Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Понятие авторитета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Управленческая решётка Блейка – Моунтона

Где:

1.9 – Управление в стиле загородного клуба, означает скурпулёзное удовлетворение потребностей участников группы приводит к созданию комфортной и дружелюбной атмосфере;

9.9 -  Групповое управление, производственные успехи обусловленны преданными своей работе сотрудниками, взаимосвязь через общее стремление к организационным целям ведёт к созданию новых взаимоотношений, основанных на доверии и уважении;

1.1 – Обеднённое управление, приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточных для сохранения членства в организации;

9.1 – Власть-подчинение, эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

Однако и эта на первый взгляд полноценная модель оказалась недостаточной и обнаружила свои недостатки. Один из них – идея о существовании абсолютно идеального стиля лидерства в системе менеджмента[7].

Следующей попыткой создать всеобъемлющую теорию лидерства с системе менеджмента, стала работа Ф.Фидлера. В ней он предлагает следующие новые идеи.

Стиль лидерства в менеджменте отражает мотивацию лидера.

Конкретные формы поведения лидера зависят от ситуационных факторов.

И то и другое сочетаясь создают эффективность деятельности лидера.

Однако в теории Фидлера по-прежнему прослеживаются признаки лидерских качеств. Несмотря на это, он вводит принципиально дополняющую характеристику лидера – терпимость к наименее предпочтительным членам группы. Фидлер выстроил связь между этой «терпимостью» и эффективностью лидерства в системе менеджмента через степень контроля над подчинёнными, состоящей из[8]:

Отношений между лидером и подчинёнными

Силы его позиционной власти

Степени структурированности задания

Рисунок 2. Теория Фидлера

Несомненно в работе Фидлера есть и пионерность в реалистичности, но целенаправленная деятельность лидера в этой ситуационной модели, оказывается далеко не в центре событий.

Следующей попыткой описать более полноценно вопросы лидерства в менеджменте было создание «следующего поколения» ситуационного лидерства в системе менеджмента Р.Хаузом в 1971 году[9].


Главное новшество этой теории было «путь-цель», то есть лидер выбирает из четырёх стилей: директивный, поддерживающий, партисипативный, ориентированный на достижения, учитывает личность последователя (локус внимания и личную эффективность) и на этих основаниях управляет достижением цели.

Итак, опытный руководитель способен принять эффективные кадровые решения, подобрав себе людей, способных эффективно работать. Но не всегда начальник делает из коллектива единый механизм. Поэтому организация будет работать неэффективно, так как сам руководитель не пользуется авторитетом.

Лидер играет определенную роль в зависимости от своей основной функции:

Организатор, принимающий активные решения для получения заветной цели.

Творец – используя диалог с людьми, опираясь на неординарное мышление, решает важные для организации вопросы.

Борец, отличающийся силой воли, уверенностью в силах. Он готов оперативно принимать важные решения.

Дипломат – знает ситуацию, умеет правильно влиять на команду.

Утешитель – опирается на эмпатию, проявляет сочувствие к другим.

Лидерство бывает делового типа, когда от руководителя требуется компетентность, способность выбирать нужную стратегию, пользоваться авторитетом и опытом.

Итак, ни в одной сфере человеческого общества, исключая разве что политику, вопрос лидерства не актуален так, как в бизнесе. Считается, что лидерские качества – это врожденное качество, но это мнение ошибочно.

Компетентность руководителя играет важную роль в развитии предприятия. Однако «технический» опыт приносит мало пользы без умения влиять на коллектив, взаимодействовать, выбирая подходящие моменту линии поведения. Опросы наглядно показывают распространенные проблемы руководителей различных уровней:

  • как донести до сотрудников стратегию компании, сохраняя атмосферу лояльности и избегая ярко выраженного или пассивного (не менее вредного) недовольства.
  • как не позволять своим эмоциям влиять на процесс управления и принятия решений (“под горячую руку” так легко лишиться ценного работника или «зарубить» выгодную идею).
  • как научить менеджеров и руководителей отделов системному подходу, умению видеть ситуацию целиком, а не только проблемы собственного участка;
  • как управлять коллективом, мотивировать и вовлекать в процесс подчиненных, используя личные качества, а не только денежное поощрение.

Руководители-лидеры умеют поддерживать психологический климат в коллективе, прикладывая к этому минимум собственных усилий, знают законы групповой динамики и тенденций, могут оказывать позитивное влияние на каждого сотрудника и коллектив в целом.


Глава 2. Анализ качеств личности руководителя-лидера на предприятии ЗАО «Арколор»

2.1 Общая характеристика предприятия

Наименование предприятия: ЗАО «Арколор».

Организационно-правовая форма: Закрытое акционерное общество.

ЗАО «Арколор» расположено по адресу: г. Москва, улица Вельяминова д. 34.

Собственное производство оснащено высокотехнологичным оборудованием ведущих мировых компаний:

  • «Netzsch» (Германия);
  • «DeVree» (Бельгия);
  • «ProFarb» (Польша).

Вся продукция изготовлена из высококачественного материала и экологически чистых продуктов.

Контроль качества сырья и готовой продукции проводятся в собственной лаборатории компании.

Миссия компании ЗАО «Арколор» - содействовать развитию экономики России за счет производства высококачественных товаров народного потребления.

Главные ценности ЗАО «Арколор»:

  • удовлетворение потребностей покупателей и деловых партнеров компании;
  • постоянное развитие, улучшение качества продукции и разработка новых рецептур;
  • безвредные технологии и экологичность производства, соответствие требованиям международных и национальных стандартов;
  • автоматизация производства и оптимизация бизнес-процессов;
  • личный успех и развитие сотрудников компании.

На производстве работает 400 человек.

Общая площадь складских площадей - 20 000 квадратных метров.

Продукция компании выпускается по несколькими торговыми марками.

Ассортимент компании ЗАО «Арколор» – это результат непрерывных исследований рынка и потребительского спроса.

Ассортимент компании ЗАО «Арколор» – это результат непрерывных исследований рынка и потребительского спроса.

Также у ЗАО «Арколор» есть филиалы в Самаре, Нижнем Новгороде, Краснодаре. Общая численность составляет 700 человек.

Контроль качества сырья и готовой продукции проводятся в собственной лаборатории компании ЗАО «Арколор».

Использование новейших научно-технических решений и разработок в области лакокрасочного производства.


Организационная структура управления ЗАО «Арколор» представлена на рисунке 3.

Генеральный директор

Директор по производству

Директор по продажам

Финансовый директор

Директор по маркетингу

Начальник ОА и ОУ

Отдел анализа и оперативного управления

Главный бухгалтер

Бухгалтерия

Руководитель отдела продаж

Отдел продаж

Начальник производственного отдела

Главный технолог

Начальник цехов

Цеха

Технологический отдел

Производственный отдел

Начальник ПЭО

ПЭО

Начальник отдела рекламы

Отдел рекламы

Рисунок 3. Организационная структура управления ЗАО «Арколор»

Построим дерево стратегических целей для ЗАО «Арколор» (рисунок 4).

Максимизация объемов продаж

Поддержание высокого качества продукции

Расширение рынков сбыта

Расширение ассортимента

Безубыточная работа предприятия

Погашение обязательств за счет собственных средств

Ценообразование с учетом издержек

Создание резервных фондов из прибыли для осуществления инвестиций

Сохранение и привлечение квалифицированных работников на предприятии

Совершенствование системы контроля качества материалов

Развитие сети дистрибьюции в южных и центрально-черноземных областях

производство новых видов ЛКМ, удовлетворяющих потребности потребителей

Маркетинг

Производство

Персонал

Финансы

Известность ТМ и лояльность потребит.

Активная реклама в СМИ

Привлечение высококвалифицированных кадров

Создание новых рабочих мест

Разработка системы мотивации труда

Обеспечение возможности обучения и развития персонала

Выход на новые рынки строителей и дизайнеров

Продвижение сайта

Проведение рекламных акций для потребителей

Анализ продукции конкурентов

Рисунок 4. Дерево целей ЗАО «Арколор»

2.2 Признаки и качества личности руководителя-лидера в ЗАО «Арколор»

Несмотря на организационно-правовую форму, на самом деле на предприятии применяется директивный стиль управления, т.е. все указания, касающиеся стратегического развития ЗАО «Арколор», следуют сверху – от генерального директора.


Генеральный директор ЗАО «Арколор» самостоятельно принимает все важные решения, то есть можно утверждать, что в большей мере на выбор стиля руководства оказывает влияние личность руководителя предприятия.

Генеральный директор указывает подчиненным на то, что должно делаться и очень подробно описывает методы, при помощи которых можно достичь цели.

Генеральный директор всегда в курсе всех дел, происходящих в компании. Он обладает феноменальной памятью и легко переключается с одной темы на другую. Он помнит все показатели продаж, отгрузок, поставок, дебиторской задолженности, задолженности по зарплате и так далее. Он контролирует все процессы, происходящие в компании.

Далее рассмотрим стиль руководства, применяемый в отделе маркетинга компании ЗАО «Арколор».

В отделе маркетинга ЗАО «АВС Фарбен» работают следующие сотрудники.

Интернет-маркетолог занимается платным продвижением компании в Интернет, а также контролирует работу корпоративного сайта.

Трейд-маркетолог занимается разработкой и контролем проведения рекламных акций, а также организует закупки и доставку до клиентов рекламных материалов. В основном это выкрасы и каталоги.

Бренд-менеджер несет ответственность за визуальную составляющую брендов – упаковку, этикетки, содержание каталогов и пр.

Маркетолог-аналитик – изучает деятельность конкурентов, проводит опросы потребителей, изучает мнение потребителей о товарах компании, занимается ценообразованием.

Директор по маркетингу – организует работу отдела, проводит совещания, разрабатывает стратегию развития компании.

Директор по маркетингу является лидером. Он следующими компетенциями: проявляет инициативу; практикует саморазвитие; проявляет цельность личности и честность; ориентирован на результат; развивает других; вдохновляет и мотивирует других; строит отношения; сотрудничество и командная работа; устанавливает напряженные цели; поддерживает изменения; решает проблемы и анализирует трудности; общается мощно и в изобилии; увязывает группу с внешним миром; осуществляет инновации; техническая и профессиональная экспертиза; разрабатывает стратегическое видение.

Если рассматривать эмоциональные способности директора по маркетингу, то можно выделить следующие:

  • умение правильно распознавать и понимать свои настроения, эмоции, стимулы, а также их влияние на окружающих;
  • умение контролировать или перенаправлять негативные импульсы, умение воздерживаться от сиюминутных суждений и необдуманных поступков;
  • способность интенсивно работать не только ради денег или высокого статуса;
  • понимание эмоций других людей;
  • способность формировать деловую сеть и находить точки соприкосновения с абсолютно разными людьми.