Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Способы и методы поведения в конфликтных ситуациях 2.1 Стили и стратегии поведения при конфликте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема настоящей работы – управление поведением в конфликтных ситуациях - актуальна не только с теоретической, но и с практической стороны. Если в обычной жизни конфликтные ситуации чаще всего кроме стресса и временной психологической неуравновешенности ничего не привносят, то в организации для работника конфликт вызовет самые не предсказуемые последствия. Современная жизнь насыщена событиями, прямо или косвенно приводящими к конфликтам. Умение конструктивно разрешить конфликт необходимо не только для улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, но и является незаменимой составляющей успешного личного общения, семейной жизни и делового взаимодействия между людьми в любом, даже самом сплоченном коллективе. Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях – это объект многолетних исследований в психологии и социологии, а в современной жизни приобрела особую актуальность.

За последний век конфликтология как наука растет, привлекая все большее количество специалистов – психологов, социологов - для глубокого, детального изучения конфликтных явлений и расширения знаний в данной области. Многие зарубежные и отечественные психологи свои исследования посвятили теме психологических конфликтов. Вся практическая психология ориентирована на разработку психологической поддержки личности, но, к сожалению, до сих пор проводилось довольно мало исследований в сфере определения конфликтности, связанной с особенностями индивида.

Чтобы найти лучшее решение конфликтной ситуации, необходимо знать, как развиваются конфликты. Столкновение мнений, точек зрения, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Знание конфликтов, умение их разрешать или избегать, применять теорию на практике повышает культуру общения и делает человека не только более спокойным, но и более устойчивым в психологическом плане. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает знаний о конфликтах, о путях их предотвращения или разрешения мирным путем. Многие руководители решают возникающие конфликты так называемыми «силовыми» методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные пути выхода из спорной ситуации, благодаря которым выиграют все участники.

Целью данной курсовой работы является проведение теоретических исследований и изучение методов и стилей управления поведением человека в конфликтных ситуациях.


В данной курсовой работе рассматривается решение таких важнейших задач, как:

- теоретические исследования конфликтов и их типов;

- изучение стилей и стратегий поведения человека в конфликтной ситуации;

- изучение способов и методов разрешения конфликтов;

- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

В данной работе объектом исследования является поведение сотрудников организации в конфликтных ситуациях.

Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией, возникающей в деятельности организации.

Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей руководителей предприятия. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. А вовремя обнаруженная и устраненная проблема - это отсутствие в дальнейшем непредвиденных происшествий, конфликтов.

1. Теоретические основы управления конфликтами

1.1. Определение и характеристика конфликта

Первоочередным шагом для исследования темы настоящей курсовой работы - управление поведением в конфликтных ситуациях - является определение сущности конфликта.

Большая психологическая энциклопедия трактует слово «конфликт» (от латинского Conflictus – столкновение) как столкновение разнонаправленных интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно – такое понимание «конфликта» дает философская энциклопедия.

В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с XIX в. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова слово «конфликт» толкует как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

В свою очередь, Л. Г. Здравомыслов считает, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.[1]


Конфликтология - отдельная область научного знания. Она является одной из самых молодых отраслей, развивающейся на стыке многих наук, в том числе психологии и социологии. Она выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это связывают с работой Ральфа Дарендора «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957 год), а также с работой Льюиса Козера «Функции социальных конфликтов» (1956 год).

Исследования в области социологии конфликта, особенно в психологии конфликта, способствовали развитию конфликтологической практики, образование которой происходило в 70-е годы ХХ столетия.

В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт - Петербурге в начале 90-х годов ХХ века.

Поскольку в зарождении конфликтов, их развитии и разрешении огромную роль играет психологический фактор, к конфликтологам присоединились психологи, которые включились в разработку улаживания конфликтов. С 1960-х гг. резко возросло число психологических работ по этой тематике.

Психология конфликта - новое научное направление. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различием взглядов, позиций, целей. Конфликт представляет собой стихийно возникающее противостояние между различными сторонами, поведение лица, группы или организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.

В 1956 году в своей работе «Функции социального конфликта» Л. Коузер приводит понимание конфликта как идеологического явления, которое отражает устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в котором целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Отмечая положительную сторону конфликта, Л. Коузер пишет, что ценность конфликтов состоит в том, что они «предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям»[2]

Изучение литературы показывает, что все существующие разнообразные определения конфликта подчеркивают противоречие, возникающее между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, стремлений и прочего. Это противоречие проявляется в виде взаимного противодействия личностей, их активного открытого столкновения.


Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий:

• спор, соперничество — дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели;

• единоборство — вооруженный конфликт;

• борьба — столкновение индивидуальных соперников;

• скандал — публичное столкновение или шумная ссора.

Немецкий философ-идеалист и социолог Г.Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.[3]

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть все время одинаковыми. Основными темами несогласия являются: интересы; цели; права; отсутствие баланса между правами и ответственностью.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода, возникающая из-за несовпадения интересов участников, их психологическими различиями, случайными обстоятельствами. Но тем не менее в ряде случаев последствия конфликтов прогнозируемы и ожидаемы.

Понимая под поведением «определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой» и учитывая, что поведение определяется способностью изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, необходимо отметить, что чаще всего человек вступает в конфликт лишь в значимой для себя ситуации, когда не видит возможности ее изменить (иногда из солидарности). Но в большинстве случаев он старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.

А.В.Дмитриев, Ю.Г.Запрудский, В.П.Казимирчук отмечают, что конфликт - это предельный случай столкновения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденции развития.[4]

Участники конфликта, преследуя свои цели, проявляют себя по-разному: одни становятся деятельными его инициаторами, другие, имея интерес в том или ином исходе, морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон, третьи занимают выжидательную позицию, четвертые, заинтересованные в завершении противостояния, делают для этого все возможное.

Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также между отдельными людьми, группами лиц или подразделениями (социальные).

Социальные конфликты могут возникать между:

• персоналом (например, рабочими и менеджерами);

• группами лиц (например, между менеджерами различных отделов, рабочими и администрацией);


• структурами (например, между филиалами предприятия, между предприятием и внешней средой — банком, фискальными органами, органами власти, общественными организациями);

• разнородными участниками (например, забастовка энергетиков — конфликт работающих с руководством электростанции и Правительством РФ).

Определив, что такое конфликт, мы можем более детально изучить его как процесс.

1.2 Конфликт как процесс

Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.

По мнению профессора Ю. Г. Запрудского, конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку.[5]

На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта.

В основе возникновения конфликта лежит противоречие. Однако его возникновение не является единственным следствием проявления противоречия. Противоречие может порождать разные формы дезинтегративного взаимоотношения и взаимодействия сторон. Конфликт является одной из форм дезинтегративного общения наряду с конкуренцией и соревнованием, избеганием и бездействием. Таким образом, всякий конфликт есть противоречие, но не всякое противоречие порождает конфликтное взаимодействие сторон.[6]

Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, - конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противостояния между различными социальными субъектами.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется настоящими событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая из сторон, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации - возникновение предмета конфликта.