Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Понимание сущности ценной бумаги).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что определение сущности ценных бумаг и их классификации — одна из наиболее сложных проблем современной российской цивилистической доктрины. Рассмотрение ее не представляло бы большой практической ценности, если бы оно не выходило за рамки собственно доктрины гражданского права. Правильное установление основополагающих понятий в данной сфере имеет принципиальное значение для текущей законотворческой деятельности.

Наиболее актуальной является проблема установления документарной или бездокументарной концепции понимания ценных бумаг. Развитие правовой мысли в этой сфере в настоящее время дошло до уровня, при котором ставятся под сомнение основополагающие признаки ценной бумаги, ранее признававшиеся очевидными. От определения в качестве главенствующей документарной или бездокументарной концепции понимания ценных бумаг зависит, продолжит ли развитие традиционная, классическая теория права ценных бумаг или на смену ей придет совершенно новое учение.

В сравнительно - правовом плане различаются два принципиально отличных подхода к природе ценной бумаги: от понимания ее как права (совокупности прав) до понятия ценной бумаги как объекта прав (вещи или иного движимого имущества). Концептуальной идеей для Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) является закрепление ценных бумаг как вещей, что становится ясным при лексическом толковании ст. 128 Кодекса. Вместе с тем, тенденция дематериализации ценных бумаг вошла в столкновение с признанием ценной бумаги как вещи sui generis. Это привело к развитию ряда принципиально отличных друг от друга теорий. Точки зрения, высказанные на сей счет, можно условно подразделить на две диаметрально противоположные группы - на документарную и бездокументарную концепцию понимания ценной бумаги.

В развитой экономике объектом товарного (имущественного) оборота становятся не только вещи, но и имущественные права, в том числе выраженные в специальных документах - ценных бумагах. Основную особенность этих документов составляет тесная, неразрывная связь выраженных в них прав с документарной (бумажной) формой их фиксации. В силу такой связи имущественное право существует лишь в форме бумаги, следовательно, передача (отчуждение) бумаги является передачей самого права, а ее утрата - прекращением права.

Таким образом, только тот, кто имеет право на бумагу, может осуществить право, вытекающее из бумаги. Традиционное различие этих прав основано на том, что право на бумагу обычно является вещным, чаще всего правом собственности, имея объектом ценную бумагу как вещь (хотя, например, доверительный управляющий приобретает лишь обязательственное право на переданные ему учредителем управления ценные бумаги), тогда как право из бумаги - чаще всего обязательственное, поскольку ценная бумага всегда удостоверяет известное право требования. Поэтому, в частности, акционер, будучи собственником акции, не приобретает вещных прав на имущество акционерного общества. Вместе с тем право на бумагу и право из бумаги в нормальном случае имеют общую судьбу, ибо право из бумаги всегда следует за правом на бумагу, и несовпадение управомоченных по этим правам лиц в принципе должно быть исключено.


Объект исследования — классификация ценных бумаг.

Предмет исследования — основания классификации видов ценных бумаг в российском гражданском и предпринимательском праве.

Цель курсовой работы — перечислить и охарактеризовать виды ценных бумаг в российском предпринимательском праве.

Задачи курсовой работы:

–определить сущность ценной бумаги,

–дать классификация прав на ценные бумаги,

–привести законодательную классификацию ценных бумаг,

–выделить виды ценных бумаг в гражданско-правовой классификации,

–затронуть проблему бездокументарной концепции понимания ценных бумаг.

Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, относимого в юридической науке к категории всеобщего. Использование всеобщего метода позволило исследовать поставленную задачу в динамике, исследуя общеметодологические особенности традиций отечественного предпринимательского права в вопросах, касающихся классификации ценных бумаг. Принцип историзма, неразрывно связанный с диалектическим методом познания, также составил методологическую базу курсовой работы. Общенаучный метод также был использован и включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.

Перед тем, как приступить к изложению темы курсовой работы, следует отметить, что ценная бумага как документ относится к категории движимых вещей (см. п. 2 ст. 142 и п. 2 ст. 130 ГК). При этом выраженное в ней право может касаться как движимости, так и недвижимости (например, в закладной, оформляющей права на заложенную недвижимость). Многие ценные бумаги (в частности, акции и облигации) как вещи определяются родовыми признаками, несмотря на возможность их индивидуализации (например, по номерам), но могут быть и индивидуально определенными (вексель, выигравший лотерейный билет и т.д.).

Для признания документа ценной бумагой он должен отвечать некоторым особым признакам (свойствам), вытекающим из требований закона. К их числу относится, во-первых, литеральность, под которой понимается возможность требовать исполнения только того, что прямо обозначено в ценной бумаге. Отсюда необходимость установления и соблюдения строго формальных реквизитов, при отсутствии хотя бы одного из которых документ теряет свойства ценной бумаги (становится недействительным). Ценная бумага - строго формальный документ (п. 2 ст. 144 ГК).

Во-вторых, это легитимация субъекта права, выраженного в ценной бумаге, т.е. его узаконение в качестве управомоченного по бумаге лица. Речь идет, прежде всего, о способе обозначения такого субъекта, форме (или степени) его определенности (различной, например, в именных и предъявительских ценных бумагах).


Третьим важнейшим свойством такого документа является необходимость его презентации (предъявления обязанному лицу). Только в этом случае возможна беспрепятственная реализация выраженного в документе права, ибо лишь предъявление бумаги гарантирует осуществление права управомоченного лица и лишь предъявителю подлинника этого документа обязанное лицо должно предоставить исполнение. Другие документы, используемые в обороте, могут доказывать наличие или содержание известных правоотношений (расписка, текст договора и т.п.), но не становятся обязательным условием реализации составляющих их прав. Поэтому начало презентации отличает ценную бумагу от других документов, имеющих гражданско-правовое значение.

Ценная бумага, в-четвертых, характеризуется также абстрактностью закрепленного в ней обязательства, поскольку отказ от его исполнения обязанным лицом со ссылкой на отсутствие основания или его недействительность не допускается (п. 2 ст. 147 ГК). Данное правило действует и в том случае, если в самой ценной бумаге указано основание ее выдачи, которое, например, оспаривается должником. Лишь отсутствие предусмотренных законом реквизитов может повлечь недействительность ценной бумаги (и, следовательно, выраженного в ней права).

Наконец, в-пятых, ценная бумага придает выраженному в ней праву свойство автономности. Имеется в виду, что лицо, законным порядком приобретшее ценную бумагу, получает по ней право требования, не зависящее от прав на данную бумагу предшествующего обладателя, т.е. имеющее автономный (самостоятельный) характер. В силу этого обстоятельства выраженное в бумаге право переходит к добросовестному приобретателю таким, каким оно обозначено в бумаге, и потому обязанное по данной ценной бумаге лицо не вправе противопоставить такому приобретателю какие-либо возражения, основанные на его правоотношениях с предшественниками. Иначе говоря, участники правоотношения по ценной бумаге могут довериться ее формальным реквизитам, не принимая во внимание иных обстоятельств. Такое свойство нередко именуется также началом публичной достоверности. Таким образом, ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы (реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (п. 1 ст. 142 ГК).

1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ


1.1 Понимание сущности ценной бумаги

Представители документарной концепции, исходя исключительно или преимущественно из норм ГК РФ (ценная бумага есть вещь - ст. 128 и ценная бумага есть документ - п. 1 ст. 142 ГК РФ), приходят к категорическому заключению, что документированная ценная бумага есть вещь, относящаяся к движимым вещам. В то же время ценные бумаги в бездокументарной форме ни что иное, как способ фиксации прав, к ним применимы лишь категории обязательственного права[1], а потому они не могут признаваться вещами в отечественном гражданском праве[2]. Характерный признак подобного правопонимания - оценочный элемент, негативное отношение к «так называемым бездокументарным ценным бумагам»: от отдельных сдержанных выпадов[3] до полного неприятия таких бумаг[4].

Однако, говоря о способе фиксации прав, сторонники документарной концепции не вводят содержательного элемента, не дают предметного основания для разграничения документарных и бездокументарных ценных бумаг, поскольку первые в известном смысле есть также способ фиксации прав. Приверженцы этой концепции переносят из позитивного права (ГК РФ) дуализм в определении сущности ценной бумаги в цивилистическую доктрину. Это заключается в признании ценными бумагами лишь документарных ценных бумаг, к которым применимо их традиционное понимание, а бездокументарные ценные бумаги фактически выводятся за рамки подобного института.

Во многом именно подобная раздвоенность на уровне идеи подвигает представителей бездокументарной концепции к конструированию единого понимания ценной бумаги, для чего развивается учение о так называемых бестелесных вещах. Обращаясь к римскому праву, а в нынешних условиях к правовой действительности стран англо - американского права[5], сторонники этой концепции предлагают понимать ценные бумаги как res incorporales[6], вещи, лишенные материального субстрата[7].

Очевидным достоинством этой концепции является стремление если не законодательно, то на уровне доктрины построить монистическое понимание сущности ценных бумаг, дать им универсальное объяснение и определение, которое не ограничивалось бы указанием признаков лишь некоторых видов ценных бумаг. При этом ценная бумага понимается не как права или совокупность прав, а как вещь особого рода, лишенная материального субстрата. Эта концепция абстрагируется от бумаги как материального субстрата, отводя ей лишь функциональное, но не существенное значение. Бумага (документ) стоит за самим феноменом ценной бумаги, является чем-то внешним по отношению к ее существу. Эта чрезвычайно интересная и оригинальная концепция, к сожалению, не верифицируется в нынешнем правопорядке России и входит в противоречие с действующим позитивным правом, не допускающим бестелесных вещей. К тому же последователи бездокументарной концепции, чрезвычайно увлекшись анализом главным образом именных ценных бумаг, игнорируют ценные бумаги на предъявителя, которые немыслимы как бездокументарные.


Промежуточное место между приведенными теориями занимает понимание ценной бумаги как тесной связи телесной вещи, документа, и воплощенного в нем права как бестелесной вещи[8]. Несмотря на то, что данная точка зрения не получила дальнейшего развития в литературе, она в известном смысле стала разновидностью теории бестелесных вещей.

В литературе высказывалось мнение, согласно которому в Российской Федерации в теории и позитивном праве (законодательстве) возобладала документарная концепция ценных бумаг[9]. Но подобное утверждение верно лишь отчасти и не отражает системно сложившийся правопорядок. Действительно, ГК РФ, закрепляя в п. 1 ст. 142 определение ценной бумаги, указывает, что ценная бумага представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. При этом п. 1 ст. 149 ГК РФ лишь допускает возможность фиксации прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в специальном реестре, в том числе в бездокументарной форме.

Таким образом, в Кодексе de jure в качестве главенствующей закрепляется документарная концепция ценных бумаг. Очевидно, что и теория, основывающаяся исключительно на анализе и комментировании Кодекса, должна принять подобное понимание природы ценных бумаг, ибо, как говорил римский юрист Яволен, omnis defenitio i  jure civile perculosa est (всякие определения в праве опасны). Несомненно, на весьма рискованный шаг решились разработчики Кодекса, давая легальную дефиницию понятия, по поводу которого доктрина развитых правопорядков так и не пришла к однозначному пониманию.

Еще в двадцатых годах нынешнего столетия профессор М.М. Агарков писал о сложностях выработки единого понятия ценной бумаги, одинаково применимого к бумагам с различным способом легитимации субъекта и передачи на нее прав[10]. Анализ зарубежных доктринальных изысканий и законодательных построений в этой области, проведенный ученым, показывал, что лишь право Германии и Швейцарии придерживалось единого понятия ценной бумаги, в то время как французское право, а тем более страны англо - американского права изначально исходили из плюрализма или, по крайней мере, дуализма в понимании ценных бумаг. В нынешних условиях, принимая во внимание продолжающуюся научную дискуссию по рассматриваемой проблеме, можно констатировать, что выработать удовлетворительное определение единого понятия ценной бумаги не представляется возможным.