Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности детей к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика Венгер Л.А. «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику. Среди других неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо таких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и в схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решение задачи [6; с. 91].

Наиболее распространенными методиками, диагностирущими уровень развития словесно-логического мышления, являются следующее:

а) «Объяснение словесных картин»: ребенку показывают картинку и просят ребенка рассказать что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, на сколько развита его речь;

б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6) на которых изображены этапы известных ребенку действий. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события.

Серии картинок могут быть по содержанию разной степени сложности. Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.

Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие анкеты мышления изучают при помощи методики предметной классификации. Ребенок составляет группы карточек с изображениями на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия. Например: мебель, одежда. Может по внешнему признаку («все большие» или «они красные») , по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платья висят в шкафу») [9; с. 177-178].

При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены, и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используются более сложные методики. Трудные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б.В. Зейгарник. Кроме пословицы ребенку даются фразы, одна из которых соответствует смыслу пословице, вторая не соответствующая пословице по смыслу, но внешне ее напоминает. Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет, почему она подходит к пословице, но уже сам выбор показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения [18; с. 49-50].


Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладение навыком мыслительной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе связана с развитием мыслительных процессов. Для подготовки к школе у ребенка обязательно должна быть сформирована определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных.

1.3 Психологические аспекты готовности детей к обучению

В возрастном периоде от 5,5 до 7 лет организм дошкольника готовится к трансформации на более высокую степень возрастного развития. Данная степень предполагает интенсивные физические и умственные нагрузки, они связаны с регулярным обучением в школе. Происходит становление физиологической готовности ребенка к школьному обучению.

Старший дошкольный возраст играет важную роль в психическом развитии ребенка: во время этого периода жизни формируются новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте формируются задатки будущей личности: устанавливается фундаментальная структура мотивов; возникают новые социальные потребности; зарождается новый тип мотивации, как некая основа произвольного поведения; дошкольник овладевает определенной системой ценностей; происходит усвоение моральных норм и правил поведения в обществе, где в ситуациях нужно поступать не так как хочется в данное время, а так как надо.

Взрослые являются источником моральных представлений для детей и передают их в процессе воспитания, обучения, общения. Общению принадлежит большая роль в развитии личности дошкольника. Потребность в общении появляется очень рано и выражается стремлении ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

В дошкольном детстве, как и в более ранние периоды развития, важнейшую роль в жизни ребенка и становлении его личности играет мать. Стиль ее общения с ребенком оказывает огромное значение на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения.

Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди, то, как значимые для ребенка взрослые оценивают его, становится фундаментом для формирования его собственно самооценки. Ребенок - дошкольник не просто ждет оценки взрослым своих действий, он активно добивается получения похвалы, порой демонстративностью своего поведения. Потребность в любви и одобрении, осознаваемая ребенком приводит его к пониманию того, что необходимо учиться принятым позитивным формам общения уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми (ребенок овладевает речью и невербальными средствами выразительности) [10; с. 96].


Психологическая готовность, по мнению некоторых ученых, складывается из следующих составляющих:

- физическая и физиологическая готовность к школе, куда входят¬ показатели физического развития ребенка, состояние его здоровья, уровень созревания структур головного мозга, т.е. готовность высшей нервной деятельности ребенка к обучению в школе без стресса;

- личностная готовность к обучению в школе, или социальная, которая охватывает следующие сферы жизненных отношений ребенка и включает:

1. отношения ребенка с окружающими взрослыми, которые подразумевают умение ребенка занять определенную социальную позицию – позицию ученика;

2. взаимодействия будущего школьника со сверстниками, характеризующиеся появлением кооперативно-соревновательного типа общения, умением понимать и учитывать действия и позиции своих партнеров, а также умением подчинять свое поведение правилам группы;

3. отношение ребенка к самому себе, которое выражается в смене завышенной самооценки на более адекватную и объективную оценку собственных возможностей, в формировании такого новообразования возраста, как внутренней позиции школьника;

- мотивационную готовность ребенка к обучению в школе, которая характеризуется появлением социальных и познавательных мотивов учения, связанных с потребностями ребенка в интеллектуальной активности и общении с другими людьми с целью приобретения нового социального статуса и познания нового;

- интеллектуальная готовность к школе, которая подразумевает тот уровень развития познавательных процессов, который позволит ребенку заниматься в школе и выполнять требования учителя и программы первого класса;

- эмоционально-волевая готовность к школе, характеризующаяся адекватными переживаниями, связанными со своими достижениями, с отношениями с окружающими, появлением осознанности и произвольности своих чувств, поступков и поведения в целом. Высокий уровень произвольности позволяет ребенку контролировать свое поведение, управлять познавательными процессами, поддерживать порядок на рабочем месте;

- готовность родителей отдать своего ребенка в школу: уверенность близких взрослых ребенку в готовности будущего школьника к обучению в первом классе, в правильности выбора школы и первой учительницы; адекватный уровень переживаний родителей в связи с поступлением ребенка в школу [4; с. 118-119].

Взаимоотношения с другими людьми - один из сильнейших источников переживаний ребенка. Адекватное отношение окружающих к ребенку в период его взросления, признание его прав, создание для него условий, обеспечивающих чувство защищенности и уверенности в себе – способствуют нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительного отношения к людям и к себе.


Уже в раннем возрасте ребенку важна оценка взрослых, а именно похвала, которая вызывает у малыша чувства гордости; в более старшем возрасте положительная или отрицательная оценка значимых для ребенка взрослых играет большую роль в формировании самооценки маленького человека. К среднему дошкольному возрасту у многих детей складываются умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Именно старший дошкольный возраст считается периодом активного развития, а также становления познавательной деятельности. Ребенок 3-4 лет активно взаимодействует с предметами, а ребенок 6-7 лет старается узнать, как устроены эти предметы, как и для чего они предназначены. При помощи взрослого пытается выявить взаимосвязи явлений и предметов действительности, стремится задавать как можно больше вопросов о том, кто

такой человек и как он устроен, а также вопросы, которые касаются явлений природы, различных механизмов и строения вселенной. Рассматривая природу мышления дошкольника, стоит отметить характеристику его форм.

Обычно формы мышления детей дошкольного возраста связывают с основными видами деятельности: наглядно-образное, наглядно-действенное, логическое. Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется разновидностью практического мышления, где основным признаком выступает целостная связь мыслительных процессов с практическими действиями. Наглядно-образное мышление дошкольника это решение мыслительных задач в результате внутренних действий с образами.

Логическое мышление ребенка дошкольника обычно сравнивают с речевым, словесным. На самом деле, логика ребенка, все формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения) имеют образный фундамент. Во время всего дошкольного возраста происходит развитие отдельных психических процессов. Ближе к семи годам у дошкольника выделяется довольно развитый процесс восприятия, но он лишь ведет к узнаванию и называнию формы и цвета. Здесь можно наблюдать высокую остроту слуха и зрения, а также ориентацию на различные цвета и формы предметов.

Мухина В.С. утверждает, что восприятие в возрасте 6 - 7 лет лишается своего аффективного первоначального характера: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие выступает целенаправленным, осмысленным, анализирующим [15; с. 94-95]. В восприятии вычленяются произвольные действия - такие как: наблюдение, рассматривание, поиск. На развитие восприятия огромное влияние оказывает речь. Дошкольник начинает пользоваться названиями качеств, признаков, а также состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.


Обучение не может быть сформировано без такой психической функции, как внимание. Именно в дошкольном возрасте внимание играет важную роль и имеет непроизвольный характер. Повышенное внимание связано с нацеленностью во внешнюю среду, а также с эмоциональным отношением к ней. С возрастом особенности внешних впечатлений изменяются, именно они обеспечивают такое повышение.

Когда дошкольник впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, а также направляет и удерживает его на определенных предметах, происходит переломный момент в развитии его внимания. Именно к 6-7 годам развитие внимания уже велико. По мнению Мухиной В.С., этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая выступает универсальным средством организации внимания.

К моменту поступления в школу, дети отдают интеллектуальным занятиям большее преимущество, нежели практическим. Дошкольников привлекают различные кроссворды, задачи, упражнения и головоломки. Впечатления об окружающем мире становятся более четкими, ясными и обобщенными, формируется некое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения [2; с. 164-165].

В данный возрастной период проявляются колоссальные изменения структуры и содержания детской деятельности. При помощи сюжетно-ролевой игры, ребенок начинает подражать взрослому и овладевает сложные виды деятельности, которые требуют нового произвольного уровня регуляции.

Данный уровень основан на осознании задач и целей деятельности, способах их достижения, а также на умении контролировать свои действия и оценивать результат. Маленькому ребенку важен сам результат, он не концентрирует внимание на средствах выполнения действия. В то время как старший дошкольник уже понимает, для чего он выполняет то или иное действие, научается выполнять его правильно.

Ребенок 6-7 лет использует уже изученный способ действия в новых условиях, а также сравнивает результат с образцом и видит расхождения. Ребенок же 3-4 лет сравнивает свою работу с примером и считает, что выполнил его также как и на образце. Для младшего дошкольника важно то, что он делает, а для старшего важно - каким способом это надо делать [12; с. 33-34].

По мнению многих авторов, стоит отказаться от подготовки ребенка к школе, так как это «отрицает самоценность проживания эпохи детства».
С данным мнением согласиться трудно. Во-первых, любой жизненный период человека обладает уникальностью и самоценностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, который имеет накопительный характер. Это говорит о том, что перейти на более высокий уровень развития можно только тогда, когда на предыдущем уровне сформировались необходимые предпосылки - новообразования. Об отклонении или задержке в развитии говорят в том случае, если к концу возрастного периода новообразования не сформированы.