Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для всех предприятий или организаций, даже в самых благоприятных экономических условиях, всегда существует вероятность наступления кризисных явлений. Такая ситуация, как правило, ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере деятельности. Это связано с множеством условий и факторов, которые влияют на положительный результат принимаемых решений.

В последние десятилетия, как в России, так и во всем мире предпринимательство развивается достаточно быстро. Основные предпосылки – это появление и развитие высокотехнологичных научных отраслей промышленности и хозяйства. На сегодняшний день уровень развития компьютерной индустрии привел к появлению таких новых видов торговли, как, например, Интернет – торговля. Сегодня, чтобы получать баснословные прибыли, уже необязательно иметь огромный офис и штат сотрудников. Еще один аргумент, тот что в считанные дни рейтинги маленьких предприятий могут взлететь. А могут также стремительно принести огромные убытки.

Все это свидетельствует о быстрой изменчивости экономической ситуации и заставляет принимать оперативные решения в сложившейся ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это означает, что предпринимателям придется идти на риск. Основная задача в этом случае - выяснить степень его оправданности.

Предприниматель ничего не достигнет, если не будет рисковать. Прежде чем открыть свое дело или заключать сделку, предприниматель должен все просчитать и обдумать. Необходимо рассчитать прибыль, продумать возможности и вероятность успеха и оценить все риски. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких - либо «готовых» рецептов. Для каждого вопроса и ситуации необходим свой подход и уникальное решение. «Поэтому каждый предприниматель должен ориентироваться на следующие правила:

не рискуй больше, чем это может позволить собственный капитал;

думай о последствиях риска;

не рискуй многим ради малого;

положительное решение принимай лишь при отсутствии сомнения;

при наличии сомнений принимай отрицательные решения;

не думай, что всегда существует одно решение. Возможно, есть и другие» [3].

Принятие предпринимателем на основе всего этого оптимального решения – это залог успеха деятельности предприятия. Снижается степень риска и в конечном итоге это позволяет достичь высокого результата.


«Управление рисками - это возможность экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые позволяют в определенной степени прогнозировать наступление рискованного события, ситуации, и за счет управленческого взаимодействия добиваться снижения его степени влияния» [3].

Главные задачи управления риском:

«обнаружить области повышенного риска;

оценить степень риска;

проанализировать приемлемость данного уровня риска для предпринимателя;

разработать (в случае необходимости) меры по предупреждению или снижению риска;

в случае, когда рисковое событие произошло, принять меры к максимально возможному возмещению причиненного ущерба» [19].

Методы, применяемые при принятии решений в условиях риска зависят от поставленных предпринимателем целей и задач, специфики, стратегии.

Цель курсовой работы – изучение коммерческих рисков и методов их снижения.

Задачи:

изучить основные виды рисков;

рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери коммерсанта от риска;

определить методы выявления риска;

исследовать методы оценки риска;

рассмотреть методы снижения риска.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение.

ГЛАВА 1. Риски, как неотъемлемый элемент деятельности предприятия

1.1 Понятие риска

Деятельность предприятия тесно связана с определенным риском. Каждый предприниматель имеет вероятность потерять доходы или недополучить ресурсы, по сравнению с запланированным уровнем. Не смотря на это, все предприниматели идут на риск, т.к. с другой стороны они могут получить дополнительные доходы и расширить возможности.

«Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека» [4].

У понятия риск две стороны. С одной стороны, это событие, которое может, как произойти, так и не произойти, поэтому возможны различные результаты (положительный, нулевой или отрицательный). С другой стороны, риск - это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.


Источником риска является неопределенность ситуации, которая возникает из-за различных случайностей и факторов, отсутствия достоверной и полноценной информации, а также от личности самого предпринимателя. «Т.е. риск имеет объективное и субъективное происхождение» [5].

Даже несмотря на то, что предприниматели встречаются довольно часто, данная проблема изучена недостаточно. Вероятно, связано это с тем, что данный процесс можно изучить только на практике, и сложно найти предмет для теоретических исследований. В последнее время данный вопрос более активно. Первоначально этим занимались зарубежные исследователи, в с началом экономических реформ и отечественные. Но даже сейчас общепринятого определения понятия риск не существует.

«Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р. Кантильоном» [6]. В его понимании предприниматель – фигура, которая принимает решения в свою пользу и удовлетворяет свои интересы. Риск изучался в разрезе изучения понятия предприниматель.

Последователи Р. Кантильона имели схожую точку зрения, а именно: доход предпринимателя – это плата за риск, кардинально отличающаяся от прибыли и заработной платы.

Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь «определить величину предпринимательского дохода, или «выигрыша», прямо связывал его появление с предпринимательским риском.

По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего. Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, как минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, т.е. с минимальным доходом» [18].

1.2 Классификация коммерческих рисков

По структурному признаку коммерческие риски делятся на:

имущественный;

производственный;

торговый;

маркетинговый;

деловой;

финансовый.

Имущественный риск - это риск, который напрямую связан с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, халатности, и т.п.

Производственный риск - риск, связанный с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риск реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.


В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

риск полной остановки предприятия из-за того, что невозможно заключить договор на поставку необходимых материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

риск полной или частичной нереализации, т.е. когда невозможно заключить договора на реализацию произведенной продукции, работ или услуг;

риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

риск возврата или риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции;

«риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

ценовой риск, который связан с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия» [2].

Торговый риск – риск, который связан с убытками по причине задержек платежей, либо отказа от платежа во время транспортировки и т.п.

Маркетинговый риск – возможность получения убытка по причине снижения конкурентоспособности продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.

«Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.» [8].

Финансовый риск связан потерями денежных средств. Особенность финансового риска – наступление ущерба в результате финансово-кредитной операции.

Финансовый риск бывает двух видов:

  • зависит от покупательской способности;
  • зависит от вложений капитала.

Финансовый риск, зависящий от покупательской способности подразделяется на:

  • инфляционный (при росте инфляции получаемые доходы обесцениваются более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери);
  • дефляционный (при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов);
  • валютный (валютные потери, связанные с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций);
  • ликвидности (возможность потери при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости).

Риски, зависящие от вложения капитала (инвестиционные риски), подразделяются на:

  • риск упущенной выгоды - риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности;
  • риск снижения доходности возникает в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам;
  • риск прямых финансовых потерь – это процентные риски (опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам) и кредитные риски (опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору).

По степени риска выделяют:

  • допустимый риск;
  • критический риск;
  • катастрофический риск.

Допустимый риск - это вероятность полной потери прибыли от реализации проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данной ситуации, возможны потери, но размер будет меньше ожидаемой прибыли предпринимателя. Поэтому, этот вид деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность, несмотря на высокий уровень риска.

Критический риск - риск, который связан с опасностью, потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат.

Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, т.е. вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.

Катастрофический риск – опасность потери в размере равной или превышающей имущественное состояние предпринимателя. Так как в данной ситуации возможна потеря не только денежных средств, но и имущества, то такой вид риска приводит к банкротству предприятия. Если предприниматель брал внешние займы под ожидаемую прибыль, то возвращать кредиты придется из личных средств.

Риски могут быть классифицированы и по иным признакам:

  • динамические и статистические;
  • абсолютные и относительные.

Динамический риск - это риск непредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений или изменений, произошедших в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Но изменения приводят как к потерям, так и к доходам. Динамический риск возникает нерегулярно, поэтому его очень сложно прогнозировать.