Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Психологические и физиологические особенности детей, поступающих в школу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После проведения диагностирующей методики «Краски» были выявлены результаты, которые можно увидеть на рисунке 1

Рисунок 1. Показатели эмоционального отношения

к школьному обучению

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «Тетрадь», «Домашнее задание», «Одноклассники». В целом в классе наблюдается положительное эмоциональное отношение к школе.

В связи с предоставленными данными можем сделать вывод, что только малая часть учащихся 1 «В» класса имеют отрицательное эмоциональное отношение к школьному обучению. Исходя из данных исследования, нашей задачей в ходе психологических мероприятий по повышению общего уровня адаптации первоклассников, является повышение количества учащихся, которые бы имели положительное эмоциональное отношение к школе и к школьным видам деятельности.

У всех учащихся светлые оттенки цветов, по количеству, доминируют над темными, это можно увидеть на рисунке 2.

Рисунок 2. Показатели эмоционального отношения

к школьному обучению

Для выявления учебной мотивации у школьников 1 класса была использована анкета оценки уровня мотивации Н. Лускановой. При анализе данной анкеты были выявлены следующие результаты:

35% испытуемых имеют положительное отношение к школе, данный процент первоклассников школа привлекает именно своей учебной деятельностью, что является нормой для данного возрастного периода. Процесс учения для этих школьников является мотивирующим.

21% первоклассников привлекает внеучебная деятельность в школе, благодаря этому, они также имеют положительный уровень школьной мотивации. Дети данной группы достаточно комфортно ощущают себя в школе, посещать учебное заведение им нравится, потому что в нем можно пообщаться со своими одноклассниками, учителями. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в наименьшей степени, сам процесс обучения не является для них привлекательным, но ощущения себя учеником создает положительный настрой. Дети, относящиеся к этому проценту, редко пропускают школу по уважительной причине и совсем не пропускают ее без неуважительной.

Для 2% младших школьников характерна низкая школьная мотивация. Для них характерны частые пропуски без уважительных причин. Школа не привлекает их своей учебной деятельностью. На уроках часто отвлекаются, занимаются посторонними делами. В процессе обучения имеют серьезные затруднения. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


У оставшихся 14% младших школьников выявлена школьная дезадаптация - негативное отношение к школе. Эти учащиеся имеют серьезные трудности в изучении школьных предметов, они так же испытывают дискомфорт от общения со сверстниками, потому что чаще всего не могут выстроить приятельские отношения. Школа является для них «адом», в который не хочется идти по утрам. Они могут плакать и проситься домой, а могут, проявляют агрессивные реакции. Вступать в конфликты со своими одноклассниками, отказываться выполнять требования учителя, демонстративным поведением срывать уроки. Часто у подобных учеников отмечаются нарушение нервно-психического здоровья. Такие дети пропускают школу только по уважительной причине, так как родители такого типа школьников чаще всего имеют авторитарный стиль воспитания (рисунок 3).

Рисунок 3. Анализ уровня сформированности учебной мотивации

младших школьников

По итогам первичного исследования было выявлено, что большинство младших школьников 1 «В» класса Православной классической гимназии имеют положительный уровень школьной мотивации, но есть и такие учащиеся, которым необходима психолого-педагогическая помощь в адаптационный период для дальнейшей успешности в учебной деятельности.

На протяжении всего исследования помимо диагностик, анализировались пропуски первоклассников, который проводился с помощью подсчетов общего количества пропущенных дней: по уважительной (болезнь) и неуважительной причине. Поподсчётом выяснилось, что все учащиеся пропускавшие занятия имели уважительные причины пропусков и подтверждали свое отсутствие больничными справками. Надо так же отметить, что таких пропусков было немного, 57 % класса совсем не пропускали занятия на период исследования.

Нельзя упускать тот факт, что семья так же играет огромную роль в процессе адаптации первоклассника к школе. И то, как ребенок будет чувствовать себя дома, напрямую будет влиять на его успехи в школе.

На второй неделе обучения первоклассников в школе, было проведено родительское собрание на тему: «Мое отношение к ребенку».

Цель данного родительского собрания была в выявлении особенностей взаимоотношений детей и их родителей.

В самом начале родительского собрания была проведена беседа на выбранную тему, затем родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Общение детей и родителей в лицах».

В данной анкете находилось 3 вопроса, на которые нужно было дать один ответ из трех предоставленных возможных вариантов.


  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь с ребенком?
  2. С каким лицом общается с вами ваш ребенок?
  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

Анализ полученных результатов анкеты показал, что родители 1 «В» класса заинтересованы не только в том, чтобы их ребенок делился с ними своими переживаниями и проблемами, но и в том, чтобы дети при общении со своими родителями не боялись высказывать своего мнения, чувствую при этом эмоциональную поддержку.

В завершении родительского собрания родителям было дано задание: необходимо было в письменном виде представить решения на конкретные ситуации.

Ситуации:

1. Ваш ребенок нечаянно разбил чашку из сервиза...

    1. Воскресный день. Ваш ребенок пишет сочинение, заданное к понедельнику. Но пришли друзья и зовут гулять....
    2. Вы устали, пришли с работы, а в доме полный «развал» - идет шумная игра вашего ребенка с друзьями..

Ответы родителей были очень разнообразны. Каждый из них дал аргументированный и разумный вариант исхода событий в заданных проблемных ситуациях.

Проанализировав результаты всех диагностических исследований, можно сделать первичные выводы:

  • В общем, учащиеся имеют положительное отношение к школьному процессу и к школьному обучению в целом;
  • У большинства учащихся, на момент поступления в первый класс, уже был сформирован статус школьника, что положительно влияет на динамику процесса адаптации;
  • Игровая деятельность преобладает над учебной, что в принципе свойственно первоклассникам, которые только делают свои «первые шаги» в новой для них системе обучения.
  • Успешной адаптации всех учащихся мешают конфликты между учащимися из-за стремления к лидерству;
  • Родители первоклассников готовы прийти на помощь детям в сложный для них период адаптации и разделить с ними их переживания.

В конце всех проводимых экспериментальных исследованиях, для подтверждения анализов исследования, была проведена свободная беседа с учащимися младших классов. Многие ребята рассказали, что не имеют желания посещать школу, по причине частых конфликтных ситуаций, случающихся на уроках и переменах.


2.3 Разработка и проведение программы повышения уровня адаптации младших школьников

Серьезных проблем в процессе успешной адаптации учащихся 1 класса при диагностировании не было выявлено. У всех обучающихся сформирована внутренняя позиция школьника, страха перед школой не наблюдается, роль ученика усвоена. Но есть показателей, который может негативно сказаться на процессе обучения и может привести к затруднениям в усвоении учебного материала - и как последствие к снижению уровня мотивационной сферы. Конфликтные ситуации в классном коллективе происходят ежедневно, часто они заканчиваются драками, что не может не повлиять на эмоциональный фон участников образовательного процесса.

Систематизируя все полученные данные, была разработана психологическая коррекционно-развивающая программа, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками.

Программа коррекционно-развивающих упражнений, направленных для нормализации межличностного взаимодействия между учениками

Пояснительная записка

Поступление в первый класс является сложным этапом на пути жизни маленького человека. Новая социальная роль требует выполнений непривычных для первоклассника требований. Помимо этого, появляется новый коллектив, с которым ежедневно приходится взаимодействовать. От того как складываются межличностные отношения, зависит эмоциональный фон ребенка, который будет влиять на уровень адаптации первоклассника к школьному обучению.

В каждом коллективе есть система личностных взаимоотношений. Особенно хорошо она наблюдается у детей младшего школьного возраста.

Они дифференцированно относятся к своим одноклассникам, что сильно влияет на дальнейшее личностное развитие каждого из них. Умение общаться дает ребенку правильно выстроить систему взаимоотношений в новом социуме. Помимо этого, общение является важным инструментом получения и передачи информации.

Цель: Повысить уровень адаптации первоклассников, имеющих трудности в правильном построении коммуникации, за счет развития навыков взаимодействия со сверстниками.

Задачи:

    1. Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе и сплочение детского коллектива.
    2. Развитие навыков взаимодействия.
    3. Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения

Содержание программы:

Программа состоит из 10 занятий, продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся в течение первой четверти, 2 раза в неделю. Программа поделена на три блока: 1блок - разминка; 2 блок - основная часть, которая состоит из игровых упражнений; 3 блок - заключительная часть, включает в себя рефлексию.

Программа рассчитана на учащихся 1 класса.

Методы проведения программных мероприятий.

Игровые упражнения, беседы, дыхательные гимнастики.

Таблицы 1

Тематическое планирование

Название занятия

Структура

Цель

1. Знакомство

  • 2 игры на знакомство.
  • Коллективно творческая работа «Создаем портрет класса».
  • Обсуждение и рефлексия

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

2. Ты, я, он, она

• Беседа «Один за всех и все за одного».

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

3. Вместе - врозь

  • 2 игры на развитие навыков взаимодействия.
  • Беседа по теме «Когда меня обижают».

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

4. Ты и я друзья

• 4 игры на развитие навыков взаимодействия.

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

5. Мои эмоции

• Упражнение с зеркалом. Обсуждение и рефлексия.

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

6. Я боюсь тебя

  • 2 игры на развитие контроля своих эмоций.
  • 2 игры на развитие навыков взаимодействия.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

7. Вместе мы сила.

2 игры на развитие контроля своих эмоций.

• Обсуждение прочитанной причты про дружбу.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

8. Проявляй терпимость.

2 игры на развитие саморегуляции своего поведения.

Проведение дыхательных гимнастик.

• Обсуждение и рефлексия

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения

9. Дружба - как много в этом слове

  • Беседа на тему «Как хорошо, когда есть друзья».
  • Проведение дыхательных гимнастик.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения

10. Дерево дружбы

  • Коллективно - творческая работа «Дерево дружбы»
  • Обсуждение и рефлексия.

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.