Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако элементы управления присутствовали не только в экономической сфере в процессе поиска и распределения ресурсов, но и при защите поселений от врагов и диких животных, а также для поддержания порядка внутри самого первобытного общества.

Становление менеджмента продолжается в Древнем Мире. Каста жрецов переходит в статус религиозных управленцев, наделённых особой властью. Помимо исполнения ритуалов, жрецы занимались делами государства, вели учет и контроль распределения ресурсов, осуществляли планирование, организовывали совместную деятельность населения, то есть выполняли основные функции управляющего[21].

С усилением значимости роли менеджмента связано и появление письменности, поскольку администрирование требовало особых навыков, позволяющих хранить, обрабатывать и передавать самый ценный ресурс – информацию. Одним из самых значимых событий в развитии менеджмента можно считать создание «Кодекса Хаммурапи» (1750 г. до н.э.) – первого свода законов, не только регулирующих общественные взаимоотношения, но и предписывающих строгий регламент управления государством[22].

Именно в этот период появляется строгая, формальная система организации людей и их совместной деятельности, ориентированная на осуществление правления в лице одного индивида – императора, «верховного менеджера». Ключевую роль в развитии менеджмента сыграли процесс индустриализации и, как следствие, становление капитализма.

Научно-технический прогресс вывел производство за рамки мануфактуры, стремительный рост размеров производственных единиц и значительное усложнение их организационной структуры, спровоцировал отделение собственности от менеджмента: управлять крупным интегрированным предприятием единолично стало невозможно, возникала необходимость в профессиональном менеджменте[23].

Стоит отметить, что произошедшие изменения не могли бы иметь места без соответствующей смены парадигмы в так называемых «встроенных институтах» - морально-этических и религиозных установках общества. Такая смена связана, прежде всего, с развитием протестантизма – религиозного течения, в рамках которого богатство перестало быть греховным, оно являлось доказательством упорного труда, считавшегося священной обязанностью каждого человека.

Предпринимательство, изначально направленное на получение прибыли, перестала отторгаться обществом, а управление бизнесом стало профессиональной деятельностью.


Становление менеджмента как науки происходит в 1910 г. и связано преимущественно со стремлением максимально оптимизировать производственные процессы для снижения издержек предприятия. Возникает Школа Научного Менеджмента, которая ассоциируется с трудами Фредерика Тэйлора. Ключевая идея теории научного менеджмента заключается в увеличении производительности труда путем усовершенствования отдельных трудовых операций.

Тщательный анализ каждого участка производственной цепи и деятельности работников, оперирующих на нем, позволили значительно сократить время выполнения стандартизированной задачи. Рост производительности труда дал возможность получать большее количество готового товара за единицу времени и достигать экономии на масштабе[24].

Основными принципами научного менеджмента Ф. Тейлора являются научный под- ход к каждому элементу работы, подбору и обучению персонала, создание единой системы оплаты труда, основанной на результатах деятельности каждого участника производства, разделение ответственности между менеджментом и персоналом, которое позволяло высшему эшелону управления заниматься стратегическим планированием и анализом[25].

В 1920-ые годы возникает Классическая Школа Менеджмента, в которой основное внимание уделяется управлению организацией как единой системой. Анри Файоль, один из самых известных специалистов в теории управления ХХ века, подчеркивал значимость административной функции руководства, заключающейся в планировании, организации деятельности, координации, мотивации и контроле. Анри Файоль сформулировал 15 универсальных принципов менеджмента. В своих работах автор акцентирует внимание читателя на понятие «меры» - степени, в которой для организации целесообразно следование изложенным им идеям[26].

Другим ярким представителем Школы Классического Менеджмента является Честер Барнард, осветивший в своих трудах значимость единства формальной и неформальной организации. Роль управляющего, по его мнению, заключается в поддержании коммуникаций, обеспечении усилий индивидов, формулировке и распределении целей и задач, преподнесение миссии организации в виде, доступном пониманию каждого сотрудника.

В 1930-ые годы в теории менеджмента господствует Школа Человеческих Отношений. Ее возникновение ассоциируется с исследованиями Элтона Мэйо – американского психолога и социолога. В ходе хоторнских экспериментов он пришел к выводу, что на производительность труда гораздо сильнее влияют психологические факторы, а не материальные стимулы. Несовместимость жесткой формально структуры организации с социальной природой человека являлась проблемой, решение которой возлагалось на плечи менеджмента.


Значимый вклад в развитие школы внесли и работы Мэри Паркер Фоллет, которая видела основную задачу руководства в интеграции труда и капитала. В своих трудах Фоллет выдвигает идею об участии работников в управлении и использовании достижений научной психологии для создания атмосферы взаимного доверия и единства целей и стремлений всех членов организации[27].

Четвертым этапом в эволюции теории менеджмента стала Школа Науки Управления, последователи которой занимались разработкой и использованием статистических подходов и математических моделей для решения прикладных задач. Важным достижением этого периода стала теория принятия решений, позволяющая построить математические модели, выявить алгоритмы поиска оптимума при помощи эмпирических данных и инструментов прогнозирования[28].

В 1960-1970-х гг. формируются новые взгляды на сущность и функции менеджмента. В рамках системного подхода теоретики и практики приходят к выводу о том, что организация – открытая, интегрированная система, в значительной степени подверженная влияниям внешней среды и способная приспосабливаться к ней. Большой вклад в теорию управления внес и ситуационный подход, заключающийся в отказе от универсальных принципов управления. Перед менеджером ставится новая задача - оценка ситуационных переменных и выбор той управленческой технологии, которая сработает лучше в каждой конкретной ситуации[29].

Главным достижением теории менеджмента 1980-х гг. можно считать схему 7-С компании MacKinsey, предложенную Т. Питерсом и Р. Уотерманом. Модель предлагает совершенно инновационный взгляд на структуру компании, уделяя внимание не только совокупности материальных ценностей, но и внутренней социальной среде. 7-С позволяет оценить основные элементы макросреды и степень эффективности бизнес-процессов, протекающих в ней. В то же время, авторы подчеркивают значимость человеческого фактора и влияния системы общих ценностей и миссии фирмы на действие каждого элемента в системе[30].

В настоящее время проявлениями кризиса корпоративного управления можно назвать следующие факторы. Некоторые владельцы бизнесов, которые два-три года назад отошли от оперативного управления своими компаниями, в условиях кризиса вновь возвращаются к выполнению своих управленческих функций. Все большее количество компаний отказывается от привлечения дорогих иностранных независимых директоров, сокращается численность аппарата совета директоров. Со всей очевидностью наметилась тенденция к снижению транспарентности бизнеса. Участились случаи нарушения прав миноритарных акционеров, связанные с принудительным выкупом их акций по заниженной стоимости или незаконным размыванием их доли в акционерном капитале компаний. Вместе с тем уже начинают просматриваться мировая тенденция к универсализации стандартов корпоративного управления. Его главным трендом должно стать движение в сторону «прагматизации» и рационализации, и как следствие значительное усиление финансового и аналитического подразделений, причем как в количественном, так и в качественном отношении.


Отсюда очень важно, какова мотивация менеджмента. Если менеджер просто «сидит на зарплате», то эффективность будет чрезвычайно низка. Выход – сделать его акционером. То есть если менеджера сделать заинтересованным в капитализации, его поведение будет кардинально отличаться от просто «наемного рабочего». Таким образом, отличие капиталистических компаний в том, что биржа – величайшее изобретение человечества – делает поведение людей устремленным.

Однако у этого кризиса есть одна хорошая сторона – нормализация рынка труда. Ранее наблюдался дефицит квалифицированного персонала и высокие цены на любых специалистов. И только с началом кризиса появилась адекватная денежная оценка квалификации, как со стороны компаний, так и со стороны самих специалистов. В нашей стране многие предприятия являются градообразующими или обеспечивающими существенную долю занятости в городе. И эту занятость важно поддерживать даже в тяжелой экономической ситуации. С другой стороны, для того, чтобы выжить в условиях кризиса, предприятия должны повышать эффективность своей деятельности, повышать производительность труда, сокращать затраты вслед за сокращением объемов производства. Надо воспользоваться ситуацией и изучать то, что сегодня происходит. Такая натурная экспериментальная ситуация повторяется раз в десять лет, а то и реже[31].

Эффективность же предпринимаемых действий покажет время, но многое от самих менеджеров, к сожалению, не зависит, так как им противостоит масса неконтролируемых ими факторов, а также российская бюрократии и груз устаревшего мышления. Сегодня в деловом сообществе начинается этап критического переосмысления прошлого опыта и поиски контуров новой, послекризисной модели корпоративного управления, которая в большей степени будет соответствовать реальным интересам российского бизнеса. Модели, в которой, как можно предположить, больший акцент будет сделан на финансовый менеджмент и управление рисками, на совершенствование внутреннего аудита, транспарентность, повышение требований к подбору состава и профессиональному уровню советов директоров. Кризис должен дать импульс развитию рынка профессиональных независимых директоров и квалифицированных менеджеров, который в России пока так, к сожалению, и не сложился.

1.3. Функции управления

Функции управления – это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Для того, чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление[32]. При этом, под содержанием подразумеваются действия, которые в рамках конкретной функции осуществляются в процессе управления организацией определенного типа и уровня управленческой иерархии воздействия внутренних и внешних факторов.


Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование[33].

Параллельно с современным, вышеназванным подходом, до сих пор в учебной литературе и практической деятельности представляется процессный подход А. Мескона. В соответствии с ним, управленческий цикл включает функции: планирование; организация, мотивация; контроль.

Последовательность выполнения данных функций управления обеспечивает управление любым объектом (национальной экономикой, отраслью, предприятием). Если процесс управления рассматривают как сумму всех, по варианту Мескона, взаимосвязанных между собой функций управления, то весь управленческий цикл можно изобразить на рисунке 1. Функции управления в любом варианте дополняют и сочетаются друг с другом в совокупности и взаимосвязи они образуют цикл управления и отражают содержание повседневного управления организацией[34].

Рисунок 1 - Управленческий цикл

Планирование – функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации, задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Таким образом, планирование предполагает три взаимосвязанных управленческих действий: определение целей, оценка существующего состояния управляемой системы и описание действий, направленных на достижение целей[35].

Еще одна функция управления – «организация», связанная с постановкой и группированием задач для структурных уровней и подразделений и выделением ресурсов для реализации этих задач.

Мотивирование – это руководящая функция, связанная с использованием управленческого воздействия для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности управляющей системы. Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала объекта управления[36].

Контроль – функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения субъекта управления к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи[37].