Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие менеджмента и предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент, как практика управления, охватывает весь спектр деятельности организации и процесса производства. Менеджмент включает в себя управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление персоналом, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Предмет менеджмента, как современной науки управления, охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций на всех этапах существования и отношений между сотрудниками в процессе управления.

Новая организация терпит крах, если в ней не обеспечивается должный уровень управления, а любая существующая организация быстро приходит в упадок, если оказывается невосприимчивой к инновациям. Изучение понятий менеджмента и предпринимательства с точки зрения правового статуса, выполняемых функций и особенностей позиций менеджера и предпринимателя, способствует упрощению задачи по организации их взаимодействия в рамках одного предприятия. Экономическая эффективность вследствие грамотного управления создает определенные гарантии дальнейшему функционированию предприятия, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать различного рода финансовые риски. На сегодняшний день, ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в позициях на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли и в государстве в целом, в состоянии торговли на международных рынках, что обеспечивает постоянное наличие риска. Прибыльность предприятия свидетельствует об эффективной политике менеджмента и, как следствие, успешной производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Сегодня предпринимательский сектор экономики РФ занимает достаточно значительное место и его значение продолжает расти с каждым днем. Предпринимательство в настоящее время - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого государственная экономика и общество в целом не могут существовать и развиваться в нормальном русле.

Организации непременно необходимы постоянные реформы системы управления для получения прибыли и дальнейшего развития предпринимательского дела, что не представляется возможным без грамотного менеджмента, вследствие чего данная тема является актуальной на данный момент.


Основная цель настоящей работы состоит в том, чтобы рассмотреть сущность, понятия, особенности и различия предпринимательства и менеджмента. Объект исследования: предпринимательство и менеджмент.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теорию менеджмента и предпринимательства; исследовать виды предпринимательской деятельности; изучить цели и задачи менеджмента; провести анализ различий менеджмента и предпринимательства в деталях.

ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и предпринимательства

1.1 Понятие менеджмента

Менеджмент - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Менеджмент - это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей [1, с. 51].

Объектом менеджмента является организация, к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры выполняют разносторонние профильные функции. В зависимости от направления обязанностей, различают такие специальности, как менеджер по производству, менеджер по продажам, менеджер по рекламе, менеджер по персоналу и т.д. Какой бы специализацией ни обладали менеджеры, все они решают общую задачу - получение максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Менеджеры организации, независимо от профиля, объединены общими стратегическими целями организации и вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. В организации выделяют три уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Обязательным будет отметить, что обязанности менеджера и, соответственно, мера ответственности зависят от уровня должности и особенностей деятельности организации. Существуют менеджеры, которые отвечают исключительно за общие результаты работы организации и ее стратегическое развитие. В случае, если менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, речь идет о функциональных менеджерах. В любом случае, рассматривая менеджмент, необходимо обратить внимание на его прямую связь с управлением, ведь управление - это основа, на которой возник менеджмент [15, c. 16].


Менеджмент организации есть орган, обеспечивающий управление в заданном ключе, вырабатывающий и принимающий решения. Менеджмент призван давать направление организации, которой он управляет. Он обязан установить ее цели и организовать ресурсы для достижения результатов, которые организация желает предоставить обществу [17]. Современный менеджмент помогает большинству предприятий и организаций определять свое будущее развитие. Один из известных исследователей проблем управления А. Файоль обращал внимание на то, что управлять - значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать [15, с. 21].

Цели и задачи менеджмента. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности предприятия, в деятельности организации путем рационального управления производственным процессом, включая управление технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации персонала, творческой активности и лояльности каждого сотрудника. Менеджмент создает условия для успешного функционирования предприятия исходя из парадигмы, в которой прибыль - не причина существования организации, а результат ее деятельности. Целью менеджмента в подобных условиях является преодоление риска/рисковых ситуаций, а также их предупреждение, для чего требуются определенные резервные финансовые фонды и предоставление менеджеру определенной степени свободы принятия решений и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. Основная задача менеджмента заключается в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей конечного потребителя на основе мониторинга рынка, его анализа и имеющихся материальных и людских ресурсов для последующего обеспечения рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Менеджмент призван принимать грамотные управленческие решения. Перед руководителями постоянно возникают вопросы получения прибыли в условиях конкурентной борьбы на рынке, предотвращение рисков и банкротства, укрепления позиций компании на рынке. Для ответа на эти вопросы требуются современные знания и менеджмент, как наука, помогает их сформировать [15, с. 22].

Подход к управлению в менеджменте – это способ мышления по отношению к управлению и организации. Существует 3 основных подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход предложил Анри Файоль. Согласно процессному подходу, управление - это процесс, который состоит из последовательности действий по управлению. Эти действия называют управленческими функциями.


Функций 4: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая управленческая функция – это самостоятельный процесс. Все четыре управленческие функции имеют две общие характеристики. Для всех функции необходимы: принятие решений (выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать); обмен информацией/коммуникация. Коммуникация нужна для того, чтобы: получить необходимую информацию; принять правильное решение; сделать это решение понятным для всех членов организации. Принятие решений и коммуникация - это связующие процессы в управлении, поэтому целесообразно очень кратко рассмотреть каждую из функций управления.

Планирование. Сущность первой функции менеджмента - планирования состоит в том, чтобы сначала определить цель организации, а потом найти метод достижения этой цели. Планирование отвечает на три основных вопроса (табл. 1): где мы сейчас находимся? куда мы хотим двигаться? как мы это будем делать? Планирование дает возможность руководителю направить работу всех членов организации на достижение общих целей и является не одноразовым действием, а непрерывным процессом. Это обусловлено двумя причинами: необходимостью изменять цель организации после достижения ранее поставленной; постоянно изменяющейся ситуацией во внутренней и внешней среде организации, вызывающей неопределенность будущего.

Таблица 1

п

Три основных вопроса, на которые отвечает функция планирования

Что должен делать руководитель

1

Где мы сейчас находимся?

Оценить сильные и слабые стороны организации (финансы, маркетинг, производство) и определить реальные возможности организации (анализ SWOT)

2

Куда мы хотим двигаться?

Оценить факторы внешней среды (конкуренция, клиенты, государственные законы), определить цели организации и возможные проблемы при достижении этих целей

3

Как мы это будем делать?

Распределить конкретные задачи между членами организации

Для успешного планирования предпринимателю необходимо выявить, где и в каком состоянии, в настоящее время находится организация и определить где она должна оказаться по истечению определенного промежутка времени. Путь движения к поставленной цели, выраженный в конкретных, реальных и понятных персоналу действиях представляет собой план перехода из имеющегося состояния организации в желаемое. Причем, задачей менеджера является создание во внутренней среде таких условий, которые определяют желаемое состояние организации.


Организация. Сущность второй функции менеджмент предполагает создание определенной структуры, объединяющей элементы внутренней среды предприятия в оптимальные информационные и иерархические связи. Элементы организации делятся на две группы: работа, конкретные задания; люди, которые выполняют эту работу в организации (руководители и подчиненные). Функция организации должна отвечать на следующий основной вопрос (табл. 2): кто должен выполнять конкретные задания из общего количества всех задач организации, включая работу по управлению?

Таблица 2

Основной вопрос функции «организация»

Основной вопрос, на который отвечает функция «организация»

Что должен делать руководитель (менеджер)?

Кто должен выполнять конкретные задания из общего количества всех задач организации, включая работу по управлению?

Подбирать людей для конкретной работы и делегировать им конкретные задания, права и ответственность на использование ресурсов организации

Делегирование – способ, с помощью которого руководитель передает своим подчиненным конкретную работу со всеми необходимыми правами и ответственностью за ее выполнение. Подчиненный – это субъект делегирования. Субъекты делегирования берут на себя ответственность за выполнение своих обязанностей. Конкретная работа – это объект делегирования.

Мотивация. Организация может иметь хороший план и правильную структуру, но если работники организации не будут заинтересованы в своей работе, то не будет и результата, т. е. достижения цели. Поэтому очень важной функцией управления является функция мотивации. Мотивировать – это значит создать в человеке внутреннее побуждение к действию. Задача мотивации - сделать так, чтобы члены организации выполняли запланированную работу и все делегируемые им обязанности. Если ранее мотивация – это хлыст и угроза, очень редко – награда, то современная школа научного управления предложила прогрессивный экономический подход к проблеме мотивации: работник всегда будет работать больше и эффективнее, если будет получать больше вознаграждение. На сегодняшний день мотивация – это результат соединения потребностей человека (в том числе и нематериальных). Основной вопрос функции мотивации отражает таблица 3.

Таблица 3

Основной вопрос функции мотивации

Основной вопрос, на который отвечает функция мотивации

Что должен делать руководитель (менеджер)?

Как сделать, чтобы члены организации работали эффективно?

Определить истинные потребности работников организации и обеспечить способ удовлетворения этих потребностей через хорошую работу