Файл: Органы местного самоуправления (Становление местного самоуправления в период от древнерусского государства до современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральным законом не устанавливается орган, уполномоченный принимать решение об установлении и изменении границ муниципального образования. Предложения об установлении и изменении границ должны быть рассмотрены в порядке, который определен законом субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

3.3. Финансово-экономические основы

Результативность местного самоуправления определяется материально-финансовыми ресурсами, которые имеются в распоряжении муниципальных образований и которые, в своей совокупности, составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.

Финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.[17]

Составляющие финансово-экономических основ местного самоуправления:

- местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;

- муниципальная собственность;

- имущество, которое находится в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления;

- иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Признание и гарантированность государством местного самоуправления подразумевает, что государством приняты определенные обязательства по созданию экономических, финансовых и других условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

Европейской Хартией местного самоуправления установлено:

- органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

- финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям;

- часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;


- финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими с тем, чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий;

- защита более слабых, в финансовом отношении, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции.

Данные утверждения можно расценивать в качестве общих принципов, определяющих финансово-экономическую и налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления, органы государственной власти Российской Федерации и её субъектов должны способствовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления, в этих целях они:

1) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;

2) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

3) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

4) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

5) регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации;

7) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансово-экономическая основа, обеспечивая хозяйственную самостоятельность самоуправления, прежде всего, удовлетворяет потребности населения муниципальных образований, создает условия его жизнедеятельности.


3.4. Полномочия местного самоуправления

Согласно статье 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Получается условное двойное деление полномочий органов местного самоуправления, на собственные полномочия и государственные полномочия. По сути, перед органами государственной власти, как и перед органами местного самоуправления, стоят одни и те же задачи и они совместно должны нести ответственность за их выполнение. К примеру, общие вопросы здравоохранения, образования, общественного порядка входят в совместное ведение и РФ, и субъектов (статья 72 Конституции РФ), но и органы местного самоуправления также занимаются решением этих вопросов (статья 6 Закона о местном самоуправлении).

Получается, что проблемы имеют местное значение лишь в том случае, если решаются на конкретной территории и данным субъектом местного самоуправления, иначе они являются частью вопросов государственного значения. В ведении органов государственной власти находятся общегосударственные дела, а проблемы местного значения решает непосредственно само население, проживающее на данной территории, т.е. образуемые им органы местного самоуправления.

Наделив органы местного самоуправления государственными полномочиями органы государственной власти не вправе вмешиваться в компетенцию самих органов местного самоуправления. Наделение государственными полномочиями может осуществляться в форме их передачи или делегирования. Передача представляет собой способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органа исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов самоуправления. Делегирование - это предоставление государственным органом принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.[18]

В ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая конкретизирует п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, указано, что в совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации местного самоуправления, содержит полный перечень полномочий органов государственной власти РФ в области местного самоуправления. Эти полномочия делятся на следующие группы:


- Нормативное регулирование. Реализация федерального закона об общих принципах местного самоуправления, а также федеральных программ развития местного самоуправления; гарантирование соответствия законодательства субъектов о местном самоуправлении федеральному законодательству;

- Собственность. Координирование порядка передачи объектов федеральной государственной собственности в муниципальную собственность;

- Делегирование полномочий. Государственная власть может напрямую наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

- Бюджетно-финансовая сфера. Урегулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом и местным; установление государственных минимальных социальных стандартов; обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- Гарантии. Предоставление компенсации местному самоуправлению за дополнительные расходы, которые возникли в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления, а также гарантии избирательных прав граждан; установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;

- Судебная защита;

- Надзор. Осуществление прокурорского надзора над органами местного самоуправления.

В соответствии с основными сферами деятельности собственные полномочия органов местного самоуправления можно разделить на ряд групп:

1) Сфера бюджета и финансов:

- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

- утверждение местных налогов и сборов (налога на имущество физических лиц, земельного налога и др.);

- установление размеров обязательных платежей в виде отчислений от прибыли предприятий муниципального подчинения и других организаций, действующих на территориях, подконтрольных местному самоуправлению;

2) Сфера управления муниципальной собственностью и земельных отношений:

- решение всех вопросов связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью (муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия, имущество органов местного самоуправления, муниципальный жилищный фонд, муниципальные бюджетные и внебюджетные средства и т.п.;

- контролирование использования земель на территории муниципального образования;

- регулирование использования водных объектов и иных ресурсов местного значения);


3) Сфера охраны окружающей природной среды:

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды, разработка экологических программ, экологическое воспитание, образование, просвещение;

- учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, независимо от формы собственности и подчинения;

- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

- организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

4) Сфера строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи:

- осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека

- подготовка и утверждение правил землепользования и застройки объектов в границах муниципальных образований, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, реконструкции, капитального ремонта объектов, расположенных на территориях муниципальных образований;

- организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утилизации и переработки бытовых отходов, а также регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.

5) Сфера социально-культурного обслуживания населения:

- обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории;

- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, равно как и соответствующих учреждений здравоохранения и санитарного благополучия населения;

- организация транспортного обслуживания населения, обеспечение населения услугами связи, а также решение многих подобных вопросов в интересах местных жителей.

6) Сфера охраны общественного порядка, прав и свобод граждан:

- осуществление, предусмотренные законодательством меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья и прав, охраной собственности, поддержанием порядка;

- организацию и проведение противопожарных мероприятий в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка;

- организация муниципальной милиции, а в рамках более мелких административно-территориальных единиц и территорий - общественных пунктов охраны порядка, добровольных дружин (отрядов) по охране порядка;