Файл: Системный подход к менеджменту (Теоретические основы системного подхода в менеджменте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2. Модель процесса ресурсы — продукт

Рассмотрим схему, показанную на рис. 2, относительно подсистемы управления; здесь характеристики организации как системы будут одинаковыми по названию, но разными по содержанию.

1. Входные характеристики:

- Материальные ресурсы - ресурсы, выделяемые на реализацию целей функционирования организации.

- Трудовые ресурсы - ресурсы, используемые в системе управления и организованные им определенным образом. Количество этих ресурсов регулируется штатным расписанием, а их организация регулируется действующей схемой управления.

- Финансовые ресурсы - сумма денег, выделяемая на реализацию целей функционирования организации. Эти ресурсы регулируются сметой расходов организации.

- Оборудование - технические средства, необходимые для управления системой.

- Информация - это полный перечень информации, нормативных актов и документов, регламентирующих деятельность конкретной организации. Это могут быть: формы общественного производства; формы и системы оплаты труда; методы управления; информация о современных достижениях научно-технического процесса; информация о состоянии рынка и т. д., т. е. полный перечень информации о внешней и внутренней среде организации.

2. Характеристики процесса. Содержат описания технологических процессов для подготовки и принятия управленческих решений.

3. Выходные характеристики. Выходные характеристики включают список управленческих решений, которые принимаются для реализации целей функционирования, и, при необходимости, список целей.

Рассматривая механизм управления как систему, следует иметь в виду, что его компонентом и основным элементом являются люди. Подготовка управленческих решений в рамках конкретного механизма управления связана с управлением людьми, их организацией, поэтому механизм управления на любом уровне следует рассматривать как социально управляемую систему[6].

Теперь посмотрим, как системный подход применяется в управлении промышленным предприятием. Часто, когда речь идет об управлении предприятием, мы используем термин «система» (производственная система, система продаж, система снабжения, различные системы обслуживания и поддержки). Прежде всего, рассматривается любой объект с точки зрения кибернетики и, таким образом, пытаемся описать, каковы его цели, из каких элементов он состоит и как он функционирует; и в этом смысле мы рассматриваем любой конкретный объект, в данном случае промышленное предприятие, как систему. В качестве примера рассмотрим основной производственный процесс как систему. Это система так как, есть входные параметры, то есть ресурсы, есть технология производства, которая превращает сырье в готовый продукт, и есть выходные параметры, то есть готовые продукты. Существует также конкретная цель, которой подчиняется основной процесс. Таким образом, производственный процесс представляет собой сложную социально управляемую систему.


Система является подготовкой кадров производства так как, речь идет не только о найме определенных лиц, но и о вопросах найма, отбора и расстановки кадров, определении профессии, а также в том случае, когда квалификация работников не соответствует современным требованиям, они проходят обучение по системе повышения квалификации. Изготовление инструмента также можно рассматривать как систему, поскольку в этом случае осуществляется подготовка инструмента, изготовление или ремонт инструмента и его доставка на рабочее место. Это так называемый инструментальный цикл, и все этапы жизненного цикла этого инструмента управляются. Каким бы объектом контроля на промышленном предприятии не занимались, его следует рассматривать, прежде всего, как систему.

Предприятие как управляемая система включает подсистемы, которые наряду с общей целью имеют четко выраженные локальные свойства, а именно: технические; технологический; организационная; экономический; социальные подсистемы. Все эти подсистемы тесно связаны, как прямо, так и косвенно. Первые три подсистемы характеризуют производственную деятельность предприятия. Предприятие как техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, пропорциональный по мощности, согласованный и правильно расположенный комплекс видов оборудования. Предприятие как технологическая подсистема представляет собой последовательную серию взаимосвязанных частичных процессов, в ходе которых создаются продукты с определенными параметрами и качеством. Предприятие как организационная подсистема - это совокупность средств производства с командой людей (рабочей силы) определенного профессионального состава, организованных для достижения целей, поставленных перед предприятием.

Главной особенностью предприятия как экономической подсистемы является экономическая независимость, то есть способность этой связи самостоятельно управлять процессом воспроизводства, который осуществляется в его границах. Независимость подразумевает обращение средств и производственных фондов, поскольку предприятие потребляет не только средства производства, но и их компенсацию, расширенное воспроизводство в стоимостном и натуральном выражении.

Первоначальным источником этих средств является уставный капитал, который присваивается отдельным предприятиям при их организации или реконструкции, так называемый уставный фонд. Когда предприятие работает, осуществляется процесс расширенного воспроизводства. В процессе расширенного воспроизводства масса и стоимость средств увеличиваются за счет прибыли, а также за счет стабильных обязательств (средств, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте, например, задолженность по минимальной заработной плате рабочим и служащим). Компания наращивает материальную базу путем приобретения нового оборудования, выполняет действия и внедряет новые технологии. В то же время старое изношенное оборудование исключается из производственного процесса, т. е. основные средства находятся в постоянном движении[7].


Предприятие как социальная подсистема - это коллектив работников, занятых в процессе производства и управления. В процессе работы они не только меняют потребительские свойства сырья или принимают решения, но и сами меняются: увеличивается их профессионализм, расширяется сфера жизненных интересов, меняются их мировоззрение и мотивация. Успех в достижении поставленных целей и предприятия (организации) в целом зависит от слаженности команды и степени удовлетворения ее интересов. Все эти подсистемы являются взаимозависимыми, и элементы подсистем должны быть в оптимальном соотношении, чтобы обеспечить равномерное развитие предприятия.

Теперь рассмотрим системные характеристики предприятия как объекта управления. Первой характеристикой снова будет входная характеристика, а именно ресурсы.

Характеристики процесса - это простые и сложные производственные процессы, которые изменяют форму, размер, механические и физические свойства сырья. Их результатом является готовый продукт в различных его проявлениях. Выходными характеристиками являются изделия нужного типа и состава, высокого качества, отвечающие требованиям заказчика и мировым стандартам. Необходимо учитывать влияние рыночных условий и финансовых мотивов. Именно на этом этапе осуществляется поиск новых направлений деятельности, внедряется процесс управления производством. Менеджер по производству должен установить и внедрить систему, которая может производить желаемые продукты.

Выводы по главе 1.

Таким образом, применение теории систем в управлении в конце 50-х годов стало крупным вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор принципов для менеджеров, а способ мышления об организации и управлении. Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой только в ограниченной степени. Они стремились сосредоточиться на единственной подсистеме организации: школа поведения имело дело с социальной подсистемой, школы научного управления с технической.

Ситуационный подход пытается связать конкретные методы и концепции с конкретными ситуациями для наиболее эффективного достижения целей организации. Ситуационный подход фокусируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, какие существенные переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.


Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях

2.1 Особенности системного подхода к менеджменту в XXI веке

Глобализация и тенденции развития мировой экономики. В начале XXI века были определены основные тенденции развития мировой экономики, которые в будущем будут иметь решающее значение в развитии менеджмента:

- Глобализация бизнеса в отраслях промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса на основе консолидации компаний и доминирования на международных рынках. Такие компании, как GM, Ford, IBM, Mitsubishi, SONI, имеют штат от 100 до 400 тысяч человек и продажи более 100 миллиардов долларов.

- Усиление конкуренции на национальном и международном рынках. Таким образом, список крупнейших мировых компаний Fortune-500 обновляется на треть за 20 лет. В Соединенных Штатах более миллиона компаний объявляются банкротами каждый год.

- Усиление государственного регулирования экономики путем определения пропорций экономического развития, инвестиций из бюджета, налоговых льгот и таможенной защиты национальных компаний. Опыт Японии, Германии, Франции, США и Великобритании в 50-80-х годах хорошо известен. Двадцатого века[8].

- Диверсификация крупного бизнеса на основе горизонтальной и вертикальной интеграции, создание стратегических альянсов различных компаний.

- Развитие малого бизнеса в отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, науки и научных услуг, туризма и сервиса. Средний класс во всех развитых странах составляет большинство населения и обеспечивает значительную долю доходов бюджета.

- Демократизация общества и развитие рыночной экономики предъявляют новые требования к менеджерам. Согласно исследованиям, не более 3% населения страны имеют способность управлять, но эта часть пожилых людей играет ведущую роль в развитии экономики. Трансформация концепций управления персоналом в двадцатом веке от управления человеческими ресурсами, где персонал является ресурсом производства, к социальному управлению, где основное внимание уделяется человеческим отношениям, не является случайным[9].


Новые навыки и умения менеджеров. Менеджеры двадцать первого века должны обладать следующими качествами:

- Глубокие профессиональные знания по всем направлениям управления (общее, стратегическое, инновационное, производственное, управление персоналом, антикризисное, креативное, информационное, финансовое и др.)[10].

- Умение управлять персоналом с акцентом на человеческие отношения и преобладание демократического стиля руководства над авторитарным; универсализация крупных менеджеров, возможность эффективно выполнять все специфические функции управления в различных сферах и сферах бизнеса.

- Формирование лидеров организации из числа одаренных и всесторонне развитых людей в звеньях (школа-колледж - университет-организация). Разработка национальных программ по поиску и воспитанию лидеров среди одаренной молодежи.

- Знание стратегического менеджмента на основе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оценки конкурентных преимуществ организации; соблюдение государственных законов, общественной морали и внутренних норм трудовых отношений (гражданское общество).

- Высокий уровень базового профессионального образования, соответствующего профилю бизнеса (магистратура или докторантура), и целевое профессиональное развитие. При подготовке высококвалифицированных менеджеров, программа MBA («Master of Business Administration») имеет большое значение.

2.2 Анализ функционирования системного подхода в современных условиях

В условиях перехода России к инновационному пути экономического развития возникает острая необходимость в разработке новых форм и методов управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственный и рыночный потенциал, повышать конкурентные преимущества и создать реальные предпосылки для обеспечения стратегической стабильности на этой основе.

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов. Системный подход имеет свою специфику. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет строгие фиксированные границы, и ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему[11].