Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности детей к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Оценка готовности детей к школе». Данная тема является крайне актуальной для общества, так как аспекты готовности детей к школьному образованию в последнее время стали очень популярной темой среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки.

Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

Цель курсовой работы – оценить особенности готовности детей к школе.

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи исследования:

- рассмотреть теоретические аспекты готовности детей к школьному обучению;

- изучить сущность процесса готовности к школьному обучению и его интеллектуальный аспект;

- провести опытно – экспериментальную работу по исследованию готовности детей к школьному обучению;

- подвести итоги исследования и сделать выводы.

Объект исследования курсовой работы – поведенческие характеристики учащихся старшей группы детского сада «Солнышко»
(10 человек).

Предмет исследования – уровень готовности детей к школьному обучению.

Особенно широко проблема готовности детей к школе встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей посвящено множество исследований и монографий Мухиной В. С., Кравцовой Е. Е.,
Ивановой Г. М., Гуткиной Н. И., Венгера А. Л, Поливановой К. Н. и других.


Методы исследования: анализ и синтез информации из первоисточников, педагогические и психологические методики, метод сравнения полученных данных.

Курсовая работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические аспекты готовности детей к школьному обучению

1.1 Сущность процесса готовности к школьному обучению

Переход к школьному обучению является важным и серьезным процессом в жизни каждого ребенка и характеризуется рядом серьезных изменений его положения в обществе. Для детей процесс перехода к обучению является не просто способом подготовки себя к будущему и не только деятельностью по усвоению знаний. Процесс обучения в школе сопоставляется у каждого ребенка с трудовыми обязанностями.

В педагогике широко распространён термин «готовность к школе», который связывает уровень развития ребенка с процессом подготовки. Готовность к школьному обучению является многогранным явлением и определяется рядом следующих причин:

- биологических;

- социальных;

- психолого – педагогических.

Таким образом, Мухина В.С. определяет готовность ребенка к школе – есть определенный уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность школьного обучения. Готовность ребенка к школьному обучению является разносторонним процессом и начинается задолго до фактического поступления в учебное заведение [15; с. 207].

Поливанова К. Н в своих работах выделяет два понятия – общая и специальная готовность[16; с. 99-100]. Первое понятие обозначает всестороннюю (умственную, физическую, нравственную, эстетическую и трудовую) готовность. Общая готовность тесно взаимосвязана с психологической (личностной) готовностью ребенка. Специальная готовность систематизирует развитие речи, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представления об окружающем мире. Рассмотрим подробнее общую и специальную подготовку.

Компонентами общей готовности детей к школе являются:

- физическая готовность;

- интеллектуальная готовность в сфере общения;


- трудовая, нравственная и эстетическая готовность.

Все эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи между собой и могут взаимодополнять друг друга.

Базовым компонентом развития ребенка является физическая готовность. Она предполагает достаточный уровень здоровья, физических качеств, основных движений (быстрота, ловкость, сила, координация, реакция, выносливость), достаточно высокую работоспособность и низкую утомляемость. Помимо этих базовых особенностей немаловажным является способность ребенка к самостоятельной организации своего распорядка дня. Гуткина Н.И. предлагает разделять понятие физической готовности на естественно – биологическую (рост, вес, свойства и функции организма) и физическую подготовленность[11; с. 133].

Основными составляющими интеллектуальной готовности в сфере общения являются уровень детской компетентности, умственные навыки, культура умственного труда. Вегнер А.Л. пишет, что интеллектуальная готовность тесно взаимосвязана с формированием предпосылок учебной деятельности[6; с. 59-60]. Взаимодополняемость вербального и образного компонентов на уровне основных форм мышления, познавательных процессов, мыслительных операций, находит отражение в ряде показателей интеллектуальной готовности:

- образный компонент (способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память по образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций – аналогии, сравнения, синтеза);

- вербальный компонент (способность перечислять различные свойства предметов, развитие мыслительных операций, критичность мышления);

- социально-нравственная готовность (определяется, как готовность реализовываться в сфере общения).

Трудовая готовность определяется Ивановой Г.М., как совокупность элементарных трудовых навыков ребенка, необходимость его ознакомления с трудовой деятельностью взрослых, трудового обучения, как средства развития личности ребенка[13; с. 140-141]. Нравственная готовность ребенка определяется умением детей строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Задача педагога – способствовать формированию нравственных способностей школьников, а именно способностей детей к формированию коммуникативных навыков, гуманных качеств и способности критически оценивать себя. К показателям эстетической готовности Кравцова В.В. относит уровень эстетического восприятия чувств, сознания, умения не только видеть и понимать, но и создавать прекрасное.


Специальная готовность к школе подразумевает приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в начальной школе по основным предметам (письмо, окружающий мир, математика, чтение). Специальная готовность к школе является дополнением общей готовности ребенка к школьному обучению. Она определяет наличие у ребенка специальных знаний, навыков и умений. Согласно трудам Козловой С.А., существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка детей к школьному обучению:

- общее развитие. Это касается развития внимания, памяти и интеллектуальных способностей ребенка;

- воспитание способности произвольно управлять собой. Эта способность необходима дошкольникам для умения сосредоточиться на каких-то действиях или деталях определенное (в некоторых случаях даже длительное) время. Это необходимо ребенку для того, чтобы в дальнейшем понимать, что необходимо выполнять не только то, что ему хочется, но и еще то, что нужно;

- формирование мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный процесс, проявляемый ребятишками – дошкольниками к обучению в школе. Имеется в виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать побудительной причиной стремления детей к получению знаний[17; с. 148].

Козлова С.А. считает, что все эти три линии важны для определения готовности к школе в равной степени. Специальная подготовка к школе является кропотливым занятием и положительного результата можно добиться только при систематических и планомерных занятиях с ребенком, ведь основой для обучения в школе являются знания, умения и навыки, которыми дошкольник овладеет до поступления в него. Готовность к школе – есть динамичное понятие, которое складывается из усилий сотрудников ДОУ, родителей ребенка и его собственных усилий [17; с. 164-165].

Таким образом, подготовка к школе - длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе. Готовность к школе - это результат подготовки к обучению, общая и специальная готовность к нему.

1.2 Интеллектуальная составляющая готовности детей к обучению

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий, дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления, начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. Ребенку и в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующих выделения и использования связей в отношении между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий, он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.


По мере развития любознательности, познавательных процессов мышления, все шире используется детьми для усвоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемой их новой собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.. Он прибегает к своего рода экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник пользуется определенными способами, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики [17; с. 148].

Подобные возрастные закономерности замечаются и в процессе развития памяти. Перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание материала. Он начинает использовать приемы, направленные на повышение эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанных со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти – психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания, дается бессмысленный набор слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, река пол, весна, сын. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – в отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Венгер Л.А. приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7 летнего возраста: с первого раза ребенок запоминает не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов воспроизводившихся ранее; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из пояснений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления)[6; с. 77-78].

Методика Лурия А.Р. позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дают задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести, т.е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 0-12 слов или словосочетаний, таких, например, как: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1,5-2 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений, ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них[7; с. 144].