Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Развитие и подготовка сотрудников» (Описание предметной области. Постановка задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Распространение информационных технологий, компьютерных сетей и вычислительной техники на сегодняшний день приняло повсеместный характер. И данное явление только продолжает укрепляться. Закономерно, что в подобных условиях любому предприятию или организации, не оснащенным самым современным и функциональным программным и аппаратным обеспечением, оставаться на плаву, сохранять конкурентоспособность и свое место на рынке будет очень трудно. Это связано, в первую очередь, с тем, каким образом модернизируют новые технологии различные управленческие и бизнес–процессы предприятий.

Опыт показывает, что внедрение, а после и эффективное использование современных информационных технологий и вычислительной техники значительно увеличивает оперативность выполнения большинства операций в организации, освобождает персонал и менеджмент от значительного объема бумажной работы, а также гарантирует рост целостности и корректности рабочей информации.

Кроме того, известно, что проведение мероприятий по развитию и подготовке сотрудников также требует высокого уровня контроля и сопряжена со значительным уровнем ответственности. Так, специально сконструированная автоматизированная система позволит сделать этот бизнес–процесс более надежным, эффективным и оперативным.

Таким образом была определена цель курсовой работы: разработка регламента выполнения процесса «Развитие и подготовка сотрудников».

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Описать предметную область;
  2. Осуществить постановку задачи;
  3. Произвести выбор средств для моделирования бизнес–процессов;
  4. Реализовать моделирование бизнес–процессов «как есть»;
  5. Разработать мероприятия по улучшению бизнес–процессов;
  6. Осуществить моделирование бизнес–процессов в виде «как должно быть».

Объектом исследования выступит разработка регламента выполнения процесса, предметом – процесс «Развитие и подготовка сотрудников».

Структура работы включает в себя две главы, первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава – из двух параграфов. Также включен список используемой литературы, который состоит из 17 наименований.

Глава 1. Построение бизнес–процессов «как есть»


1.1 Описание предметной области. Постановка задачи

Развитием и подготовкой сотрудников в огранизации, как правило, занимается отдел по работе с персоналом, отдел кадров, HR или отдел развития. Рассмотрим предметную область на примере отдела кадров.

Отдел кадров – это структура в организации, которая занимается управлением персоналом. Отдел кадров является не только функциональной единицей, это еще и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель начинает знакомиться с организацией.

Цель отдела кадров – это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения предприятия необходимыми кадрами и эффективного использования потенциала работников.

Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.

Основная функция отдела кадров на предприятии – подбор персонала.

К основным функциям отдела кадров на предприятии относятся:

  • определение потребности организации в кадрах и подбор персонала совместно с руководителями подразделений;
  • анализ текучести кадров, поиск методов борьбы с высоким уровнем текучести;
  • внедрение систем мотивации труда;
  • подготовка штатного расписания предприятия;
  • оформление личных дел сотрудников, выдача по требованию работников справок и копий документов;
  • проведение операций с трудовыми книжками (прием, выдача, заполнение и хранение документов);
  • ведение учета отпусков, составление графиков и оформление отпусков в соответствии с действующим трудовым законодательством;
  • организация аттестаций сотрудников;
  • подготовка планов повышения квалификации сотрудников;
  • создание и внедрение систем развития и обучения сотрудников и др.

В ключе развития и подготовки сотрудников отделом кадров выполняются следующие действия:

  • разработка и внедрение планов развития, обучения и повышения квалификации сотрудников;
  • регламентирование проведения обучающих мероприятий;
  • разработка системы показателей оценки эффективности систем развития, обучения и повышения квалификации сотрудников;
  • осуществление аттестации и оценки результатов сотрудников;
  • передача данных менеджменту для принятия корректных управленческих решений.

Таким образом, развитие и подготовка сотрудников всегда сопряжена с большим объемом информации, которая требует непрерывной обработки и движения. Автоматизация процессов, связанных с развитием и обучением сотрудников позволит значительно сэкономить материальные, временные, трудовые ресурсы предприятия. Исходя из этого, можно заключить, что разработка регламента выполнения процесса «Развитие и подготовка сотрудников» в первую очередь реализуется для оптимизации повышения продуктивности осуществления функций отдела кадров, в частности – осуществления первичной подготовки новых сотрудников, а также учета проведенных обучающих мероприятий для всех сотрудников, их анализ и др.

В данном случае под исходными данными понимается информация, которая является необходимой для решения задачи. Такая информация может располагаться на различных носителях – первичных документах, электронных носителях, в памяти персонального компьютера. Так, рациональная организация исходной/входной информации, оптимальный выбор способов сбора, регистрации, хранения, передачи и обработки информации, ее достоверности, состава и своевременного получения оказывают неоценимое влияние на оперативность, эффективность и продуктивность выполнения всех процессов производства.

В качестве исходных данных для процесса «Развитие и подготовка сотрудников» выступают:

  • план обучения новых сотрудников;
  • план роста и развития сотрудников;
  • показатели эффективности труда сотрудников.

