Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретическая основа корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Типы и виды корпоративной культуры
1.3. Процесс формирования корпоративной культуры
Глава II. Корпоративная культура – как инструмент совершенствования менеджмента предприятия
2.1. Влияние корпоративной культуры на эффективность функционирования организации
2.2 Проблемы внедрения корпоративной культуры
Глава III. Корпоративная культура МРМКс «Урал»
3.2. Рекомендации по улучшению корпоративной культуры ОАО «МРСК Урала»
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная культура – это явление все чаще и чаще встречается не только на страницах журналов по менеджменту, но и в реальной жизни. Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном мире большинство руководителей понимают, что благоприятный климат внутри компании, напрямую влияет на качество работы, а как следствие и на рентабельность компании в целом. Таким образом, возникает необходимость в детальном изучении этого понятия.
Цель курсовой работы - выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность корпоративной культуры;
- выявить особенности формирования корпоративной культуры;
- рассмотреть основные задачи корпоративной культуры в управлении персоналом;
- исследовать корпоративную культуру в управлении ОАО «МРСК Урала» в филиале «Свердловэнерго».
Объект исследования - корпоративная культура.
Предмет исследования - система ценностей и норм, существующая в организациях, поддерживаемая сотрудниками и оказывающая влияния на функционирование всей организационной структуры в целом.
В соответствии с поставленной целью и задачами работа состоит из трех глав.
В первой главе подробно рассматриваются теоретические аспекты корпоративной культуры: понятие, виды и типы, а так же основные функции.
Во второй главе выделяется главное назначение и эффективность корпоративной культуры в общей системе функционирования компании и в системе управления.
В третьей главе представлен анализ корпоративной культуры на конкретном предприятии.
Методологическая основа работы представлена общенаучным, логическим, историческим, сравнительным и другими методами.
При написании работы использовались как базовые понятия из учебников по маркетингу, так и научные статьи современных печатных изданий. Наряду с этим в курсовой работе имеются так же статистические данные некоторых современных исследований в области маркетинга.
Современные исследователи в области маркетинга уделяют корпоративной культуре все больше и больше внимания. Что же это - роскошь или первая необходимость? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе выполнения данной курсовой работы.
Глава I. Теоретическая основа корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
В современном обществе, вопросы культуры, а особенно культуры в больших компаниях или организациях, все больше и больше привлекают внимание ученых и исследователей. Действительно, в наше время, многие люди знают, в чем суть культурной обстановки в организации, и этот вопрос все чаще и чаще поднимается на обсуждение. Но остается открытым вопрос – все ли правильно интерпретируют такое понятие как корпоративная культура? В данном параграфе подробно рассмотрим несколько точек зрения и выберем наиболее подходящее понятие.
В России относительно недавно появилось такое понятие, как корпоративная культура, это связано с рассмотрением организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения.[8.]
Современный термин «корпоративная культура» - новый только на первый взгляд, еще на заре монополизма, когда известный основатель крупнейшей автомобильной корпорации Г. Форд не только здоровался со своими подчиненными за руку, но и поздравлял их с главными семейными праздниками. Генри Форд создавал на своих предприятиях эту самую культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала, причем на всех уровнях корпоративной иерархии, что напрямую способствовало увеличению доходов компании.
Корпоративная культура — это не просто имидж компании, но и высокоэффективный инструмент стратегического развития любого бизнеса. Ее формирование будет всегда связано с инновациями, которые направлены на достижение бизнес-целей, что влечет повышение конкурентоспособности. [2.]
Сегодня, как никогда, нельзя недооценивать значение корпоративной культуры. В 2018 году в рамках одного исследования было опрошено более 2 000 человек из 50 стран мира. На фоне остальных наблюдений выделяется еще одна тенденция: рядовые сотрудники обычно отзываются о существующей в их компании корпоративной культуре менее лестно, чем их руководители. В чем же причина такого невежества? Возможно, люди просто не понимают, что у них спрашивают, а может, не ценят то, что имеют? Чтобы во всем как следует разобраться, необходимо обратиться к истокам этого понятия.
В «бытовом» понимании корпоративная культура принимается как инструмент стратегического развития организации через стимулирование различных инноваций и управление изменениями. Корпоративная культура уже существует в любой компании — с момента появления организации и до самого конца — вне зависимости от того, создается ли специальная служба для работы с ней. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся, своего рода, проводниками философии различных компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и является привлекательной как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.
На практике получается, что специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному дают понятие корпоративной культуры. Одно из «рабочих» его определений звучит так: «корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Заметим, что первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его к такому неоднозначному толкованию. [2.]
И все же, что такое корпоративная культура? В современной литературе можно встретить несколько определений данного термина. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или «общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это «что-то» настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.[7.]
Согласно теории Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда относят так же опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура — это, то, как люди относятся к качественно сделанной работе, а также и то, что позволяет станкам и оборудованию, а так же персоналу работать гармонично вместе. Это своего рода клей, который крепко держит, но в тоже время и масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это определение, в силу своей яркости и символичности более всего понятно мне. Но, в наше время, имеют место быть для более строгих и формальных объяснений этому явлению.[13.]
А. Н. Занковский дает еще одно определение корпоративной культуре: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности».[15.]
Т.Ю. Базаров – считает, что культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».[15.]
Анализ информационной базы и изучение опыта применения корпоративной культуры в практике управления персоналом свидетельствуют о том, что единого определения понятия «корпоративная культура» не существует.[7.]
Каждый сам вправе выбирать понятие и определение корпоративной культуры, однако, ясно, что общая идея сказанного идентична во всех определениях – культура представляет собой большую особую область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников.
Приобретая как индивидуальный, так и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражаются их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.[6.]
Корпоративная культура ориентирована скорее на внутреннюю среду, чем внешнюю и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном и сплоченном поведении сотрудников. Поставим сюда устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях организации) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации, а так же многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Обратим внимание так же на тесную связь между культурой организации и корпоративной культурой. Первое не существует без второго. Корпоративная культура предприятия должна обеспечить адаптивное поведение организации во внешней среде. Она, в свою очередь, помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при этом, ее главной основой является внутренняя консолидация, взаимодействие и даже взаимокоординация, основанные на четком разделении труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение. Как культура вообще базируется на таких общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в этом коллективе и данной организации.[9.]
Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть, где то заимствована. Заимствованы, могут быть лишь отдельные структурные части и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах. Каждый коллектив уникален по своему: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и т. п. — все это накладывает свой отпечаток. Большое значение имеет история становления предприятия, формирования самого коллектива и сложившиеся традиции. На некоторых предприятиях основой для формирования особой культуры корпоративного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы.[6.]
В свою очередь, очень важно понимать, что носителями корпоративной культуры может быть только человек. Но, в современных организациях со своей устоявшейся культурой она скорее отделяется от людей и становится важным атрибутом организации, становится ее частью, при этом оказывая важное влияние на сотрудников. Руководство, в свою очередь, использует эту культуру так же для привлечения работников определенных типов и для возможности стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.
Сделаем вывод: корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая, в свою очередь, объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она так же позволяет в значительной мере сгладить (а может и решить) проблемы согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя при этом общее культурное пространство, которое, в свою очередь, включает ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
В следующем параграфе подробно представлены типы и виды корпоративной культуры.
1.2. Типы и виды корпоративной культуры
В предыдущем параграфе подробно рассмотрели такое понятие как «корпоративная культура», для более полного представления, необходимо рассмотреть типы и виды корпоративной культуры.
Первое, на что необходимо обратить внимание - корпоративная культура возникает в каждой структурированной группе людей. Причем заметим, что она становится тем мощнее, чем дольше будет существовать данная структура.
Корпоративная культура очень часто возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов. Наибольший вклад в развитие корпоративной культуры вносят наиболее харизматические (отличающиеся от других) личности. Именно их манеру поведения, в большинстве случаев, начинают повторять другие сотрудники. [2.]