Файл: Основные этапы развития проектного менеджмента. «Гуру» проектного менеджмента».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ресурсы;

- работы;

- результаты;

- риски. Эти базовые элементы можно обозначить основными объектами управления проектом»[22].

Ключевая цель проекта заключается в том, чтобы построить модель реализации проекта. Ключевой результат этапа планирования представляет собой план реализации проекта, объединяющие в себе все результаты планирования по каждой из функций управления проектом. Это играет главную и определяющую роль в процессе реализации проекта, происходит выполнение роли модели действий и прогнозирования состояния реализации проекта и его окружения.

В процессе реализации проекта может произойти ряд изменений внутри проекта, так и вне его. Поэтому ключевое назначение планирования заключается в том, что будет непрерывно поддерживаться курс реализации проекта на пути к его успешному завершению.

В качестве объектов планирования в проекте являются следующие данные:

  1. Предметная область. Происходит объединение продуктов и услуг и их производство должно обеспечиваться в результате завершения реализуемого проекта. Предметная область проекта представлена целями, результатами и работой проекта. В процессе жизненного цикла проекта все его составляющие имеют тенденцию изменяться. Цели и результаты , а так же их характеристики изменяются в процессе достижения промежуточных результатов.
  2. Время. Процесс планирования времени проекта заключается в согласовании работы всех его участников, происходит организация процесса, основанная на календарных планах (документы, в соответствии с которыми устанавливается полный перечень работ проекта и особенности их взаимосвязи, последовательности, сроки, ресурсы, которые применяются, а также продолжительность) или расписания работ. Ключевые параметры представлены: сроками, датами и продолжительностью работ.
  3. Стоимость. Процесс планирования стоимости проекта определяется из следующих этапов:
  4. Определяется стоимость использования ресурсов;
  5. Определяется стоимость каждой составляющей проекта;
  6. Определяется стоимость самого проекта в целом[23].

Таким образом, проектный менеджмент представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.


2.2. Этапы разработки проекта

Цикл проекта является базовым элементом концепции проектного анализа. Жизненный цикл проекта демонстрирует зарождение и развитие проекта, работы, проводящиеся на различных этапах подготовки, развития и реализации, эксплуатации проекта.

Цикл проекта - это определенная схема или алгоритм, с помощью которой происходит установление определенных последовательных действий в момент разработки и внедрения проекта.

Степень детальности и терминологии процедур проекта зависят от его характера, предметной культуры, имеющихся ресурсов, поставленных задач и, возможно, вкусов и предпочтений проектного аналитика.

Главное в процессе выделения фаз, стадий и этапов проекта заключается в обозначении конкретных точек, при прохождении которых используется дополнительная (внешняя) информация, происходит оценка или возможное определение с конкретными последующими действиями в проекте. Т.е. принятое деление демонстрирует взаимодействие проекта со средой (действующий механизм регулирования экономики, политики государства, существующее положение в экономике и т.д.).

Для реализации проекта необходимо выполнение определенного количества процедур, работ или мероприятий. Для удобства рассмотрения их можно разделить на две группы:

- основная деятельность;

- деятельность по обеспечению проекта.

Деятельность по обеспечению проекта, в свою очередь, может быть разделена на организационную, правовую, кадровую, финансовую, материально-техническую, коммерческую и информационную. Процесс планирования и реализации проекта является непрерывным. Завершается он вместе с окончанием работ по реализации проекта. Единой базой для организации непрерывного планирования является общий план реализации проекта, разрабатываемый менеджером проекта с участием генподрядчика, субподрядчиков, поставщиков и других участников проекта и утвержденный заказчиком. При разработке плана оцениваются альтернативы заключения субконтрактов на основе оценки возможностей выполнения конкретных работ по объемам, качеству и срокам, а также по издержкам. Функциональный план проекта является главным документом, определяющим содержательную часть работ по реализации проекта. Этот план определяет этапы проекта, которые обычно подразделяются на две группы: целевые этапы и этапы, связанные с началом и завершением функциональных работ. 


Приложения к плану проекта включают перечни данных и информации, которые использованы при разработке плана. Календарное планирование является обязательным элементом функции планирования при реализации проекта и включает определенное разнообразие таких планов. Виды (типы) календарного плана классифицируются по уровню планирования, глубине планирования и форме представления.

Некоторые российские экономисты предлагают рассматривать три фазы проекта - концептуальную, контрактную и фазу реализации проекта. В концептуальной фазе выделяют следующие стадии: разработка концепции проекта, оценка жизнедеятельности проекта, планирование проекта, разработка требований к проекту. Фаза реализации проекта имеет две стадии - детальное проектирование и поставки; строительство или установка[24].

Программой промышленного развития ООН (UNIDO) предложено собственное видение проекта как цикла, состоящего из трех отдельных фаз (фазы жизненного цикла проекта) – прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

Прединвестиционная фаза имеет следующие стадии:

-анализ и определение возможностей инвестиции;

- анализ альтернативных вариантов и предварительный выбор проекта;

- предварительное технико- экономическое обоснование;

- заключение по проекту и решение об инвестировании.

Инвестиционная фаза состоит из следующих этапов: формирование правовой, организационной и финансовой основ для осуществления проекта, приобретение и передача технологий, детальные проектные проработки и заключения контрактов, приобретения земли, строительные работы и установка оборудования, предпроизводственный маркетинг, набор и обучение персонала, сдача в эксплуатацию и запуск.

Фазу эксплуатации можно рассматривать как долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе развития. Во время анализа краткосрочного развития проекта изучается возможно возникновение проблем, связанных с применением выбранной технологии, функционированием оборудования или с квалификацией персонала. В долгосрочном плане к рассмотрению принимается выбранная стратегия и общие производственные затраты, расходы на маркетинг, а также прибыль от реализации проекта. Существуют различные подходы к формированию групп управления под руководством менеджера на предприятиях, осуществляющих инвестиционные проекты. В зависимости от степени участия членов группы в работе по проекту (постоянно или по мере необходимости) существуют два основных типа организационных структур по управлению проектами:


1. проектная структура (рабочая группа проекта);

2. матричная структура.

Все работники проектной группы подчиняются непосредственно только менеджеру проекта. Рабочая группа проекта рассматривается как подразделение или отдельная организация, созданная для того, чтобы заниматься распределением и контролем рабочих заданий в соответствии с указаниями проектного менеджера и процедурами реализации проекта. Универсальным подходом к определению работ, относящихся к разным фазам и стадий проекта, является подход Всемирного банка. На рис.5 показано шесть стадий, которые играют важную роль в большинстве проектов. Это идентификация, разработка, экспертиза, переговоры, реализация и заключительная оценка.

После того, как проект прошел первую стадию цикла (идентификацию), необходимо принять решение, стоит ли продолжать рассмотрение идеи. Начинается стадия разработки. В это время происходит последовательный анализ и уточнение всех этапов проекта, а именно его технических характеристик, учет его влияния на окружающую среду, эффективность и финансовую осуществляемость, соответствие социальным и культурным нормам, принятым в окружении, а также масштабности организационных мероприятий.

Основной целью разработки проекта является сужение круга идей, которые были предложены на первой стадии с помощью детального их изучения и анализа. Проведенные исследования могут быть нескольких типов: инженерные исследования, анализ экономической и финансовой выполнимости, доскональное изучение системы административного управления и др. условий, которые необходимы для успешного осуществления проекта и дальнейшей его эксплуатации. Чем больше мы знаем о различных подходах к управлению проектом, тем больше у нас возможностей отсеять неудачные варианты проектов и приступить к детальному изучению отобранного проекта.

Во время финального этапа обязательно должно быть подготовлено обоснование целесообразности проекта и его выполнимости с указанием тех составных частей, которые в будущем дадут максимум прибыли для предприятия.

На стадии переговоров инвестор и заказчик прилагают максимум усилий для согласования мер, необходимых для обеспечения успеха проекта и принятия оптимального и общего решения по поводу развития проекта. Достигнутые договоренности затем оформляются как документально защищенные юридические обязательства. После проведения переговоров заключается протокол о намерениях, меморандум или другие документы, которые подтверждают предварительные договоренности.


Если проект стоит дальнейшего рассмотрения, следует определить, какие данные потребуются на стадии разработки проекта. Это такие данные, как: детальный анализ рынка, геологическая разведка местности или оценка среды и потенциальных источников сырья, актуальные данные о стратегических правительственных решениях, а также экономические, социальные и культурные характеристики населения в районе осуществления проекта.

Стоимость проекта является совокупностью стоимости ресурсов проекта и стоимости выполнения работ. Ее определяют ресурсы, необходимые для выполнения работ: оборудование, перечень приспособлений, рабочий труд, материалы, обучение, товары, перевозки и другие.

  1. Составляется документ, включающий расчеты и стоимость проекта;
  2. Утверждается документ;
  3. Составляется бюджет проекта, определяются ресурсные ограничения;
  4. Согласуется и утверждается бюджет.
  5. Уровень качества
  6. Особенности организации
  7. Уровень коммуникаций
  8. Особенности изменений
  9. Реализация поставок и контрактов
  10. Реализация рисков[25]

Проект может считаться выверенным и готовым для передачи на стадию разработки при соблюдении следующих условий:

- проведен отбор альтернативных вариантов проекта;

- идентифицированы основные организационные и политические проблемы, которые могут повлиять на судьбу проекта, и определено, что они могут быть решены;

- определены ожидаемые выгоды и издержки;

- существует полная поддержка, как власти, так и других участников проекта.

Наиболее очевидный способ сделать свой проект более управляемым – это разбить процесс его исполнения на последовательные этапы. Именно на такой линейной структуре базируется традиционное проектное управление. В этом смысле оно напоминает компьютерную игру – нельзя перейти на следующий уровень не завершив предыдущий. Схема рабочего процесса приведена на рисунке 3.

Рис. 3. Схема реализации проектного подхода[26]

Данный подход ориентирован на проекты, в которых есть строгие ограничения по последовательности выполнения задач. Например, строительство дома – нельзя возводить стены без фундамента.

Выполнение или невыполнение каких-либо контрольных этапов или отдельных (конкретных) работ в ходе реализации проекта называют «качественным прогрессом». Количественным называют прогресс, когда ход реализации проекта оценивается с помощью показателей, выраженных в определенных физических единицах измерения работ (в соответствии с планом). При контроле частичного выполнения работ количественный прогресс может быть выражен безразмерной величиной в процентах от общего объема планируемых работ.