Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Психологические и физиологические особенности детей, поступающих в школу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры, используемые для знакомства нового коллектива: Игра «Снежный ком»

  • Игра «Дрозд»

Игры, используемые для развития навыков взаимодействия:

  • Игра «Встань в круг»
  • Игра «Машины»
  • Игра «Скульпторы»
  • Игра «Молекулы»
  • Игра «Острова»
  • Игра «Поменяйтесь местами те, кто...»

Игры на развитие контроля своих эмоций и саморегуляции своего поведения:

  • Игра «Мир эмоций»
  • Игра «Четвертый лишний»
  • Игра «Выражение эмоций»
  • Игра «Что случилось?»

Ребята с охотой вступали, в процесс игры, во взаимодействие друг с другом, старались прислушиваться к мнению каждого участника игры.

По завершению 10 занятий, пронаблюдав внешнюю картину взаимодействия ребят друг с другом, уже можно было сделать вывод, что психологическая программа внесла положительные корректировки: стабилизировалась обстановка в классном коллективе, игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Процесс реализации разработанной программы на практике показал хорошие результаты, что констатирует пригодность ее дальнейшей помощи педагогам и психологам, которые будут работать над повышением уровня адаптации первоклассников.

Метод игры оказался предпочтительным для первоклассников, самым затруднительным заданий для большинства оказалась рефлексия. Игра позволяла им «вернуться» в дошкольный возраст и снять «оковы» правил, необходимых соблюдения в школьной жизни. Возвращаясь к игровой деятельности, учащиеся давали свободу воображению, не имея при этом никаких строгих регламентация. По средствам игр было значительно легче преодолеть трудности коммуникаций, подстроиться к правилам поведения на уроке и в школе. Необходимо отметить, что все проводимые мероприятия приносили положительные результаты, так как они носили постоянный, систематический характер. А также учет особенностей развития первоклассников, преобладание игрового мотива над учебным мотивом позволил подобрать наиболее действенные формы работы по преодолению всех имеющихся затруднений.

2.4 Анализ полученных результатов

После проведенных мероприятий нами было проведено контрольное исследование уровня адаптации первоклассников.


Цель контрольного этапа: проверить результативность экспериментальной работы по повышению общего уровня адаптации детей 1 класса.

Также и при первом исследовании, детям предлагалось пройти методику «Краски» Г.Ф. Кумариной, чтобы проследить динамику после проведения психологических мероприятий по повышению уровня мотивации. Способ проведения остался прежний. Психологом была озвучена инструкция, на случай если кто - то из ребят успел забыть ее.

При анализе результатов было выявлено, что показатели резко изменились в положительную динамику, что видно на рисунке 5. Учащиеся отдавали предпочтение светлым оттенком, темные использовались реже.

Рисунок 4. Показатели эмоционального отношения к школьному обучению после проведения программы занятий

По рисунку можно так же сравнить показатели исследования до и после психологической поддержки младших школьников.

Рисунок 5. Показатели эмоционального отношения

к школьномуобучению

Мы наглядно видим, что по сравнению с первым исследованием, темных цветов на рисунках стало меньше, что говорит о том, что возросло положительное отношение к школе. Надо так же заметить, такие показатели, как: учитель и перемена у всех учащихся 1 класса имеют исключительно только положительную окраску и не вызывают отрицательных эмоций.

Так как в экспериментальной части работа ввелась на сплочение детского коллективы, мы обязаны проследить разницу показателей шкалы «Одноклассники». Мы видим, что при первичном исследовании, с помощью методики Г. Ф Кумариной «Краски», количество ребят, имеющих отрицательное отношение к своим одноклассникам составляло пять человек, сейчас количество снизилось до 2 человек.

На рисунке видно, что отношения с одноклассниками, которые изначально относились к одним из самых негативных показателей, теперь носят не самый худший показателей. Так же заметно, что позиция «Учитель» и «Перемена» и вовсе не влияют негативно на эмоциональный фон ребенка, здесь мы можем только сделать предположение, что наша реализация нашей программы непосредственно повлияла на данные показатели.

У ребят выросло доверие к педагогу, что также позволяет пройти периоду адаптации «безболезненно».

Так же учащимся первого класса было предложено повторно пройти анкету школьной адаптации Н. Лускановой. По результатам, которой можно проследить изменился ли уровень мотивации учащихся, после проведения психологических мероприятий (см. рис. 6).


Мы может наблюдать, что показатели заметно изменились: количество учащихся имеющих низкий и очень низкий уровнем мотивации снизилось на 28 %, а количество первоклассников, имеющих средний уровень - возросло на 28 %. Эти результаты дают право сделать следующий вывод: мотивационная сфера детей, до и после проведения специальных психологических процедур возросла на 56 % и имеет положительную динамику.

Рисунок 6. Анализ уровня сформированности учебной мотивации

младших школьников

Повторно была проведена свободная беседа с учащимися, по итогам которой выяснилось, что учащиеся, которые посещали ранее школу

неохотно, стали проявлять интерес к школьному процессу, особенно им нравились проводимые с ними занятия психолога.

Выводы по второй главе

По итогам реализации программы внеклассных мероприятий были заметны характерные изменения:

Атмосфера в классном коллективе наладилась, ребята стали дружелюбнее относится друг к другу. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций.

Физические минутки помогли ребят менять вид деятельности, при этом в игровой форме снимать мышечное напряжение. Учащиеся 1 класса стали более усидчивы, увеличилась работоспособность.

После результатов повторного исследования, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

По итогам реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение уровня адаптации первоклассников, за счет игровых упражнений на сплочение детского коллектива, на контрольном этапе эксперимента было выявлено:

По 1-ой методике Н.Г. Лускановой «Анкета школьной мотивации» были заметны процентные изменения. Количество учащихся умеющие низкие и очень низкие уровни мотивации снизилось на 28 %, а количество учащихся имеющих средний уровень мотивации повысился на 28 процентов. Количество первоклассников, имеющих высокий уровень не изменилось.

Проанализировав результаты, полученные после повторного проведения рисуночного теста «Краски» Г.Ф. Кумариной, которые показали, что отношения к одноклассникам у 3 из 5 человек из ранее диагностируемых ребят изменилось в лучшую сторону, что позволяет сделать вывод, что наши мероприятия были успешно реализованы.

Дополнительно выявленные изменения, по материалам беседы, указали на то, что отношения в детском коллективе улучшились, конфликтных ситуаций стало меньше.


Заключение

Понятие адаптации долгие годы изучалась многими учеными, в разных областях. В психологии, большой вклад в рассмотрении процесса адаптации, внесли такие научные деятели как: Ю. А. Александровский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие. Благодаря их труду педагоги и психологи школы могут помочь ребенку облегчить процесс адаптации.

Адаптация имеет огромное значение в преодолении трудностей на пути обучения младшего школьника. При неуспешном прохождении этапа адаптации, ребенок не сможет заявить о себе, как о психологически зрелой личности.

Исследовательская часть работы проводилась на базе АНО «Православная классическая гимназия». В исследовании участвовали учащиеся 1 «В» класса 14 человек. Проведения ряда наблюдений показало, что учащиеся 1 класса не имеют серьезных трудностей в обучении, но из показателей диагностических процедур, мы видим, что проблема, есть у многих учащихся, процесс адаптации проходит неблагополучно. После беседы с учителем, наблюдением за детьми во время учебного процесса, и проведения опытно - экспериментальной части стало понятно: основной причиной неудовлетворенности детей к школьному обучению, является несформированность, у многих из них, социального взаимодействия со сверстниками. Что подтверждает нашу гипотезу: психологическим условием адаптации детей, поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.

На основе полученных данных мы разработали ряд игровых упражнений: на сплочение школьного коллектива и самоконтроля и обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

По итогам реализации программы внеклассных мероприятий были заметны характерные изменения:

Атмосфера в классном коллективе наладилась, ребята стали дружелюбнее относится друг к другу. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций.

Физические минутки помогли ребят менять вид деятельности, при этом в игровой форме снимать мышечное напряжение. Учащиеся 1 класса стали более усидчивы, увеличилась работоспособность.

После результатов повторного исследования, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

По итогам реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение уровня адаптации первоклассников, за счет игровых упражнений на сплочение детского коллектива, на контрольном этапе эксперимента было выявлено:


По 1-ой методике Н.Г. Лускановой «Анкета школьной мотивации» были заметны процентные изменения. Количество учащихся умеющие низкие и очень низкие уровни мотивации снизилось на 28 %, а количество учащихся имеющих средний уровень мотивации повысился на 28 процентов. Количество первоклассников, имеющих высокий уровень не изменилось.

Проанализировав результаты, полученные после повторного проведения рисуночного теста «Краски» Г.Ф. Кумариной, которые показали, что отношения к одноклассникам у 3 из 5 человек из ранее диагностируемых ребят изменилось в лучшую сторону, что позволяет сделать вывод, что наши мероприятия были успешно реализованы.

Дополнительно выявленные изменения, по материалам беседы, указали на то, что отношения в детском коллективе улучшились, конфликтных ситуаций стало меньше.

Список используемой литературы

  1. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения [Текст] / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. - 2011.- № 6. - С. 71-74.
  2. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе [Текст] / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова. - Вологда, 2014. - 157 с.
  3. Баданина, Л.П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 18-21.
  4. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. - 2017. - № 12. - С. 59-62.
  5. Бадьина, Н.П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов [Текст] / Н.П. Бадьина // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 53-61.
  6. Безруких, М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей [Текст] / М.М. Безруких Л.А. Леонова. - Москва, 2009. - 36 с.
  7. Бардиер, Г.Л. Что касается меня? Сомнения и переживания младших школьников [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская - СПб.: Речь, 2014. - 203 с.
  8. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 2015. - 358 с.
  9. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 132 с.
  10. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика. - 2014. - № 7. - С.70-83.
  11. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. [Текст] / Б.С. Волков - М.: Академический Проект, 2012. - 142 с.
  12. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2015. - 142 с.
  13. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст] / Т.А. Данилина / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
  14. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации [Текст] / Т.В. Дорожевец. - Витебск, 2015. - 182с.
  15. Ермакова, И.А. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / И.А. Ермакова // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 157-165.
  16. Журавлев, Д.Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / Д.Д. Журавлев // Народное образование. - 2015. - № 8.
  17. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева - М.: Академия, 2008. - 408 с.
  18. Костина, Л.М. Адаптация первоклассника к школе путем снижения уровня их тревожности [Текст] / Л.М. Костина // Вопросы психологии. - 2004. - № 1.
  19. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников [Текст] / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2015. - 232 с.
  20. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 2016. - 265с.
  21. Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации [Текст] / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - № 4. - С. 70-74.
  22. Кумарина, Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников [Текст] / Г.В. Кумарина // Народное образование. -2009. - №7. - С.163-168.
  23. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека [Текст] / А.Н. Леонтьев / Проблема развития психики. - М., 2015. - 218 с.
  24. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В. Меттус. - М.: Учитель, 2015. - 302 с.
  25. Налчаджян, А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация [Текст] / А.А. Налчаджян. - Ереван, 1986. - 290 с.
  26. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 2005. — 360с.
  27. Петровский, А.А. Личность, деятельность, коллектив [Текст] /А. Петровский. - М., 2012. - 209 с.
  28. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной деятельности) [Текст] / Е.С. Рабунский. - М., 2012. - 184 с.
  29. Ромм, М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (информационный подход) [Текст] / М.В. Ромм / Автореф. дис. на соискание ученой степени к.ф.н. - Новосибирск: НГУ. - 2015. - 16 с.
  30. Ротенберг, В.С. Поисковая активность и адаптация [Текст] / С. Ротенберг. - М.: Наука, 2004. - С. 3.
  31. Руденский, Е.В. Психологическая феноменология патологии личности [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск: Институт патологии личности, 2016. - 232 с.
  32. Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С.118-121.
  33. Собчик, Л.Н. Психодиагностика: методы и методология [Текст] / Л.Н. Собчик. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2015. - 576 с.
  34. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде [Текст] / Т.А. Соловьева. - М.: ВАКО, 2015. - 72 с.
  35. Тюменева, Ю.А. К проблеме оценки готовности детей к школе [Текст] / Ю.А. Тюменева // Психология обучения. - 2008. - № 3. - С. 95-107.
  36. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: - Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
  37. Формирование познавательных интересов в учебном процессе [Текст] / Под ред. И.Ю. Хвосторина. - М.: Просвещение, 2013. - 114 с.