Файл: Финансовый механизм (Экономическая сущность финансового механизма).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- финансовые аспекты создания субъектов предпринимательства;

- налоговые отношения хозяйствующих субъектов;

- процедуры банкротства предприятий и т.п.

4) Нормативное обеспечение.

В состав нормативного обеспечения действия финансового механизма входят соответствующие инструкции, нормативы, методические указания, тарифные ставки и т.д.[7]

5) Информационное обеспечение.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма представляет собой процесс постоянного целенаправленного поиска и подбора определенной информации, которая требуется для принятия и реализации эффективных решений в отношении финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Здесь следует отметить, что чем больше финансовых ресурсов используется в деятельности субъекта, тем больше требований предъявляется к качеству такой информации.

Все элементы финансового механизма являются составной частью единого целого и в то же время функционируют относительно самостоятельно. В этой связи возникает необходимость постоянного согласования их деятельности, так как внутренняя увязка структурных подразделений финансового механизма является важным условием его функционирования[8].

Структурные элементы финансового механизма различаются по сложности и разветвленности:

- для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;

- в страховых организациях широко развита система резервных фондов;

- для финансового механизма предприятий определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений.

Финансовый механизм приводится в действие с помощью установления количественных параметров каждого его элемента, например, определения налоговых ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и прочее. Эти параметры и способы их определения являются наиболее подвижной частью финансового механизма. Они чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом, чаще подвергаются корректировке[9].

Помимо перечисленных элементов, составляющих финансовый механизм, в финансовом менеджменте следует также учитывать и такие внешние рыночные регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фондовом рынке и т.н. По мере становления рынка в нашей стране роль названных регуляторов будет возрастать, следовательно, будет возрастать их воздействие на финансовое состояние хозяйствующего субъекта[10].


Глава 2. Анализ финансового механизма в современной России

2.1 Особенности и проблемы функционирования финансового механизма в России на современном этапе

Как уже отмечалось выше, финансовый механизм представляет собой механизм распределения и контроля финансовых ресурсов и фондов денежных средств. Действие финансового механизма можно проследить во взаимодействии юридических и физических лиц с бюджетом, налоговой и кредитно-финансовой системами, страховой отраслью и т.п. Финансовый механизм оказывает влияние на пропорции распределения вновь созданной стоимости.

В последние годы вопросы проведения государственной финансовой политики и проблемы функционирования финансового механизма требуют большого внимания со стороны руководства страной. Роль финансового механизма в экономическом и социальном развитии Российской Федерации огромная. От степени его рациональности зависят темпы развития промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, связи и иных отраслей, а также субъектов России. Финансовая политика должна решить в определенных экономических и социально-политических условиях несколько задач, которые заключаются в наиболее полном использовании финансовых ресурсов, увеличении эффективности их использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры при действующих финансовых механизмах[11].

Непроработанность процессов распределения, составляющих функционирование всего финансового механизма, может стать причиной возникновения большого количества проблем во всех сферах общественной жизни – экономической, социальной, финансовой и др. Мировые кризисы последнего десятилетия оказали отрицательное влияние на экономику Российской Федерации и выявили слабые места финансовой системы страны, в том числе и в работе финансового механизма. Основными факторами, мешающими эффективному функционированию финансового механизма в России, являются:


1) Экономические факторы:

- зависимость отечественной экономики от цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке;

- сохранение уровня инфляции на высоком уровне;

- относительно невысокий потребительский спрос населения в отдельных регионах страны.

2) Социальные факторы:

- существенные различия в уровнях доходов населения;

- нахождение значительной части граждан страны за чертой бедности.

3) Финансовые факторы:

- отсутствие оптимальной структуры доходов и расходов государственного бюджета;

- преобладания в бюджете страны доходов от реализации продукции нефтегазовой промышленности при одновременном дефиците поступлений из иных отраслей народного хозяйства;

- направление большей части бюджетных расходов на финансирование национальной безопасности и государственные социальные программы.

Следует отметить также наличие такой негативной тенденции как недофинансирование таких важнейших отраслей как образование, наука, культура, спорт, медицина. Ведь именно от них зависит дальнейшее экономическое и социальное развитие России, а также научно-технический прогресс и внедрение инноваций в жизнь общества[12].

Среди причин, которые привели к возникновению указанных проблем, можно выделить следующее:

- во-первых, в большинстве своем субъекты реализации финансового механизма часто используют его не в интересах экономического и социального развития российского общества, а в интересах тех или иных групп людей или даже отдельных личностей;

- во-вторых, в России практически отсутствуют такие механизмы регулирования первичного распределения доходов в негосударственном секторе, которые способствовали бы ликвидации таких существенных различий между доходами руководителей и сотрудников;

- в-третьих, отсутствие четкой и проработанной методологической базы процесса распределения бюджетных средств, а также обоснования прогнозов результатов реализуемых финансовых мер, в большей степени это касается реформирования социальной и экономической сфер;

- в-четвертых, недостаточное финансовое стимулирование региональной и местной власти на развитие подведомственной им территории;

- в-пятых, отсутствие прозрачности в процессе движения денежных средств и финансовых ресурсов между участниками бюджетного процесса[13].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что существующий в России финансовый механизм функционирует недостаточно эффективно, он не полной мере реагирует на процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов и не может обеспечить необходимого контроля над их движением. Таким образом, совершенствование финансового механизма должно привести к решению определенных экономических, социальных и финансовых проблем. Большое значение при этом имеет финансовый контроль, реализуемый на основании сложившихся в мировой практике принципов, а именно:


- объективность и независимость;

- прозрачность государственного финансового контроля;

- продуктивность;

- честность и неподкупность субъектов финансового контроля и т.п.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие направления совершенствования функционирования финансового механизма в современной России:

1) Формирование обоснованных целей государственной финансовой политики и их включение в общую систему целей экономического и социального развития страны.

2) Развитие партнерства между государством и бизнесом, активное участие органов власти на всех уровнях управления в процессе создания такой бизнес-структуры, которая будет отвечать всем требованиям современного уровня развития рынка.

3) Использование всех инструментов управления рисками для формирования системы мер превентивного характера, которые бы помогли ликвидировать вероятность реализации финансовых рисков при колебаниях отечественной и мировой экономики и возникновении кризисных ситуаций.

4) Создание в регионах отраслевых кластеров инновационного развития приоритетных и креативных направлений хозяйственной деятельности.

5) Разработка системы налоговых льгот для отдельных видов деятельности с целью стимулирования их развития, в большей степени инновационного.

6) Проведение научных исследований для изыскания принципиально новых способов аккумулирования средств в государственном бюджете, нахождения новых форм их использования, а также разработки более современных принципов бюджетного планирования и финансового контроля.

7) Организация эффективного финансового контроля над процессом формирования государственного бюджета и строгим использованием бюджетных средств по целевому назначению, а также усиление контроля на этапе обоснования тех или иных бюджетных расходов[14].

Таким образом, соблюдение этих требований к формированию и работе финансового механизма должно стать залогом его эффективного применения в процессе реализации государственной финансовой политики и управления финансовыми ресурсами в России.

2.2 Меры по совершенствованию финансового механизма в России

В рамках указанных направлений модернизации работы финансового механизма России, правительством страны разрабатывается целый комплекс мероприятий в различных сферах финансового сектора.


Изучение направлений работы финансового механизма России является одним из главных условий оценки экономической ситуации в стране и определения недочетов в функционировании сложившейся финансовой системы в целом. Так, к примеру, при реализации ценовой политики посредством определенных нормативных, административных и бюджетно-финансовых мер методов воздействия на уровень цен государство помогает сглаживать циклические колебания воспроизводственных процессов.

Для того, чтобы повысить эффективность действия финансового механизма России в области ценового регулирования, необходимо:

- снизить уровень роста цен по причине обесценения денег, устранить существующий дисбаланс между уровнем цен на те или иные товары или услуги;

- достичь необходимых соотношений в развитии производства товаров и услуг;

- снизить темпы повышения заработной платы, которая растет прямо пропорционально увеличению уровня цен;

- оказать финансовую помощь государственным секторам производства, защитить национальное производство от иностранной конкуренции, развивать внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий;

- максимально эффективно использовать средства государственного бюджета для финансирования социально-экономических мероприятий[15].

Главными задачами бюджетной политики как одной из областей действия финансового механизма государства должны явиться:

1) Снижение нефтегазового дефицита, потому что бюджетная система Российской Федерации находится в сильной зависимости от нефтегазовой отрасли.

2) Корректировка структуры расходов государственного бюджета, потому что на сегодняшний день она не является оптимальной для обеспечения достойного уровня развития экономики.

3) Более качественное финансово-экономическое обоснование введения новых бюджетных расходов.

4) Повышение эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение адекватности полученных результатов затраченным финансовым ресурсам.

5) Совершенствование системы межбюджетных отношений, которые в результате должны быть направлены на стимулирование органов власти на всех уровнях государственного управления к созданию привлекательных условиях развития предпринимательства и инвестирования.

6) Устранение постоянных изменений в отечественной налоговой системе.

Исходя из задач бюджетной политики России, необходимо отметить, что она не может формироваться отдельно от налоговой политики.