Результатными документами и показателями будут выступать:

  1. Анкетирование сотрудников;
  2. Журнал обучения;
  3. Результаты оценки эффективности обучения;
  4. Результаты аттестации сотрудников.

Рассмотрим подробнее на примере отчета по результатам выполнения запроса на поиск документа по определенному параметру (Рисунок 1).

Название запроса

Назв. поля

Результат запроса

кнопки

Рисунок 1. Форма отчета

Роли сотрудников, принимающих участие в решении поставленной задачи, рассмотрены в Таблице 1.

Таблица 1

Роли сотрудников в решении задачи

Код сотр

Должность

% участия

% ответств

01

Руководитель отдела кадров

80–100

100

02

Менеджер по обучению

60–90

50–80

03

Менеджер качества

20–30

20–30


1.2 Выбор средства для моделирования бизнес–процессов

Грамотный, взвешенный выбор методов и инструментальных средств моделирования является одним из первых и основных этапов разработки регламента выполнения процесса. В настоящее время на рынке программного обеспечения есть большое количество продуктов, предназначенных для моделирования деятельности предприятия, в основу каждого из них заложена определенная методология.

В целом выделяют два подхода к моделированию.

Структурно–алгоритмический – основными строительными блоками модели при использовании данного подхода являются функции (процедуры). Модель представляет собой выстроенную последовательность функций, при этом имеется возможность их декомпозиции на составные части; на вход каждой функции поступают некоторые данные, на выходе имеются определенные результаты ее выполнения, показывается ресурсное окружение функции – люди, информационные системы, регламенты.

К этому блоку относится методология IDEF; инструментом, реализующим данную методологию, является BPWin.

Объектно–ориентированный подход предполагает использование объектов – сущностей, обладающих идентичностью, состоянием и поведением. Модель в данном случае представляет собой всестороннее описание объекта исследования – кроме описания собственно бизнес–процесса, в ней содержится описание: организационной структуры предприятия, структуры информационных систем, операционных и регламентирующих документов. При моделировании в соответствии с объектно–ориентированным подходом создается единая база данных объектов модели, благодаря этому появляется возможность отслеживания взаимосвязей между объектами и безызбыточности построенной модели.

Методологии, поддерживающие объектно–ориентированный принцип: методология Aris (группа продуктов IDS Sheer «Aris») и методология UML (продукт Rational Rose). Методология UML в основном ориентирована на разработку программного обеспечения, Aris используется для описания бизнес–процессов предприятия.

Aris в том числе предоставляет возможность оценки процессов по заданным параметрам, например с точки зрения времени и стоимости их выполнения.

При моделировании деятельности организации в случае обоснования необходимости возможна интеграция нескольких систем, в этом случае в их состав должны входить соответствующие механизмы экспорта/импорта.


В России для моделирования и анализа бизнес–процессов достаточно широко используются следующие средства моделирования: Rational Rose, Oracle Designer, AllFusion Process Modeler (BPWin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ERWin), ARIS, Power Designer. За рубежом, помимо упомянутых, активно используются такие средства, как System Architect, Ithink Analyst, ReThink и др

Выделим основные критерии, позволяющие из представленных средств моделирования выбрать те, применение которых в России могло бы с большей вероятностью себя оправдать. Такими критериями являются:

  • устойчивое положение продукта на рынке (срок его существования, программа развития продукта, система отчетов о проблемах, совокупность применений и др.);
  • распространенность продукта (количество проданных лицензий, наличие, размер и уровень деятельности пользовательской группы);
  • доступность поддержки поставщика. Такие услуги могут включать телефонную «горячую линию», техническую и консультационную поддержку через представителя поставщика в России;
  • доступность обучения. Обучение может проводиться на территории представителя поставщика в России, пользователя или где–либо в другом месте;
  • доступность материалов по продукту. Они могут включать компьютерные учебные материалы, учебные пособия, книги, статьи, информацию в Интернете, демоверсии.

Существует около 30 технологий проектирования организационно–технических систем и несколько сотен инструментов, предназначенных для автоматизации этого процесса. Поэтому, с учетом временного фактора, сравнительный анализ был ограничен четырьмя наиболее популярными на российском рынке продуктами: Bpwin/Erwin (Platinum Technology), Rational Rose (Rational Software Corporation), ARIS (Scheer AG) и Oracle Designer (Oracle Developer Suite).

CASE– технология представляет собой методологию проектирования ИС, а также набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах разработки и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей. Большинство существующих CASE– средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно– ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств.

Согласно обзору передовых технологий, составленному фирмой Systems Development Inc. в 2007 г. по результатам анкетирования более 1000 американских фирм, CASE–технология в настоящее время попала в разряд наиболее стабильных информационных технологий (ее использовала половина всех опрошенных пользователей более чем в трети своих проектов, из них 85% завершились успешно). Однако, несмотря на все потенциальные возможности CASE – средств, существует множество примеров их неудачного внедрения, в результате которых CASE– средства становятся «полочным» ПО (shelfware). В связи с этим необходимо отметить следующее: