Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности детей к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 498

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного воспитания и обучения, является подготовка ребенка к школе. В-третьих, главное условие полноценного развития ребенка в детском возрасте - это осознанное и целенаправленное руководство со стороны взрослых - родители и педагоги. Это возможно в том случае, когда во время работы с ребенком присутствует четкое понимание закономерностей психического развития и специфика последующих возрастных этапов, а также знание о том, какие новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

2 Опытно – экспериментальная работа по исследованию готовности детей к школьному обучению

2.1 Изучение начального уровня подготовки детей к школе

Опытно экспериментальная работа проходила на базе детского сада «Солнышко» В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Дети группы указаны в таблице 1.

Таблица 1 – Данные об участниках опытно – исследовательской работы

Ангелина Ф.

Николай В.

Виктория Е.

Александр Г.

Виктор З.

Оксана Ю.

Елизавета И.

Инна Ш.

Егор П.

Федор В.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1. Провести диагностику уровня сформированности интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

2. Организовать работу по формированию интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

3. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и сделать выводы.

Гипотеза исследования: процесс формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников к школе будет успешным при реализации следующих педагогических условий: разработан комплекс игр и упражнений, направленных на

- интеллектуальное развитие дошкольников;


- организовано сотрудничество с родителями дошкольников,

- направленное на формирование интеллектуальной готовности детей к обучению в школе;

- в работе с детьми используется индивидуальный и дифференцированный подход.

Эффективность применения разработанной программы для формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе может быть проверена при проведении педагогического эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.

До и после эксперимента проводилось индивидуальное психологическое обследование детей, которое строилось при обязательном соблюдении постоянства внешних условий эксперимента. Оно проходило в игровой форме, в одном и том же помещении, в первой половине дня, без присутствия посторонних, с сохранением последовательности предъявления тестовых заданий.

Индивидуальному психологическому обследованию предшествовала беседа, целью которой было установление положительного эмоционального контакта с ребенком и формирование у него позитивного отношения к обследованию. Беседа включала в себя как обязательные, так и спонтанные вопросы, которые зависели, прежде всего, от психоэмоционального состояния ребенка. В ходе психологического эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выявления поведенческих особенностей ребенка (изменчивость - постоянство настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека»;

2. «Четвертый лишний» по Е.Л. Агаевой.

Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут. Содержание используемых методик состояло в следующем:

1. Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека».

Цель: Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка. В силу того, что большинство дошкольников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.

Инструкции по проведению теста: Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Тестирование проводилось исключительно индивидуально. Критерии оценки.


Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта.
За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие - 0 баллов.

2. Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой)

Цель: определение уровня развития операции классификации Оборудование: наборы картинок по классификациям («Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть «лишний».

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике. «Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг. «Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф «Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида. «Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли «Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона. Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются, одним словом все остальные предметы?

Обработка: Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). Задания оценивается в баллах: - обобщение по существенному признаку - 2 балла; - употребление обобщающего слова - 1 балл. Максимальное число баллов – 15.

Характеристика оценки уровня интеллекта по методике Гудинаф - Харриса «Нарисуй человека» приведена в Таблице 2 и на Рисунке 1.

Таблица 2 - Оценка уровня интеллекта по методике Гудинаф - Харриса «Нарисуй человека»

Показатели уровня

Количество

человек

%

Высокий

3

30

Средний

5

50

Низкий

2

20

В группе низкий уровень выявлен у 2 детей - у Елизаветы И. и
Николая В. Человек, которого изобразила Елизавета, имел непропорционально длинные руки и короткие ноги. Также не были прорисованы детали, черты лица. У человека, которого изобразил Николай, не было ушей, рисунок отличался общей небрежностью, на руках было по 3 пальца, не прорисованы глаза - на месте их просто точки.

Представим данные в виде диаграммы:

Рисунок 1 - Оценка уровня интеллекта по методике Гудинаф - Харриса «Нарисуй человека».

Оценка уровня развития операции классификации с использованием теста Агаевой Е.Л. «Четвертый лишний» отражена в Таблице 3 и Рисунке 2. Полученные данные свидетельствуют о том, что тестовые задания выполнены в пределах нормы - 8 (80%) детей.

Таблица 3 - Оценка уровня развития операции классификации с использованием теста Агаевой Е.Л. «Четвертый лишний»


Показатели уровня

Количество

человек

%

Высокий

1

10

Средний

8

80

Низкий

1

10

Низкий уровень выявлен у Елизаветы И. Она дважды ошиблась, причислив «утюг» к тематической группе «Посуда», и назвав лишнем «кастрюлю», и также отнесла «окуня» к тематической группе «Птицы», убрав вместо него соловья.

Рисунок 2 - Оценка уровня развития операции классификации с использованием теста Агаевой Е.Л. «Четвертый лишний»

Полученные данные свидетельствуют о том, что среднее значение выполнения теста соответствуют 8 (80%) детей группы. Используя нормы интеллектуального развития, полученный показатель можно интерпретировать как средний уровень развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Однако не все дети обследованной нами группы имеют показатели интеллектуального развития в границах средних значений. В группе низкий уровень выявлен у 2 детей – Елизаветы И. и Николая В. У Елизаветы И. составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли), а Николай В. рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными - рассказ не получается.

Таким образом, полученные данные говорят о том, что у большинства детей недостаточно сформирована интеллектуальная готовность к обучению в школе и необходимо проведение педагогической работы, направленной на повышение этого уровня.

2.2 Обобщение результатов опытно – экспериментальной работы

Результаты опытно – экспериментальной работы с детьми детского сада «Солнышко» позволили нам разработать ряд рекомендаций:

1) Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

2) Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.

3) Ругаться на ребенка во время занятий и игр категорически запрещено. Если у ребенка что-то не получается или он чего-то не понимает, необходимо поставить задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы, что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).


4) Необходимо помнить, что ребенок 6-7 лет не может работать долго, 20-25 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не стоит слишком утомлять его. Необходимо следить за его реакцией и либо менять ход занятия, либо дать ребенку отдохнуть. Необходимо проявлять положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивать его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось. Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалить его, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

5) Необходимо стимулировать интерес ребенка к окружающему миру. Задавать ребенку вопросы, приучать его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. Организовывать коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение. Не стараться «натренировывать» ребенка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работать над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

6) Необходимо развивать образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок. Для развития крупных движений, координации движений организовывать подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Следует увеличить объем даваемых ребенку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. Чтобы ребенок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

Для развития мелкой моторики рук полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закругленными безопасными концами), нанизывание бус.

Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

Для развития инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Опытно экспериментальная работа проходила на базе детского сада «Солнышко». В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании были использованы следующие методики: