-технической базы организаций с точки зрения ее управления. Огромную роль в этом сыграла «компьютерная революция», которая создала качественно новую техническую базу для управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса[15].

Вторая, еще более сильная тенденция - это дальнейшая демократизация управления. В настоящее время нет сомнений в том, что будущее управления связано с демократическими формами участия.


Третья тенденция - интернационализация управления и бизнеса и возникающие в результате новые проблемы управления. Это, например, проблема межкультурной передачи принципов и форм управления, проблема учета национального менталитета в сфере управления и т. д.

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к формированию новой парадигмы управления. Это называется «тихой революцией управления», и ее ключевыми особенностями являются следующие:

- Отказ от управленческого рационализма классических школ управления, который заключается в убеждении, что ключом к успеху управления является правильное воздействие на внутренние факторы организации. Вместо этого проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды выходит на первый план.

- Использование теории систем в управлении позволило нам не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», обладающее собственной логикой и законами, но и выявить ряд универсальных переменных любой системы: контроль над которыми является основой эффективного управления.

- Ситуационный подход к управлению, который является доминантой современной теории и практики управления. Его главный тезис заключается в том, что вся организация на предприятии является не чем иным, как ответом на различные внешние воздействия.

- Признание социальной ответственности руководства как перед обществом в целом, так и перед лицом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой управления на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат.

Выводы по главе 2.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие все возрастающую взаимозависимость стран и регионов, становятся основным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире. Влияние глобализации привело к необходимости поиска новых подходов к управлению компаниями в различных сферах деятельности. Итак, с точки зрения стратегического управления, сегодня для компаний очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности. Исследователи утверждают, что границы современного управления больше не совпадают с государственными границами.

Одной из самых сильных тенденций в развитии современного менеджмента является усиление процесса расширения прав и возможностей работников, их вовлечения в процедуру принятия решений. Традиционная модель, в которой менеджер контролирует сотрудников, больше не эффективна в условиях высокой турбулентности. Под предоставлением власти мы подразумеваем не столько передачу власти, сколько оценку потенциала сотрудников и ее раскрытие. Сотрудники испытывают растущую потребность в доверии и общении, что повышает важность личных контактов сотрудников, что позволяет им понять, чего ожидать друг от друга. В контексте информационной революции и введения системы трудовых отношений, в которых работники работают вместе, а не вместе, особенно важно адекватно информировать каждого работника, особенно об изменениях. Самый ценный актив любой компании в двадцать первом веке - это работники умственного труда и их производительность. Самая большая и быстро растущая группа работников в категории работников умственного труда - это «новые работники», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим трудом, гармонично объединяя их.


Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, что применение теории систем к управлению позволило руководителям увидеть организацию в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Эта теория также помогла объединить вклад всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Ценность системного подхода к управлению любой организацией можно понять, рассмотрев два аспекта работы менеджера.

Во-первых, он стремится достичь общей эффективности всей организации и не допустить, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации нанесли ущерб общему успеху.

Во-вторых, это должно быть сделано в организационной среде, которая всегда создает противоречивые цели. Системный подход к управлению требует перехода от отдельных частных моделей экономики, изолированного рассмотрения экономических категорий и отдельных частных вопросов к общей концепции, позволяющей увидеть всю систему отношений и отношений в экономике, весь набор параметры, определяющие наилучшие пути его развития и способствующие реализации планов.

Тот же подход следует использовать при принятии решений на уровне отдельных организаций и предприятий. Те, кто «поднимает конкретные вопросы без предварительного решения общих вопросов, неизбежно будет« спотыкаться »по этим общим вопросам на каждом шагу, неосознанно для себя».

Системный подход прямо противоположен практике локальных, временных решений проблем без учета последствий этих решений в будущем. В настоящее время практически любая научная работа по экономическим и управленческим проблемам содержит ссылки на использование системного подхода. Расширение использования системного подхода при принятии управленческих решений поможет повысить эффективность экономической системы страны в целом и отдельных ее объектов.

Управление и менеджмент, как его составная часть, представляет собой сложную открытую систему, каждая из подсистем которой характеризуется наличием собственных механизмов функционирования. Эти механизмы не одинаковы в разных подсистемах, но они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Системный подход является направлением методологии специальных научных знаний и социальной практики, в основе которого лежит изучение объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке задач в конкретных науках и разработке эффективной стратегии их изучения.


