Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
1.1. Понятие инновационного менеджмента
1.2. История развития инновационного менеджмента
Глава 2. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Принципы и задачи инновационного менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Существующая мировая практика доказывает, что движущей силой инновационного развития является конкурентоспособность предприятия, которую необходимо постоянно поддерживать и повышать. Благодаря инновациям, компании увеличивают число потребителей, стремятся конкурировать друг с другом и тем самым, мотивированы на улучшение своих финансовых показателей. Гарантией конкурентоспособности предприятия является уровень его технологического развития [16].
В условиях жестких рыночных отношений удержаться на рынке и развиваться дальше способны только те компании, которые не стоят на месте, двигаются по пути инноваций, а значит быстро и гибко реагируют на изменения конкурентной среды, требования рынка, эффективно организуют свой производственный процесс, оптимизируют систему управления. В быстро меняющихся условиях способны выжить только передовые компании, слабые, не развивающиеся игроки свои позиции удержать не могут. Однако, стоит учесть тот факт, что не все инновации приводят к повышению конкурентоспособности предприятия. Необходимо, чтобы они были ориентированы на новые рынки и содержали в себе уникальные разработки.
Любая инновация направлена на повышение конкурентоспособности компании в рыночной среде. На протяжении долгого времени предприятия инвестировали в технологические и продуктовые разработки. Безусловно, это важно для устойчивости компании, но современные реалии диктуют новые требования. Именно организационно-управленческие инновации становятся решающим фактором успешности того или иного предприятия.
К сожалению, в нынешних экономических условиях российским предпринимателям не до инноваций. Для того, чтобы получить конкурентные преимущества у российских предприятий нет необходимости в инновациях. Для привлечения клиентов они используют другие инструменты. Поэтому внедрению новых технологий практически не уделяется внимания. Компаниям нет нужды инвестировать в НИОКР и повышать свой технологический уровень. Даже при невысокой производительности труда, предприятие будет достаточно рентабельным. Около 36,8 % компаний совершенно не вкладывает в разработку новых продуктов и технологий. Предприятия предпочитают использовать и адаптировать уже имеющиеся технологии и продукты, доля таких порядка 29 %. А вот компаний, готовых вкладываться в разработки и новые технологии, не более 23,3 %. И только 10,9 % предприятий ориентировано на выход на мировой рынок с новыми уникальными технологиями и продуктами.
Исследованию современных подходов к теоретическим и практическим аспектам стратегического управления инновационным развитием посвящены научные разработки известных отечественных и зарубежных ученых: Берсенева Н. С., Борисова С. А., Володиной С. В., Гуреевой Е. В., Закиевой Н. М. Коршунова Г. И. и др.
Цель курсовой работы рассмотреть инновационный менеджмент, как основной фактор инновационного развития предприятия и экономики в целом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие инновационного менеджмента
2. Изучить историю развития инновационного менеджмента
3.Рассмотреть принципы и задачи инновационного менеджмента
4. Выявить ключевые аспекты менеджмента инновационных проектов
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
1.1. Понятие инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – это управление творческими процессами. Под инновационным менеджментом также принимается взаимосвязанный комплекс действий, имеющий своей целью достижение и поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации при помощи механизма управления инновационными процессами.[]
Инновационный менеджер – это специалист, способный выполнять не рутинные задачи, так как среда не является более традиционной, особенно в динамически растущих отраслях.
Инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций выступают объектами инновационного менеджмента.
Субъектами управления в инновационном менеджменте могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Также элементом инновационного менеджмента является информация, или информационный продукт.
Суть инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который влияет экономический механизм. Экономический механизм влияет как на порядок создания, внедрения, продвижения инноваций (нововведений), так и на экономические отношения, возникающие между всеми участниками этого процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Влияние бизнес-процесса на инновации основывается на определенных методах и специальной стратегии управления и с их помощью. Вместе эти методы и стратегии создают своего рода механизм управления инновациями - управление инновациями.
Инновационный менеджмент является достаточно новой отраслью управленческой деятельности в таких областях, как научно-техническая, производственно-технологическая и административная [3, с. 45].
Инновационный менеджмент основан на следующих фундаментальных моментах:
1) в поисках идеи, которая служит основой для этого нововведения. Отправной точкой для инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (исследование потребителей); торговые агенты; дилеры; сотрудники компании;
2) в методе организации инновационного процесса для конкретной инновации;
3) в процессе продвижения и внедрения инноваций на рынке.
Инновационный менеджмент содержит стратегию и тактику управления.
Стратегия позволяет выбрать общую направленность и способ использования средств для достижения конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия перестает существовать; тактика заменить его.
Тактика - это определенные методы и приемы для достижения намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики управления инновациями можно назвать искусство выбора оптимального решения и методов достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации.
В целом инновационный менеджмент это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Он основывается на следующих ключевых моментах:
-Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
-Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для продвижения на рынке и для продажи.
-Процесс продвижения и реализации инновации на рынке - это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.
Таким образом, внедрение инновационного менеджмента в проект подразумевает прохождение следующих стадий:
1.постановка цели;
2.выбор стратегии;
3.планирование;
4.определение условий;
5.исполнение;
6.руководство.
Цели, преследуемые инновационным менеджментом фирмы, связывают с ее миссией, философскими взглядами и традициями.
Цели инновационного менеджмента могут быть: стратегическими и тактическими; внешними и внутренними; экономическими, социальными, политическими, научными, техническими, организационными; приоритетными, постоянными, традиционными, разовыми; долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.[15, с.56]
Рассмотрим черты инновационного менеджмента.
Основной особенностью выступает особый вид задействованных ресурсов: научно-технических и интеллектуальных. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер – предприниматель, и организация для него – все.
Так как инновационный менеджмент требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества, поэтому он системный.
Творческий инновационный менеджмент способен рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача — сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив
Рассмотрим типы функций менеджмента инноваций в таблице 1.
Таблица 1 -типы функций инновационного менеджмента
функция |
характеристика |
субъекта управления |
прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль |
объекта управления |
рисковое вложение капитала, организация инновационного процесса, организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии |
прогнозирования |
охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования инноваций является прогноз о возможном направлении соответствующих изменений, наметившихся тенденциях научно-технического прогресса и изменения спроса потребителей. |
планирования |
охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике. |
организации |
объединение людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур: создание органов управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций |
регулирования |
заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае отклонений их от установленных параметров |
координации |
означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов |
стимулирования |
выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций |
контроля |
заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т. п. |
рискового вложения капитала |
проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. |
организация инновационного процесса |
является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций на всех этапах инновационного процесса. |
продвижения и диффузии инновации |
проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п. |
Таким образом, рассмотрев сущность инновационного менеджмента обеспечить совокупность ресурсов, свойств и отношений, которые определяют возможности устойчивого и эффективного функционирования предприятия в изменяющихся внешних условиях на основе развития инновационной деятельности.
1.2. История развития инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент, как наука о стратегическом планировании нововведений, являлся частью стратегического менеджмента и самостоятельно существует, начиная с середины 20 века. Так как в этот период стали развиваться технологическая и техническая базы по производству товаров и услуг, произошло и формирование глобального общемирового рынка: стала возрастать доля наукоемкой продукции в общем объеме всей продукции, то есть, произошло столкновение традиционного менеджмента и новых проблем, которые и нашли свое проявление в инновационном менеджменте.[12]
Среди этих проблем выделяют:
-Процесс управления процессами по созданию новых знаний. Теперь и на менеджеров возлагается функция по исследовательским работам, но она ограничивается рамками науки. А необходимо, чтобы наука ориентировалась на потребителя. Необходимо постоянно исследовать потребительскую сферу, управлять процессом создания новых знаний.
-Управление творческим потенциалом людей, занимающихся созданием нового знания. Необходимо сформировать специальную методологию, которая способна искать новые знания с наименьшими затратами и с целью достичь цель. Поэтому необходимо управлять творческим потенциалом людей.
-Управление освоением новшеств. Все новшества в сфере техники, экономики необходимо воплощать на практике. Но внедрение сложно осуществить в нашей стране, из-за неопределенности получения положительных результатов. Поэтому необходимо осуществлять управление внедрением новшеств.
-Управление нововведениями со стороны социальных и психологических аспектов. Нововведения вызывают острые противоречия между старым и новым. Особенно в психологическом аспекте, нововведения вызывают кризис.
Основы инновационного менеджмента формировались одновременно в разных странах, но наиболее широко его принципы были распространены в последней четверти 20 века в странах с развивающейся экономикой. На ранней стадии развития практика определяла сущность инновационного менеджмента. Например, в 30-е годы 20 века в США возникла проблема полной оценки эффективности инвестиций при реализации инновационных проектов в области водохозяйственного строительства. В тот период применение инновационного менеджмента было связано с распространением законов квазирынка на те сферы, где были неприменимы инструменты конкурентного рынка. С начала 50-х годов 20 века инновационный менеджмент использовался в целях целям оценки как социально значимых, так и коммерческих проектов. Американский экономист С. Кузнец акцентировал внимание на мысли Шумпетера о связи между предпринимательской активностью и инновациями, Кузнец утверждает, что стремление инвестировать денежные средства в новые виды товары или технологий появляется при наличии особых условий. Если производство имеет положительный темп роста, но в тоже время на протяжении длительного периода не осуществляется каких - либо принципиальных инноваций, то накапливаются фонды устаревшего образца, что приведет за к снижению производительности труда, эффективности производства, росту капиталоемкости, фондоёмкости, трудоемкости производственного процесса, увеличению удельных затрат. [11, с.7-12]