Файл: Организация торгово-технологического процесса в магазине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 994

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: встреча покупателя; предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг[9].

На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной отборки им товаров и т. д.

Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов[10]:

обеспечение комплексного подхода к его построению;

создание максимальных удобств для покупателей;

создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

ГЛАВА 2. Анализ торгово-технологического процесса в ЗАО «ТАНДЕР» - магазин «МАГНИТ»

2.1. Изучение организационно – правовой формы организации

«ТАНДЕР» - российская торговая компания, партнер ведущих продовольственных и косметических фирм мира. Начало деятельности - январь 1994 г. Головная компания находится в Краснодаре.

ЗАДАЧИ ЗАО «ТАНДЕР»:

1. Стать мощной финансовой компанией, способной динамично развиваться без привлечения финансов и инвестиций извне.


2. Применение новейших технологий в деятельности компании.

3. Обеспечение высочайшего сервиса по доставке заявленного ассортимента с оптимальным охватом клиентов с максимально возможной прибылью.

Компания «ТАНДЕР» имеет 20 филиалов по России: Краснодар, Ставрополь, Сочи, Пятигорск, Волгоград, Армавир, Новороссийск, Сочи, Саратов, Волгоград, Санкт-Петербург, Москва, Липецк, Воронеж, Орел, Самара, Белгород, Курск, Орел, Ярославль, Ульяновск, Тольятти РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ- более 50 магазинов «МАГНИТ» Дата открытия - июль 1997 года Ростовский филиал представлен в следующих городах Ростовской области: Таганрог, Волгодонск, Семикаракорск, Азов, Сальск, Гуково, Каменск-Шахтинский, п. Веселый, п. Лиховской, п. Кулешовка, Батайск, Шахты, Белая Калитва, Красный Сулин, Константиновск

Розничная сеть "Магнит" будет расти на 100 магазинов ежемесячно.

Сеть магазинов "Магнит", занимающая третью строку в рейтинге продовольственных ритейлоров России, активизирует развитие в российских регионах. Как стало известно Retail.Ru, согласно генеральному плану развития сети, с апреля 2005 года управляющая компания "Тандер" будет открывать не менее 100 магазинов ежемесячно.

Филиал ЗАО "Тандер" - магазины «Магнит» в Санкт Петербурге было образован 24.12.2013 года на основании свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановки на налоговый учёт.

Филиал ЗАО "Тандер" - магазин «Магнит» было создано на основе российского законодательства. В своей повседневной деятельности данное торговое предприятие руководствуется нормами российского права, законодательно-правовыми актами Ленинградской области, а также внутренними организационно – нормативными документами, такими как: Положение о магазине, Положения о структурных подразделениях, Должностными инструкциями на различных работников, организационной схемой управления предприятием, а также различными распорядительными документами.

Предприятие возглавляет генеральный директор, которому в свою очередь подчинены четыре директора хозяйственно самостоятельных торговых подразделений, каждое из которых осуществляет определенное направления торговой деятельности.

Каждому из четырех директоров подчинена собственная бухгалтерия, которая выполняет роль штабного подразделения. (Описывается система управления предприятием в целом по всей торговой сети) В свою очередь, через систему линейных связей, каждому из четырех директоров подчинен старший менеджер, имеющий в своем подчинении кассиров (2-4 чел.), администраторов (3-5 чел), зав. отделами (3-5 чел.). В свою очередь зав. отделами подчинены продавцы и ст. продавцы (15-30 чел.).


Таким образом, мы видим, что организационная структура «Магнита», в отношении торговой деятельности, организована по товарному принципу. Несомненным достоинством данной системы является то что она позволяет организовать эффективный торгово-технологический процесс и процесс обслуживания покупателей пол каждому из торговых структурных подразделений и торговых залов. В то же время недостатком данной системы является, то, что она приводит к значительному дублированию функциональных обязанностей бухгалтерских служб и вызывает сложную систему взаимоотношений между различными торговыми подразделениями.

Вспомогательная и обслуживающая деятельность на предприятии организована на основе штабных связей. Генеральному директору напрямую подчинена служба маркетинга, выполняющая штабную роль.

Также генеральному директору подчинена коммерческая служба, которую возглавляет коммерческий директор, имеющий одного заместителя и 15 сотрудников.

Каждый из этих руководителей подчинен коммерческому директору на основе функциональных полномочий. Таким образом, можно сделать вывод, что организационная структура «Магнита» построена в основном на комбинированном использовании товарной структуры управления, которая дополнена элементами штабной структуры, структуры ограниченного функционализма и матричной структуры.

В настоящее время на предприятии данная структура управления функционирует достаточно эффективно, поскольку она достаточно отработана и между сотрудниками различных подразделений уже налажена система формальных и не формальных взаимоотношений.

В то же время основным недостатком данной системы является ее чрезмерная сложность и запутанность, которая усложняет систему взаимодействия сотрудников различных подразделений и замедляет прохождение информации. Но данная система на наш взгляд не может быть упрощена (в крайнем случае, не значительно модернизирована) поскольку в организации работает большое количество сотрудников и предприятие имеет дело с огромной товарной номенклатурой.

Вся хозяйственная коммерческая и маркетинговая деятельность нашего предприятия в целом и нашего отдела в частности осуществляется в рамках организационной структуры, которая имеет следующий вид (Приложение 1).

2.2. Изучение основных направлений коммерческой деятельности

Магазин «Магнит» представляет собой универсальный магазин смешанного типа с широким ассортиментом. Отдельно следует отметить тот факт, что магазин «Магнит» занимается торговлей только продовольственными товарами. Остальные торговые отделы работают в магазине на правах аренды и являются юридически и хозяйственно не зависимыми.


Внутренняя планировка магазина основана на комбинированном использовании линейной и боксовой планировок, причем все торговое оборудование расположено вдоль стен, оставляя место в центре торгового зала свободным. Данный подход, хотя и является достаточно удачным с точки зрения удобства обзора для покупателей, тем не менее, не позволяет оптимально использовать торговые площади магазина. Решить данную проблему возможно с использованием принципов и методов размещения товаров на основе мерчендайзинга.

Следует отметить, что спрос на продовольственные подгруппы достаточно стабилен и даже имеет тенденцию к расширению. В последние годы темп спроса на продовольственные товары увеличивается в среднем на 5 – 15%. Это происходит под действием ряда факторов, наиболее значительными из которых являются:

  1. Расширение ассортимента. Последние десятилетие ассортимент продовольственной продукции значительно расширился (равно как и другие подгруппы). В основном расширение происходит под действием иностранных товаров.
  2. Реклама. Продовольственные товары являются подгруппой, которая достаточно интенсивно рекламируется производителями. Вследствие этого постоянно растет спрос на данные товары.
  3. Изменения в покупательских привычках. В последние годы произошли существенные изменения в поведении покупателей. Все большое их количество постоянно опробуют новые товары. Это приводит к повышенному спросу на отдельные подгруппы. Например, на фоне стабильного спроса на черный чай, спрос на зеленый растет на 20-30% ежегодно.

На основе опроса торговых работников отдела и экспортных мнений авторов данной работы можно сделать заключение о том. что основными мотивами покупок покупателей данного отдела являются:

Органолептические (вкусовые) показатели товаров;

  1. Ассортиментный перечень товаров;
  2. Традиционное поведение покупателей;
  3. Цена продукции;
  4. Качество.

Отдельно следует отметить, что покупатели из разных сегментов по разному относятся к качеству продукции. Если для покупателей первого сегмента оно достаточно важно, но уступает по значимости цены, то для покупателей второго сегмента оно является если и не определяющем, то довольно важным и значимым. При этом уровень значения качественных характеристик изменяется в зависимости от уровня доходов покупателей. Особое значение для обоих сегментов имеют не сколько уровень качества товаров, сколько отсутствие фальсификации товаров.


Ассортимент продовольственных товаров магазина формируется под действием ряда факторов, основными из которых являются экспертные мнения работников магазина и предложения поставщиков. Тем не менее, факторы формирования ассортимента должны быть изучены на более системной и научной основе (Приложение 2).

Глава 3. Предложения по совершенствованию торгово-технологического процесса

3.1. Совершенствование коммерческой и торговой деятельности предприятия

Ассортимент вкусовых товаров магазина формируется под действием ряда факторов, основными из которых являются экспертные мнения работников магазина и предложения поставщиков. Тем не менее, факторы формирования ассортимента должны быть изучены на более системной и научной основе (Приложение 2).

Текущая ассортиментная политика предприятия должна формироваться именно под воздействием данной группы факторов. Именно данные факторы должны лечь в основу разработки ассортиментной политики нашего магазина.

Важным показателем деятельности магазина является структура ассортимента и товарооборота магазина по данным товарным подгруппам. Анализ ассортимента и товарооборота по структуре, возможно, осуществить на основе сводной таблицы АВС – анализа (Приложение 3).

Данные получены экспертным путем, т. к. в магазине не ведется работа по точному учету данных показателей или же они являются конфиденциальной и автором, работы представлены не были.

На основе полученных результатов, возможно, произвести АВС – анализ, который должен лечь в основу управления ассортиментом.

Таким образом, по результатам АВС - анализа можно сделать вывод, что товары группы «А» формируют 60% всего товарооборота магазина, в то время как их доля в структуре ассортимента составляет только 10% (Алкогольные напитки).

Товары группы «В» (Кофе и кофейные напитки, пряности и приправы) формируют только 15% товарооборота, при доли в структуре ассортимента в 10%.