Наиболее важные принципы системного подхода (системный анализ): процесс принятия решений должен начинаться с определения и четкой формулировки конкретных целей; необходимо рассматривать всю проблему в целом, как единую систему и определять все последствия и взаимосвязи каждого конкретного решения; необходимо выявить и проанализировать возможные альтернативные пути достижения цели; цели отдельных подсистем не должны противоречить целям всей системы (программы); восхождение от абстрактного к конкретному; единство анализа и синтеза, логического и исторического; выявление неоднородных связей в объекте и их взаимодействие и т. д.

Однако сама теория систем не говорит менеджерам, какие элементы организации как системы особенно важны. Это только говорит о том, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, которые влияют на функцию управления. Он также не определяет, что в среде влияет на управление и как среда влияет на производительность организации.

Список литературы

1. Абчук В.А. Менеджмент./ Абчук В.А. – М.: Союз, 2015. – 464 с.

2. Воропаев С.Н. Менеджмент./ Воропаев С.Н. – М.: КолосС, 2017. – 248 с.

3. Глухов В.В. Менеджмент./ Глухов В.В. – М.: Специальная литература, 2015. – 700 с.

4. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента./ Друкер П.Ф. – М.: Вильямс, 2016. – 432 с.

5. Егорова Т.И. Основы менеджмента./ Егорова Т.И. – М.: Институт компьютерных исследований, 2015. – 136 с.

6. Зельдович Б.З. Менеджмент./ Зельдович Б.З. – М.: Экзамен, 2017. – 576 с.

7. Макаров В.М. Менеджмент./ Макаров В.М. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 256 с.

8. Мескон М. Основы менеджмента./ Мескон М. – М.: Вильямс, 2016. – 672 с.

9. Молодчик А.В. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание./ Молодчик А.В. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 296 с.

10. Переверзев М.П. Менеджмент./ Переверзев М.П. – М.: Инфра-М, 2016. – 336 с.

11. Холден Филип Квинтэссенция, или Менеджмент для менеджеров./ Холден Филип – М.: Гиппо, 2015. – 208 с.

12. Цветков А.Н. Менеджмент./ Цветков А.Н. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 176 с.

13. Шайденко Н.А. Менеджмент./ Шайденко Н.А. – М.: Инфра-М, 2017. – 336 с.

14. Шарухин А.П. Психология менеджмента./ Шарухин А.П. – СПб.: Речь, 2015. – 352 с.

15. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски./ Шепель В.М. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 384 с.

  1. Шарухин А.П. Психология менеджмента./ Шарухин А.П. – СПб.: Речь, 2015. – 167 с.

  2. Цветков А.Н. Менеджмент./ Цветков А.Н. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 43 с.

  3. Переверзев М.П. Менеджмент./ Переверзев М.П. – М.: Инфра-М, 2016. – 132 с.

  4. Мескон М. Основы менеджмента./ Мескон М. – М.: Вильямс, 2016. – 351 с.

  5. Зельдович Б.З. Менеджмент./ Зельдович Б.З. – М.: Экзамен, 2017. – 372 с.

  6. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента./ Друкер П.Ф. – М.: Вильямс, 2016. – 315 с.

  7. Воропаев С.Н. Менеджмент./ Воропаев С.Н. – М.: КолосС, 2017. – 127 с.

  8. Шайденко Н.А. Менеджмент./ Шайденко Н.А. – М.: Инфра-М, 2017. – 217 с.

  9. Абчук В.А. Менеджмент./ Абчук В.А. – М.: Союз, 2015. – 294 с.

  10. Холден Филип Квинтэссенция, или Менеджмент для менеджеров./ Холден Филип – М.: Гиппо, 2015. – 136 с.

  11. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски./ Шепель В.М. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 173 с.

  12. Молодчик А.В. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание./ Молодчик А.В. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 175 с.

  13. Глухов В.В. Менеджмент./ Глухов В.В. – М.: Специальная литература, 2015. – 449 с.

  14. Макаров В.М. Менеджмент./ Макаров В.М. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 134с.

  15. Егорова Т.И. Основы менеджмента./ Егорова Т.И. – М.: Институт компьютерных исследований, 2015. – 59 с.