Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Зона катастрофического риска - область потерь, которые по своей величине превосходят критический уровень и могут достигать величины, равной стоимости всего имущества организации.

В целом для оценки риска необходимо выполнить следующие процедуры:

  • выявить полный перечень возможных рисков;
  • определить вероятность их проявления;
  • оценить ожидаемый размер убытков;
  • проранжировать убытки по вероятности наступления;
  • установить приемлемый уровень риска, определить зону риска, после чего отбросить все риски, вероятность наступления которых ниже данного уровня (например, организация не рассматривает риски, вероятность появления которых не превышает 0,25). Однако если ущерб, возникающий при проявлении риска, велик, его необходимо оставить в перечне, даже если его вероятность мала.

Когда риски определены и среди них выявлены наиболее существенные, необходимо разработать меры по профилактике и нейтрализации каждого из них.

«При решении этой задачи следует использовать методы активации творческого мышления разработчиков бизнес-плана (как индивидуальные, так и коллективные)» [12].

2.3 Методы снижения риска

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Для того чтобы снизить степень риска применяют различные способы:

  • диверсификация;
  • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
  • лимитирование;
  • самострахование;
  • страхование;
  • хеджирование;
  • приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
  • учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Наиболее важны и существенный способ снижения риска - диверсификация – распределение инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой (например, хранение денег в различных банках). «Но посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т. п.» [14].

Лимитирование - это установление предела, т.е. максимальных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование применяется при выдаче ссуд банками для снижения степени риска, при предоставлении займов, при продаже товаров в кредит.

Самострахование – это когда предприниматель предпочитает подстраховать сам, а не покупать страховку где-либо. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.


Страхование - один из наиболее распространенных способов снижения рисков. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В общем случае страхование - это соглашение, согласно которому страховщик (например, какая-либо страховая компания), за определенное обусловленное вознаграждение (страховую премию), принимает на себя обязательство возместить убытки или их часть (страховую сумму) страхователю (например, хозяину какого-либо объекта), произошедшие вследствие предусмотренных в страховом договоре опасностей и/или случайностей (страховой случай), которым подвергается страхователь или застрахованное им имущество.

Идея хеджирования заключается в том, что люди, обладая разными знаниями, опытом, информацией о положении дел и т.п., по разному оценивают ситуацию и перспективы ее развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены актива.

Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.

Применение на практике всех выше перечисленных методов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением.

В конкретных случаях выбор средств снижения риска зависит от возможностей его предсказания. Предвидимые, но плохо контролируемые риски могут быть снижены за счет диверсификации производства и использования резервной системы поставки ресурсов.

Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков.


ГЛАВА 3. Анализ коммерческих рисков и методы их снижения на предприятии «Акрон»

2.1 Краткая характеристика предприятия «Акрон»

Группа «Акрон» — один из ведущих российских и мировых производителей минеральных удобрений с диверсифицированной продуктовой линейкой, включающей сложные минеральные удобрения – NPK, NP, сухие смешанные удобрения, и азотные удобрения – карбамид, аммиачную селитру, КАС.

Группа также производит продукцию органического синтеза (метанол, формалин, карбамидоформальдегидные смолы) и продукцию неорганической химии (пористая и техническая аммиачная селитра, двуокись углерода, карбонат кальция).

На NPK, смесь трех основных питательных веществ – азота, фосфора и калия – приходится около 50% от общего объема продаж Группы. «Акрон» производит около 1% от общего объема азотных и фосфорных удобрений в мире и 11% - в России.

Основные финансовые показатели Группы «Акрон» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные финансовые показатели Группы «Акрон» по МСФО

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1. Выручка от реализации продукции - всего, миллионов рублей

17 342

22 748

23 625

31 105

43 132

2. Чистая прибыль, миллионов рублей

1 389

3 383

2 464

5 668

9 891

3. EBIT, миллионов рублей

1 971

5 096

3 837

7 649

16 139

4. EBITDA[1], миллионов рублей

2 590

5 969

4 762

8 659

17 475

5. Рентабельность по EBITDA

15%

26%

20%

28%

41%

Продукция Группы «Акрон» продается более чем в 50 стран мира. В 2014 году общий объем производства аммиака и минеральных удобрений Группы (за вычетом внутреннего потребления) составил 3,6 миллиона тонн, при этом большая часть - на быстрорастущих рынках России, Китая, Южной Америки, Азии и странах бывшего СССР. В 2014 году общий объем производства продукции органического синтеза и неорганической химии Группы (за вычетом внутреннего потребления) составил 1,2 миллиона тонн.


Группа «Акрон» объединяет три производственных предприятия: ОАО «Акрон» (г. Великий Новгород), ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область) и Акционерную компанию «Хунжи-Акрон» (провинция Шаньдун, КНР).

Помимо производственных активов в состав Группы входят: ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания» (владеет лицензиями на право разработки двух месторождений апатит-нефелиновых руд Олений Ручей и Партомчорр (Мурманская область), ООО «Верхнекамская калийная компания» (владеет лицензией на разработку Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей (Пермский край).

Логистическая сеть Группы включает в себя ЗАО «Акрон-Транс» (оператор железнодорожных перевозок) и три портовых терминальных комплекса: ООО «Андрекс» (Калининград), AS BCT (Силламяэ, Эстония) и AS DBT (Таллин, Эстония).

Группа «Акрон» создала собственные сбытовые сети на основных рынках сбыта в России - ЗАО «Агронова», объединяющая региональные представительства и специализированные агрохимические предприятия в основных сельскохозяйственных регионах, и в Китае - Yong Sheng Feng, которая объединяет около 1 160 оптовых дистрибьюторов и более чем 40 000 розничных магазинов в 29 из 34 административных округов Китая. Успешно дополняет маркетинговую стратегию Agronova International Inc. - поставщик продукции Группы на зарубежные рынки.

Удачное географическое положение предприятий обеспечивает Группе устойчивую платформу для развития и роста на быстроразвивающихся рынках России и Китая.

Группа «Акрон» является членом Международной ассоциации производителей удобрений, которая объединяет более 450 производителей из 80 стран мира.

Миссия – быть надежным поставщиком на глобальном рынке минеральных удобрений, способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства, внедряя новейшие технологии и увеличивая эффективность труда.

Стратегическая цель Группы «Акрон» - стать одним из ведущих производителей минеральных удобрений в мире по объемам производства, продаж и доходности.

3.2. Оценка риска предприятия на основе показателя финансовой отчетности и анализ методов, используемых для минимизации риска

В рамках финансовой деятельности группы «Акрон» возникают две равноважные задачи:

1. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности (кредитная стратегия).

Привлекаемые ресурсы состоят из:

  • акционерного капитала (ресурсы, получаемые на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
  • ссудного капитала (ресурсы, получаемые у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
  • кредиторской задолженности (ресурсы, получаемые у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
  • реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

Группа «Акрон» для привлечения ресурсов выходит на ссудный рынок капиталов, на котором происходит кругооборот предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше, чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

В результате перед корпорацией «Акрон» возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству «Акрона» необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.

С другой стороны возникает и другая задача, стоящая перед предпринимателем - задача распределения полученных ресурсов (инвестиционная стратегия).

Инвестиции делятся на:

  • реальные (ресурсы, направленные на производственные процессы);
  • финансовые (ресурсы, направленные на приобретение финансовых инструментов);
  • интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).

Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.

Инвестиционную привлекательность и кредитоспособность предприятий корпорации можно представить как основные составляющие финансового потенциала группы.

Поскольку объем инвестиционных ресурсов субъекта ограничен, а потенциальные объекты инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает необходимость формирования инвестиционной стратегии хозяйствующего общества.

Разработки стратегии включает осуществление нескольких этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.

После выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, «директировать» деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.