Файл: Корпоративная культура на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Корпоративная культура – это явление все чаще и чаще встречается не только на страницах журналов по менеджменту, но и в реальной жизни. Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном мире большинство руководителей понимают, что благоприятный климат внутри компании, напрямую влияет на качество работы, а как следствие и на рентабельность компании в целом. Таким образом, возникает необходимость в детальном изучении этого понятия.

Цель курсовой работы - выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

  • изучить понятие и сущность корпоративной культуры;
  • выявить особенности формирования корпоративной культуры;
  • рассмотреть основные задачи корпоративной культуры в управлении персоналом;
  • исследовать корпоративную культуру в управлении ОАО «МРСК Урала» в филиале «Свердловэнерго».

Объект исследования - корпоративная культура.

Предмет исследования - система ценностей и норм, существующая в организациях, поддерживаемая сотрудниками и оказывающая влияния на функционирование всей организационной структуры в целом.

В соответствии с поставленной целью и задачами работа состоит из трех глав.

В первой главе подробно рассматриваются теоретические аспекты корпоративной культуры: понятие, виды и типы, а так же основные функции.

Во второй главе выделяется главное назначение и эффективность корпоративной культуры в общей системе функционирования компании и в системе управления.

В третьей главе представлен анализ корпоративной культуры на конкретном предприятии.

Методологическая основа работы представлена общенаучным, логическим, историческим, сравнительным и другими методами.

При написании работы использовались как базовые понятия из учебников по маркетингу, так и научные статьи современных печатных изданий. Наряду с этим в курсовой работе имеются так же статистические данные некоторых современных исследований в области маркетинга.

Современные исследователи в области маркетинга уделяют корпоративной культуре все больше и больше внимания. Что же это - роскошь или первая необходимость? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе выполнения данной курсовой работы.


Глава I. Теоретическая основа корпоративной культуры

1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры

В современном обществе, вопросы культуры, а особенно культуры в больших компаниях или организациях, все больше и больше привлекают внимание ученых и исследователей. Действительно, в наше время, многие люди знают, в чем суть культурной обстановки в организации, и этот вопрос все чаще и чаще поднимается на обсуждение. Но остается открытым вопрос – все ли правильно интерпретируют такое понятие как корпоративная культура? В данном параграфе подробно рассмотрим несколько точек зрения и выберем наиболее подходящее понятие.

В России относительно недавно появилось такое понятие, как корпоративная культура, это связано с рассмотрением организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения.[8.]

Современный термин «корпоративная культура» - новый только на первый взгляд, еще на заре монополизма, когда известный основатель крупнейшей автомобильной корпорации Г. Форд не только здоровался со своими подчиненными за руку, но и поздравлял их с главными семейными праздниками. Генри Форд создавал на своих предприятиях эту самую культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала, причем на всех уровнях корпоративной иерархии, что напрямую способствовало увеличению доходов компании.

Корпоративная культура — это не просто имидж компании, но и высокоэффективный инструмент стратегического развития любого бизнеса. Ее формирование будет всегда связано с инновациями, которые направлены на достижение бизнес-целей, что влечет повышение конкурентоспособности. [2.]

Сегодня, как никогда, нельзя недооценивать значение корпоративной культуры. В 2018 году в рамках одного исследования было опрошено более 2 000 человек из 50 стран мира. На фоне остальных наблюдений выделяется еще одна тенденция: рядовые сотрудники обычно отзываются о существующей в их компании корпоративной культуре менее лестно, чем их руководители. В чем же причина такого невежества? Возможно, люди просто не понимают, что у них спрашивают, а может, не ценят то, что имеют? Чтобы во всем как следует разобраться, необходимо обратиться к истокам этого понятия.

В «бытовом» понимании корпоративная культура принимается как инструмент стратегического развития организации через стимулирование различных инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура уже существует в любой компании — с момента появления организации и до самого конца — вне зависимости от того, создается ли специальная служба для работы с ней. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся, своего рода, проводниками философии различных компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и является привлекательной как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.


На практике получается, что специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному дают понятие корпоративной культуры. Одно из «рабочих» его определений звучит так: «корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Заметим, что первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его к такому неоднозначному толкованию. [2.]

И все же, что такое корпоративная культура? В современной литературе можно встретить несколько определений данного термина. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или «общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это «что-то» настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.[7.]

Согласно теории Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда относят так же опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура — это, то, как люди относятся к качественно сделанной работе, а также и то, что позволяет станкам и оборудованию, а так же персоналу работать гармонично вместе. Это своего рода клей, который крепко держит, но в тоже время и масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это определение, в силу своей яркости и символичности более всего понятно мне. Но, в наше время, имеют место быть для более строгих и формальных объяснений этому явлению.[13.]

А. Н. Занковский дает еще одно определение корпоративной культуре: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности».[15.]

Т.Ю. Базаров – считает, что культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».[15.]


Анализ информационной базы и изучение опыта применения корпоративной культуры в практике управления персоналом свидетельствуют о том, что единого определения понятия «корпоративная культура» не существует.[7.]

Каждый сам вправе выбирать понятие и определение корпоративной культуры, однако, ясно, что общая идея сказанного идентична во всех определениях – культура представляет собой большую особую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.

Приобретая как индивидуальный, так и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражаются их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.[6.]

Корпоративная культура ориентирована скорее на внутреннюю среду, чем внешнюю и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном и сплоченном поведении сотрудников. Поставим сюда устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях организации) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации, а так же многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.

Обратим внимание так же на тесную связь между культурой организации и корпоративной культурой. Первое не существует без второго. Корпоративная культура предприятия должна обеспечить адаптивное поведение организации во внешней среде. Она, в свою очередь, помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при этом, ее главной основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и даже взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на таких общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в этом коллективе и данной организации.[9.]


Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть, где то заимствована. Заимствованы, могут быть лишь отдельные структурные части и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Каждый коллектив уникален по своему: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. — все это накладывает свой отпечаток. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры корпоративного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.[6.]

В свою очередь, очень важно понимать, что носителями корпоративной культуры может быть только человек. Но, в современных организациях со своей устоявшейся культурой она скорее отделяется от людей и становится важным атрибутом организации, становится ее частью, при этом оказывая важное влияние на сотрудников. Руководство, в свою очередь, использует эту культуру так же для привлечения работников определенных типов и для возможности стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.

Сделаем вывод: корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая, в свою очередь, объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она так же позволяет в значительной мере сгладить (а может и решить) проблемы согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя при этом общее культурное пространство, которое, в свою очередь, включает ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

В следующем параграфе подробно представлены типы и виды корпоративной культуры.

1.2. Типы и виды корпоративной культуры

В предыдущем параграфе подробно рассмотрели такое понятие как «корпоративная культура», для более полного представления, необходимо рассмотреть типы и виды корпоративной культуры.

Первое, на что необходимо обратить внимание - корпоративная культура возникает в каждой структурированной группе людей. Причем заметим, что она становится тем мощнее, чем дольше будет существовать данная структура.

Корпоративная культура очень часто возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад в развитие корпоративной культуры вносят наиболее харизматические (отличающиеся от других) личности. Именно их манеру поведения, в большинстве случаев, начинают повторять другие сотрудники. [2.]