Файл: Финансовый механизм (Экономическая сущность финансового механизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Финансы представляют собой движущую силу развития национальной экономики и национального хозяйства. Финансовый отношения складываются успешно только в том случае, если государством создаются все необходимые условия. При реализации своей экономической политики все хозяйствующие субъекты, в том числе и государство, применяют финансовый механизм, представляющий собой часть общего хозяйственного механизма.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что финансовый механизм – это наиболее подвижная составляющая финансовой политики. Она изменяется в связи с требованием решения оперативных задач управления финансовой сферой, и в связи с этим финансовый механизм чутко реагирует на все перемены в экономической и социальной сферах государства. Несоответствие финансовой политики, в том числе и финансового механизма, требованиям развития экономики может создать значительные трудности и обязательно препятствует реализации имеющихся возможностей. Поэтому при разработке финансового механизма необходимо использовать научный подход, который предполагает его адекватность уровню экономического и социального развития, а также постоянное использование достижений финансовой теории.

Целью данной работы является изучение сущности и особенностей функционирования финансового механизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть экономическую сущность финансового механизма;

- дать характеристику структуре финансового механизма и его отдельным элементам;

- рассмотреть особенности и проблемы функционирования финансового механизма в России на современном этапе;

- определить меры по совершенствованию финансового механизма в России.

Объектом исследования в данной работе будет выступать финансовый механизм, а предметом – его сущности и особенности функционирования.

В работе будут использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Тема финансовой системы государства и в частности финансового механизма является достаточно изучаемой, и давно исследуется учеными всего мира. В связи с этим методологической и теоретической основой работы будут выступать исследования ведущих отечественных и зарубежных экономистов. К ним относятся Городовой Т.Д., Иванович Б.И., Зиновьева Ю.О., Кирдина С.Г., Крохина Ю.А., Петрова Г.В., Плотницкий М.И., Салимгареева Г.Р., Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Тутаев Р.М., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Родионова В.М., Шитов В.Н., Юдина Ю.А. и др.


Правовую базу работы будут составлять положения нормативных актов России.

Глава 1. Теоретические аспекты финансового механизма

1.1 Экономическая сущность финансового механизма

Финансовый механизм является частью общего хозяйственного механизма и представляет собой совокупность форм и видов организации финансовых отношений, методов и условий исчисления, используемых при образовании финансовых ресурсов, использовании и образовании денежных фондов целевого назначения.

В экономической науке до сих пор не сформировалось общего мнения касательно определения термина финансовый механизм. Некоторые исследователи при его описании не берут во внимание финансовые рычаги, другие не учитывают финансовые методы, в третьи меняют финансовые рычаги и методы на систему управления финансами.

В общем виде можно сказать, что финансовый механизм – это система финансовых форм, методов, рычагов и инструментов, которые используют в финансовой деятельности государства и предприятия при соответствующем нормативном, правовом и информационном их обеспечении, а также при соответствующей финансовой политике на микро- и макроуровне[1]

Финансовый механизм направлен на стимулирование всего воспроизводственного процесса – начиная от производства и заканчивая потреблением. Он должен создавать самые лучшие условия для протекания макроэкономических процессов, а на микроуровне содействовать эффективному и слаженному взаимодействию всех элементов экономической системы – налоговых, бюджетных, валютных, банковских и др.

Финансовый механизм применяется для влияния на социальную сферу и экономику, проведения одной финансовой политики на местном, федеральном, региональном уровнях и на уровне хозяйствующих субъектов.

Воздействие финансового механизма на социальную сферу и экономику проводится, с одной стороны, через структуру финансового механизма и нацеленность его различных частей на решение некоторых задач и достижение реального эффекта, с другой – через финансовые ресурсы, которые формируются в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и инвестируемые в удовлетворение потребностей общества.


Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований, организаций и домохозяйств. Используя различные элементы финансового механизма, экономические субъекты стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, изменение финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами[2].

Функционирование финансового механизма и его назначение реализуются посредством двух основных функций – финансового обеспечения и финансового регулирования экономических и социальных процессов в государстве. Однако, данные функции являются полной теоретической абстракцией. Финансовое обеспечение одновременно выполняет функцию регулирования в такой же мере, как и регулирование может осуществлять функцию финансового обеспечения.

Количественная и качественная характеристики финансового механизма определяются тем, какой объём финансовых ресурсов сосредотачивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какой является технология их сосредоточения и использования. Очень важно правильно выбрать именно технику этих процессов, то есть субъект и объект сосредоточения и использования финансовых ресурсов, показатели, ставки, нормы, сроки, санкции, льготы, то есть весь инструментарий осуществления движения фондов денежных средств.

Так, финансовое обеспечение осуществляется путём использования методов самофинансирования, кредитования, внешнего финансирования, которое включает в себя бюджетное финансирование, инвестирование, аренду и др. каждый из этих методов имеет свою особенность практического применения. При самофинансировании проводятся расчеты целесообразности и эффективности использования собственных средств, формы их мобилизации и т.п.; при кредитовании определяются условия предоставления кредитов, гарантии и сроки их возврата, окупаемость и эффективность кредитов; при бюджетном финансировании учитываются условия определения объёмов финансирования, периодичность поступления средств, нормы определённых видов расходов и др.


Финансовое регулирование – это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при использовании финансов. Используя финансы, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя капитал на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить своё развитие за счёт собственных средств.

Аналогично при разработке методов мобилизации ресурсов путём дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ, услуг. Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так как финансы являются распределительными и перераспределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути – это методы распределения[3].

Исходя из своих функций, финансовый механизм делится на два вида – директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм – это такой механизм, который формируется для той сферы финансовых отношений, одним из субъектов которой является государство. Сюда относятся налоги, государственные кредиты и займы, устройство бюджетной системы, реализация бюджетного процесса, финансовое планирование и т.д.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики, либо одна из сторон этих отношений – агент государства.

Регулирующий финансовый механизм определяет основы функционирования отдельной части финансовой системы, которая не включает в себя интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования[4].


1.2 Структура финансового механизма и его элементы

Структура финансового механизма состоит из пяти элементов, которые взаимосвязаны между собой.

1) Финансовые методы.

Финансовые методы представляют собой методы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс в целом, а также на процесс формирования и использования различных фондов денежных средств. Выделяются следующие финансовые методы:

- финансовый учет;

- финансовый анализ;

- финансовое планирование и прогнозирование;

- финансовый контроль;

- финансовое регулирование;

- система расчетов;

- кредитование;

- налогообложение и др.

Указанные методы финансового управления формируются из специальных финансовых приемов, таких как кредиты, процентные ставки, валютные котировки, курсы ценных бумаг и т.п.

2) Финансовые рычаги.

Под финансовыми рычагами понимаются специальные финансовые инструменты, которые в общем виде представляют собой любой контракт, согласно условиям которого происходит увеличение финансовых активов одного хозяйствующего субъекта при одновременном повышении у другого субъекта его финансовых обязательств.

Финансовые активы здесь включают в себя денежные средства, а также право получить от иного субъекта денежные средства или иные финансовые ресурсы. Финансовые обязательства – это контрактные обязательства уплатить денежные средства иному хозяйствующему субъекту или предоставить ему любой иной оговоренный вид финансовых ресурсов[5].

Иными словами, финансовые документы представляют собой документы, обладающие денежной стоимостью, которые помогают осуществлять операции на финансовом рынке.

Все финансовые рычаги делятся на первичные и вторичные. Первичные включают в себя денежные средства, ценные бумаги, кредиторскую и дебиторскую задолженность и т.п. Производные финансовые рычаги – фьючерсы, опционы, форвардные контракты, процентные и валютные свопы и др. – образуются от первичных и используются они в банковской и финансовой сферах[6].

3) Правовое обеспечение.

К правовому обеспечению функционирования финансового механизма относится все действующее законодательство, – законодательные акты, указы Президента страны, постановления Правительства РФ и т.п. – регламентирующее предпринимательскую и финансовую деятельность. Вся финансовая деятельность хозяйствующих субъектов должна находиться под постоянным контролем государства, а именно он должно регулировать: