Файл: Особенности корпоративного управления в России (Возникновение и развитие корпоративного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования заключается в следующем корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля над деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.

Данная работа посвящена анализу и разработке системы оценки корпоративного управления. Основными целями корпоративного управления являются создание действенной системы обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств и их эффективного использования, снижение рисков, которые инвесторы не могут оценить и не хотят принимать и необходимость управления которыми в долгосрочном периоде со стороны инвесторов неизбежно влечет снижение инвестиционной привлекательности компании и стоимости ее акций. С этой точки зрения, исследование, направленное на совершенствование системы оценки качества корпоративного управления, является актуальным, так как среди множества организаций корпорации накопили, пожалуй, богатейший опыт управления персоналом. Люди стремятся работать в корпорациях, их привлекает престиж, стабильная заработная плата, хороший социальный пакет, возможность обучения, карьерного роста и многое другое, но помимо этого туда не так, то просто устроиться. За всем выше сказанным скрывается служба управления персоналом.

В корпорации это не просто небольшой отдел, который ведет делопроизводство, это функциональное департамент, решающее задачи связанные с определение текущей и перспективной потребности в персонале, с изучением и анализом рынка труда, с вопросами стимулирования и кадровой политики, выражающееся в процессе и форме найма, разработки индивидуальных планов карьеры. Кроме этого, в региональных подразделениях корпорации обычно существует свой отдел управления персоналом, который занимается делопроизводством подразделения и функционально взаимодействует с департаментом по работе с персоналом.

Целью работы является формирование системы показателей, характеризующих качество корпоративного управления.

Для достижения цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

Объектом исследования выступают общественные отношения по управлению юридическими лицами, функционирующими в различных организационно-правовых формах.

Степень научной разработанности темы. Корпоративным организациям посвящено большое количество специальной литературы. Но в публикациях содержатся в основном комментарии к нормативным актам и не произведено исследование теоретических проблем, связанных с управлением в корпоративных коммерческих организациях. В современной юридической литературе (В.В. Долинская, И.С. Шиткина, Т.В. Кашанина, Д.В. Ломакин, С.Д. Могилевский, С.И. Носов, М. Афанасьев, П. Кузнецов, А. Фоминых, Ю.С.Харитонова, И.А.Самойлов и др.) управление в корпорациях рассматривается в рамках общих проблем или в связи с другими частными вопросами, например, правовые основы деятельности корпоративных коммерческих организаций, защита прав участников, практика применения корпоративного законодательства и другие.


1. Рассмотреть особенности становления и развития корпоративного управления в России.

2 . Определить понятие корпорации с точки зрения российской практики.

3. Выделить характерные принципы корпоративного управления.

4. Исследовать организацию управления предприятием на примере крупных российских корпораций и выявить в них особенности организации.

В качестве основных методов исследования используется научный метод, системный метод, метод сравнения и сопоставления, диалектический метод, методы экономического анализа и др.

Информационной базой исследования послужили открытые данные о деятельности российских корпораций, которые публикуются на сайтах этих компаний, различные монографии и диссертации, статистические материалы и публикации экономических журналов.

Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Становление и развитие корпоративного управления в России

1.1 Возникновение и развитие корпоративного управления

Впервые понятие «корпорация» возникло в средние века. В этот период между государствами активно развивались торговые связи. В результате этого процесса некоторые купцы стали объединяться, образуя торговые гильдии. Целью этого объединения было активное продвижение своего товара на чужих территориях.

Конечно, на тот период гильдии не были целостными хозяйственными единицами. Однако они были отличным способом организации не только совместных походов, но эффективной защиты имущества от нападения разбойников и все это было возможно за счет установления единых правил гильдии, которым подчинялись все ее члены. Общего капитала не была, но каждые ее член регулярно вносил заранее оговоренную плату. [1, с.700]

Гильдии развивались в нескольких направлениях.  Примером тому могло служить производство, связанное с:

- мукомольной деятельностью;

- крестовыми походами;

- развитием морской торговли;

- объединением государственных кредиторов.

Местом зарождения прообраза корпорации принято считать Рим.


Именно в этой стране были определены частные формы ведения предпринимательской деятельности. На тот период корпорация была похожа не столько на организацию, сколько не некую общину со своими правилами и законами. По мере развития общества развивалось и усложнялось понятие корпорации: появление совместного имущества, общественные выступления членов этих обществ, возложение социальной ответственности.

Родиной зарождения корпоративного управления в том виде, который близок к современному пониманию, принято считать Англию. Первые правила и нормы были утверждены в английских законах еще в конце ХIХ века.

На тот момент этот вид управления имел иное название, но по своим функциям был идентичен корпоративному.

Следующим этапом в развитии этого управления стал период начала ХХ века. Именно в годы «Великой депрессии» в 1929-1930 года в США были приняты основополагающие законы по корпоративному управлению. Они закрепили на уровне государства использующиеся методы. В последующем эта система получила название «Американская модель корпоративного управления».

В это же время от США не отставали Япония и Германия, которые разработали и узаконили свои модели корпоративного управления, которые им казались более совершенными и эффективными. Аналогичные модели были разработаны и в странах Латинской Америки, Арабских странах.

Для России «корпорация» – это относительно новое понятие. Поэтому активное развитие, как самой корпорации, так и корпоративного управления, еще только стоит пройти. [2, с.352]

Но уже можно выделить ряд намечающихся тенденций:

- повышение роли корпорации в мировой экономике и нашей стране, укрупнение этих объединений;

- сужение внутренних структур корпорации;

- ускорение внутренних процессов развития;

- применение современных информационных технологий как неотъемлемый атрибут успешной корпорации;

- применение инновационных технологий в развитии.

Итак, это исторические основы возникновения корпоративного управления. Вполне очевидно, что возникновение этого вида управления явилось исторической необходимостью, поскольку оно позволяет осуществлять контроль за деятельностью акционерных обществ наиболее качественно, полно и эффективно. Наша страна не стала исключением, и на сегодняшний день активно примеряет на себе все имеющиеся модели корпоративного управления.


1.2 Понятие и сущность корпоративного управления

Широкое распространение понятия корпорация привело к тому, что в настоящее время этот термин применим к множеству экономических явлений.

Выражаясь языком физики, произошла диффузия этого понятия в другие, смежные сферы. И различие в толковании понятия «корпоративное управление» зависит от темы исследования того или иного автора. [3, с.60]

Поэтому необходимо рассмотреть различные подходы к определению корпоративного управления.

Подход с точки зрения психологии менеджмента определяет корпоративное управление как управление, которое порождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения.

Подход с точки зрения теории фирмы подразумевает совпадение понятий корпорация и организация. Например, понятие корпоративной информационной системы. [4, с.63]

Подход с точки зрения финансовой системы определяет корпоративное управление как определенные институциональные соглашения, обеспечивающие трансформацию сбережений в инвестиции и распределяющие ресурсы среди альтернативных пользователей в индустриальном секторе. Эффективный переток капитала между отраслями и сферами общества осуществляется в рамках корпораций, построенных на основе объединения банковского и промышленного капиталов. С юридической точки зрения корпоративное управление – это общее название юридических концепций и процедур, лежащих в основе создания и управления корпорацией, в частности касающихся прав акционеров.

Однако наиболее распространенными и применяемыми подходами при определении корпоративного управления являются следующие.

Первый из них – это подход к определению корпоративного управления как управления интеграционным объединением.

Например, по мнению Храбровой И.А., корпоративное управление - это управление организационно-правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями. С. Карнаухов определяет корпоративное управление как управление определенным набором синергетических эффектов.

Однако данные определения, касаются уже результатов использования корпоративной формы бизнеса, а не сущности проблемы. [5, с.124]

Второй подход, наиболее ранний и наиболее часто употребляемый, основывается на вытекающих последствиях из сущности корпоративной формы бизнеса – разделения института собственников и института управляющих – и заключается в защите интересов определенного круга участников корпоративных отношений (инвесторов) от неэффективной деятельности менеджеров.


Хотя и в этом случае определения корпоративного управления разнятся в зависимости от количества учитываемых заинтересованных сторон в корпоративных отношений. В наиболее узком понимании - это защита интересов владельцев – акционеров. Другой подход включает сюда же и кредиторов, которые вместе с акционерами составляют группу финансовых инвесторов. В наиболее широком понимании корпоративное управление – это защита интересов как финансовых (акционеры и кредиторы), так и не финансовых (работники, государство, предприятия – партнеры и др.) инвесторов. [6, с.87]

Единого определения корпоративного управления, которое могло бы применяться ко всем ситуациям во всех странах, не существует. Предлагаемые на сегодняшний день определения в значительной степени зависят от учреждения или автора, а также от страны и правовой традиции.

Например, определение корпоративного управления, разработанное регулятором рынка – российской Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), скорее всего, будет отличаться от того определения, которое может быть дано директором корпорации или институциональным инвестором.

Международная финансовая корпорация (МФК) и ее проект «Корпоративное управление в России» определяют корпоративное управление как «структуры и процессы руководства компаниями и контроля за ними». Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая в 1999 году опубликовала «Принципы корпоративного управления», определяет корпоративное управление как «внутренние механизмы, с помощью которых осуществляется руководство компаниями и контроль за ними, что подразумевает систему взаимоотношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами.

Корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для достижения этих целей, а также осуществления контроля за этим процессом. [7, с.4]

Надлежащее корпоративное управление должно обеспечивать соответствующие стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджеры добивались достижения целей, которые отвечают интересам компании и акционеров. Оно также должно облегчать эффективный мониторинг, побуждая, таким образом, фирмы к более эффективному использованию ресурсов».

Несмотря на все различия, у большинства определений, ориентированных на саму компанию (то есть даваемых с внутренних позиций), есть некоторые общие элементы, которые описываются ниже.