Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистический риск - это вероятность необратимых потерь вследствие нанесения непоправимого ущерба субъекту экономики, вызванного непредвиденными изменениями многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Динамические риски отличаются от статистических тем, что проявляются однократно. При окончании проекта или инвестирования заканчивается и вероятность возникновения риска. При этом динамический риск проявляется неоднократно за время реализации проекта, при этом не приводит к его прекращению.

Отличие динамических рисков от статистических заключается в том, что последние могут проявиться, как правило, только однократно на протяжении срока инвестирования. Их действие означает прекращение инвестиционного проекта или финансовой операции, тогда как динамические риски могут реализовываться неоднократно за время реализации проекта, не приводя при этом к его прекращению.

Абсолютный риск оценивают в денежном эквиваленте (рублях, долларах и т.д.); относительный риск - в долях единицы или в процентах.

Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые.

Предприниматель может обезопасить себя, затратив некую сумму на оплату страховых взносов. Риск возникновения аварий, пожара, гибель имущества предприниматель может застраховать. При этом он перекладывает часть риска на других субъектов экономики.

Страховой риск – это совокупность событий, которая приводит к наступлению страхового случая. Исходя из источника опасности, страховые риски бывают:

1) риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения и др.);

2) риски, связанные с целенаправленными действиями человека.

На примере вышеизложенных классификаций видно, что в настоящее время в экономике не разработано единой классификации рисков. Связано это с тем, что сложно четко подразделить отдельные виды риска, т.к. существует множество их проявлений.

1.3 Сущность коммерческого риска

Коммерчески риски представляют собой неопределенность конечного результата от сделки.

Сущность коммерческого риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям и их реализацией.

Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить более высокие результаты.


Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления, а именно:

  • планирование объемов закупки и ее организация, т.е. посреднику важно, что купить, у кого именно, в каком количестве, по какой цене и в какое время;
  • организация перепродажи приобретенного с учетом намеченного объема прибыли;
  • поиск и выбор наилучшего партнера среди поставщиков и покупателей для торговой сделки;
  • прогнозирование и оперативный учет рыночных изменений, активное использование совокупных факторов, влияющих на максимальное удовлетворение запросов потребителей, получение дохода, с учетом интересов партнеров;
  • выполнение широкого круга услуг в области подготовки рыночной информации, организации сервиса при конечном потреблении товаров, а также по использованию транспортных средств, обеспечению финансовых, страховых и многочисленных других операций в системе товародвижения.

«Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако при ее планировании важно предусмотреть влияние коммерческого риска. Риск должен быть хорошо «взвешенным» и оправданным. Для этого необходимо проводить всесторонний анализ ситуации, результаты деятельности и сделки, тщательно подходить к подбору персонала» [7].

Готовность к риску - устойчивая характеристика предпринимателя, связанная с его естественно-психологическими качествами. Предприниматель должен быть активным, предрасположенным к инновациям, успеху и лидерству, ориентироваться на независимость и экономическую свободу, уметь быстро и качественно анализировать поступающую информацию, оценивать возможности и перспективы, отвечать за принятые решения.

«Не случайно родоначальники теории предпринимательства (Р. Контильон, И. Тютен и Ф. Найт) источником предпринимательского дохода считали реализацию в процессе воспроизводства способности предпринимателя к обоснованному риску» [4].

Коммерческий риск – это образ мыслей и действий в неопределенной ситуации.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

На сегодняшний день нет однозначного понимания понятия коммерческий риск. Это объясняется тем, что существует несколько определений, которые затрагивают различные слои и аспекты понимания.

Коммерческий риск понимается, как возможность потерпеть крах на рынке (обанкротиться, потерять прибыль или товар и др.). С другой стороны, это неопределенность в результате финансово-хозяйственной деятельности. Это риск, который возникает в результате продаж товара или услуги. Падает спрос на товар или услуги, предприниматель оказывает в ситуации риска. Возникает вероятность возникновения убытков.


Коммерческий риск может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной способности денег), с ухудшением финансового положения предприятия, а также в результате заключения рискованной сделки, невыполнения договорных обязательств контрагентами, связанных с действиями конкурентов, от стихийных бедствий, от возможной нечестности работников предприятия, по причине нестабильности социально-политической ситуации.

ГЛАВА 2. Методы организации и управления коммерческим риском

2.1 Методы выявления риска

Для того, что оптимально управлять риском, необходимо получить точную информацию об объекте – носителе риска, т.е. выявить риск. первоначально необходимо собрать информацию о структуре носителя риска, затем выявить степень опасности.

Опасность является одним из факторов риска, но не единственным. Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении.

Ущерб - это ухудшение или потеря свойств объекта.

Человек, имущество или имущественный интерес – все это может выступать в качестве объекта, обладающего риском.

Риск определяется в абсолютном и относительном выражении.

«Абсолютная величина риска - это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход» [14].

Надежное информационное обеспечение необходимо для качественного определения источника риска и степени его опасности. Информация о характеристиках риска получается из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных, достоверных и сомнительных и др.

Внутренние источники информации

Внешние источники информации

Данные производственного процесса:

- Бухгалтерский учет и отчетность;

- Материалы ревизий и аудита;

- Данные маркетинговых исследований;

- Личный опыт руководителя;

- Каталог факторов риска

- Статистические данные;

- Прогнозная информация;

- Экономическая, политическая, демографическая ситуации;

- Сведения о конкурентах, партнерах, поставщиках, потребителях в СМИ


Рисунок 1- Источники информации

Для организации сбора информации о рисках на предприятии необходима разработка определенной программы по контролю и выявлению рисков, имеющая собственный бюджет и экономическое обоснование.

«Основные методы получения информации о рисках являются:

  • опросные листы;
  • специализированные диаграммы;
  • потоковые диаграммы;
  • инспектирование;
  • анализ отчетности» [16].

Опросные листы существуют двух видов: стандартизированные и специализированные. Стандартизированные опросные листы применимы для большинства предприятий. Они универсальны и используются для унификации статистических данных. Опросный лист подразделен на несколько разделов, состоящих из конкретных вопросов. Ответы на которые позволяют составить как количественную, так и качественную характеристику предприятия. Специализированные опросные листы разрабатываются для конкретных видов деятельности и стимулируют респондентов выявлять характерные для них особенности рисков.

Структурные диаграммы выявляют внутренние риски, связанные с качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.д. С их помощью возможно описание особенностей структуры предприятия, в прямой зависимости от разделения функций и типа управления.

Потоковые диаграммы описают отдельные технологические процессы внутри предприятия, совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном.

«Инспектирование дает возможность получения дополнительной информации и проверки ее достоверности и полноты на местах. Инспекция возможна как неожиданность для объекта, так может быть и запланирована. В том и другом случае при инспектировании необходимо четко определить цели и задачи, продумать перечень вопросов, которые могут быть решены в ходе реализации» [17]. По итогам посещения объекта составляет программа, содержащая логические вводы и заключения, а также рекомендации по уменьшения ил предотвращению рисков.

Анализ отчетности важен для выявления финансовых, коммерческих, предпринимательских рисков. В финансовой и управленческой документации фиксируются все события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Наличие у менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принимать оптимальное финансовое или коммерческое решение, влияет на правильность таких решений и ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь.


2.2 Методы оценки риска

Эффективность деятельности напрямую зависит от величины риска. При этом, не учитывая степени возникновения риска, невозможно провести полноценный анализ и достичь успеха. Таким образом, перед предпринимателем стоит первоочередная задача качественно и полноценно оценить величину риска и провести параллель с уровнем дохода в конкретной ситуации.

Главная цель бизнеса – получение прибыли, независимо от происхождения и степени риска. Тем самым, чем выше вероятность получения низкого дохода, тем рискованнее проект.

При планировании деятельности предприниматель зачатую абстрактно анализирует и прогнозирует вероятность убытков. Хотя вероятность риска может быть точно определена, тем самым четко определена величина доходности данного проекта. Т.е. предприниматель может не только выбрать наиболее привлекательный для него способ вложения денег, но и значительно сократить степень возможного риска.

Для оценки данной ситуации служит математическая теория вероятности.

«Оценка коммерческого риска осуществляется исходя из принципов поглощения рисков и их сложения: если риски являются независимыми друг от друга, то в расчет принимаются наиболее пессимистические оценки, если риски порождают другие риски, то их оценки складываются по законам теории вероятностей и математической статистики. Коммерческие риски связаны со стабильным процессом производственно-хозяйственной или финансовой деятельности» [19].

Исходный этап оценки риска - построение кривой нормального распределения.

Для этого необходимо выделить определенные зоны:

1. Безрисковая зона - область, потери в которой не ожидаются, ей соответствуют нулевые или отрицательные (как превышение прибыли) потери; ее можно назвать областью выигрыша от peaлизации бизнес-плана.

2. Зона допустимого риска - область, в границах которой рассматриваемый вид деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность (в этой зоне потери происходят, но они меньше ожидаемой прибыли); граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от реализации бизнес-плана.

3. Зона критического риска - область, которая характеризуется возможностью потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до полной потери расчетной выручки от реализации бизнес-плана; величина потерь в этой зоне заведомо превышает ожидаемую прибыль и может привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных в бизнес-проект.