Файл: Органы местного самоуправления (Становление местного самоуправления в период от древнерусского государства до современности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечение всеобщей воинской обязанности;

Мы видим, что полномочия Федерации отличаются от полномочий субъектов в следующем: Федерация определяет стратегию местного самоуправления, субъекты же детально регулируют систему и всю организацию местного самоуправления, при этом каждый субъект должен иметь свою муниципальную систему с учетом исторических и иных местных традиций.

Глава 4. Актуальные проблемы органов местного самоуправления

Проблемы развития местного самоуправления в России существуют давно. Постоянное реформирование то улучшает ситуацию, то, наоборот, её усугубляет.

Формирование местной власти представляет собой сложный и длительный процесс. В современной России местное самоуправление находится на стадии формирования. Путем проб и ошибок выбираются оптимальные для российских условий подходы к местному самоуправлению.

В настоящее время существуют следующие трудности деятельности местного самоуправления:

- проблемы, связанные с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления;

- дефицит квалифицированных специалистов в области муниципального управления;

- недостаточность собственной доходной базы;

- отсутствие надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти.

Деятельность органов местного самоуправления подвергается реформированию уже много лет. Несмотря на положительные изменения, проблемы остаются. Это продиктовано, прежде всего, тем, что в процессе реформирования недостаточно учитывается разница в социально-экономическом развитии регионов, а также их значительные различия по другим признакам: размеры территории, освоенность территории, плотность населения, климатические условия и другие.

Для достижения поставленных целей необходимо заставить трудиться все уровни власти. Для того, чтобы конституционное право населения на осуществление местного самоуправления получило свое реальное воплощение, требуются предпосылки не только законодательного характера.

Ни в одном регионе деятельность органов местного самоуправления не оказывает положительный экономический эффект. До тех пор, пока в государстве отсутствует крепкая материально-финансовая база развития местного самоуправления и сохраняется финансово-экономическая зависимость местного самоуправления от федеральных и региональных органов государственной власти, процесс ее перехода к автономной модели местного самоуправления нельзя считать завершенным. Формирование на местах организационно обособленных от государства органов власти, пусть даже на минимально возможном локальном уровне, - это лишь полдела. Власть должна быть экономически обеспеченной. Это значит, что судьба всей муниципальной реформы, находится сегодня в прямой зависимости от результатов поиска эффективных механизмов укрепления экономической базы местного самоуправления.


Ключевые проблемы, бросающиеся в глаза:

- несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления имеющимся в их распоряжении материально-финансовым ресурсам. Низкий уровень финансирования и недостаточная экономическая и финансовая грамотность ведет к банкротству регионов и превращению их в дотационные;

- необеспеченность полной реализации установленной Конституцией и законами Российской Федерации системы гарантий местного самоуправления (запрет на ограничение прав местного самоуправления; обязательность решений, принятых гражданами путем прямого волеизъявления, органами и должностными лицами местного самоуправления; судебная защита местного самоуправления);

- проблемы с кадрами муниципальной службы. Существует необходимость повышения профессионализма государственных служащих на всех уровнях, в том числе и на уровне местного самоуправления;

- большая часть передаваемых полномочий, которые исполняют органы местного самоуправления, не имеет единых методик расчета расходов на их обеспечение. Отсюда и усугубление дефицита местных бюджетов;

- ещё одна серьезная проблема, как коррупция, кумовство, осознанное вредительство, бездействие. С коррупций идет активная борьба, но до маленьких населенных пунктов, она почти не доходит. Там же процветает кумовство и банальная лень чиновников. Что касается осознанного вредительства, то оно пока остается на всех уровнях местного самоуправления;

Подводя итог, можно сказать, что для решения ранее заявленных проблем необходимо адаптировать законодательство под различные особенности конкретных регионов России, избавиться от размытых формулировок и расширить правовые понятия регулирования местного самоуправления. Современные муниципальные образования должны получить действенные стимулы для развития, а отстающие в развитии территории – гарантии государственной поддержки. Необходимо совершенствовать процесс судебной защиты местного самоуправления, в связи, с чем необходимо упорядочить судебную практику и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления. Также следует увеличить уровень контроля над органами местного самоуправления. Необходима личная ответственность для каждого чиновника.

Глава 5. Совершенствование местного самоуправления


В настоящее время система местного самоуправления в России наделяет граждан реальной возможностью самоорганизации и самоуправления, осуществления публичной власти. Функционирующая в Российской Федерации система местного самоуправления принята на законодательном уровне. Деятельность местного самоуправления гарантирована, как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации.

Для корректного функционирования органов местного самоуправления, необходимо провести реформы в сфере работы с персоналом. Начать следует с аттестации. Объектом оценки должна являться не только теоретическая и практическая подготовка муниципального служащего, а также непосредственное исполнение своих должностных обязанностей. Решение должно приниматься на основании анализа служебной деятельности и её результатов. Отталкиваясь от того, что основная задача аттестации муниципального служащего представляет собой усовершенствование работы региональных органов государственной власти и их подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы, не возможно не отметить тот факт, что аттестация облегчит процесс работы с заявителями в территориальном управлении.

Использование информационных технологий значительно облегчает жизнь, потому что позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур, решений, увеличить эффективность бюджетных расходов, серьезно сократить поле для коррупции и повысить эффективность и прозрачность власти. Можно выделить четыре существующих в сфере исполнительной власти направления работы государственного аппарата с применением информационных технологий:

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней граждан и институтов гражданского общества;

- повышение качества административно-управленческих процессов;

- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления;

- обеспечение контроля за результативностью деятельности органов государственной власти.

В связи с увеличением значимости информационных услуг, перед органами местного самоуправления необходимо поставить задачу, связанную с созданием единого информационного пространства. Во многом это даст возможность уменьшить временные издержки при получении потребителями необходимой для их деятельности информации, кроме того усовершенствовать всю систему управления, делая ее подходящей потребностям района и всего общества в целом. Система управления, основой которой является производство информационных услуг, обеспечит создание качественно новой организационной среды.


В настоящее время возможность предоставления органами местного самоуправления электронных услуг является важнейшим методом повышения качества услуг. Выгода от внедрения информационных технологий и повышения качества услуг в следующем:

- упрощение работы муниципальных служащих;

- модернизация документооборота и ускорение процесса выдачи тех или иных документов.

На современном этапе реформирования местного самоуправления необходимо повышение деятельности по исследованию и формированию общественного мнения. Представители органов местного самоуправления должны использовать такие способы выражения информации, доносимой до населения, которые будут способствовать сглаживанию всех возникающих противоречий и недопущению общественного накала. Местные законодательные акты должны составляться таким языком, чтобы население могло уловить и осознать именно тот смысл, который законодатель заложил в данный документ. В своих выступлениях руководству необходимо использовать простые высказывания, которые будут способствовать сближению их с народом.

Важное значение при взаимодействии органов местного самоуправления с населением имеют технические средства. Органам власти необходимо обладать достаточным количеством каналов для распространения информации: интервью, бюллетени, публикации в печатных изданиях. Кроме этого в обязательном порядке должны присутствовать экстренные каналы связи, через которые органы власти смогут оперативно распространять информацию, необходимую для населения.

Таким образом, результативность решения проблем развития местного самоуправления в отдельной местности во многом будет зависеть от эффективного управления конкретного муниципального образования. Местные власти понимают, что повысить эту результативность можно лишь применяя новейшие технологии муниципального управления. В целом реализация инновационных технологий, приспособленных к определенным условиям социально-экономического развития муниципального образования, может повысить эффективность управления в конкретном муниципальном образовании и поспособствует более качественному уровню развития местного самоуправления во всей стране.

Заключение

Формирование местного самоуправления в современной России предстает долгим и не простым процессом, в котором должны быть учтены многие социальные, политические, экономические условия, подготовленность сознания местного населения, темпы изменения менталитета российских граждан. С этим связано замедление реализации принципов местного самоуправления, закрепленных в Конституции, а также соответствующих конституционных прав граждан.


Результативность и целесообразность местного самоуправления для жителей предполагает необходимость развития муниципальной демократии, наиболее эффективных условий для самостоятельного принятия решений населением вопросов местного значения, а также поддержки активности и самостоятельности населения.

Местное самоуправление выражается в инициативности граждан, осознания ответственности населения за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важная роль состоит в том, чтобы обеспечить подлинными гарантиями прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовать формы и методы организации местного самоуправления. Не менее важной задачей является преодоление апатии и политической некомпетентности граждан.

В отличие от централизованной системы управления, современная модель организации местного самоуправления содействует приближению власти к народу, формированию гибкого механизма с меньшей бюрократией, что позволяет решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

Преобразования требуются и в системе взаимоотношений органов государственной власти с органами местного самоуправления. Нередко органы государственной власти, особенно это касается субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, без подкрепления их соответствующими финансовыми ресурсами.

Важной составляющей является пополнение местных бюджетов налогами, выплачиваемыми предприятиями, в первую очередь – субъектами малого и среднего бизнеса. Это вызовет заинтересованность органов местного самоуправления в развитии малого и среднего бизнеса на соответствующих территориях, станет для них мощным стимулом по развитию местной экономики, в том числе промышленного производства. Кроме того, на местном уровне существует возможность более эффективно учитывать многие особенности и специфику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также продуктивно применять к ним те или иные механизмы налогообложения.

Таким образом, регулировать проблемы становления и активного развития местного самоуправления в Российской Федерации следует на разных ступенях и в разных направлениях. При этом важнейшим требованием для успешного развития местного самоуправления является комплексное решение стоящих проблем. И так как эти проблемы взаимосвязаны, решая только одну проблему, не возможно будет решить все остальные. Осознание этого должно быть как у представителей государственных органов, так и у муниципальных.