Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Понятие менеджмента и предпринимательства).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
Контроль. Предприниматель планирует достичь цели к определенному сроку, завершить работу к назначенной конкретной дате. За этот период времени могут возникать разные проблемы. К примеру, работники могут отказаться от выполнения работы по плану; может произойти изменение законодательства; на рынке может появиться сильный конкурент и т. д. Если руководитель (менеджер, предприниматель) вовремя не решит эти проблемы, организация может потерять большие деньги или даже разориться. Поэтому очень важно, чтобы руководитель контролировал работу своих подчиненных. Без функции контроля жизнедеятельность организации находится под угрозой. Контроль – это процесс, который обеспечивает реальное достижение целей организации при выполнении функций, включающих 3 основных этапа.
1. Установление стандартов. Предприниматель должен точно определить цели организации, которые нужно достичь за определенный период времени (здесь используются материалы планирования).
2. Измерение и сравнение. Предприниматель должен измерить то, что уже достигнуто, и сравнить его с тем, что планировалось. В результате он не только знает о том, что в организации есть проблема, но может определить источник и причины этой проблемы, а самое главное, предприниматель будет знать, на какую количественную величину отклонился тот или иной планируемый показатель деятельности организации.
3. Принятие действий. Предприниматель должен провести корректирующие и регулирующие действия. Например, пересмотреть цели, исправить ошибки и т. д., в зависимости от конкретной ситуации.
Таким образом, контроль обеспечивает обратную связь - получение информации о результатах деятельности от подсистем внутренней и внешней среды. В результате наличия обратной связи организация получает необходимую информацию о рассогласовании планируемых и реальных действий, пересматривает свои планы и исправляет ошибки.
1.2 Понятие и сущность предпринимательства
В гражданском кодексе РФ (ст.2, ч.3) предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированном в этом качестве в установленном законом порядку». [5] Сущность предпринимательской деятельности открывается через выполняемые ею функции: предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела; предприниматель - это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. [2, с. 65]
В середине прошлого века сформировалось понятие предпринимательства как деятельности, направленной на осуществление смелых и трудных проектов, с целью сделать что-то новое или улучшить существующее. На сегодняшний день предпринимательство определено как частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое предприятие, принимая на себя личный риск. С учетом разносторонних определений предпринимательства могут быть сформулированы основные мотивы предпринимательской деятельности: личное обогащение; желание стать хозяином своего дела и, как следствие, свободно принимать решения, самостоятельно владеть и распоряжаться доходом; самореализация, развитие и наилучшее применение своих способностей; желание рисковать.
Согласно законодательству РФ, сфера предпринимательской деятельности охватывает все общественное производство, в том числе и военно-промышленный комплекс. К ней относится производственная, непроизводственная, торгово-посредническая, инновационная, кредитно-финансовая и иная деятельность. Ограничениями предпринимательской деятельности являются: требования экологии, сохранения здоровья населения, пожарная безопасность. За словом «предпринимательство» стоит предприятие, производство продукта или услуги и предпринимательскую деятельность обычно называют бизнесом. Развитие предпринимательства играет значительную роль в достижении экономического роста РФ и является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Экономическая ситуация в государстве обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров и включает рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток/недостаток рабочей силы. Сюда относятся наличие и доступность денежных средств. Следует отметить, что на экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация [10, с. 183].
Соблюдение законов, своевременная уплата налогов и следование общечеловеческим этическим нормам - необходимые условия предпринимательской деятельности [14, с. 43]. В правовом поле, занятие предпринимательской деятельностью не требует разрешения, т.е. действует не разрешительный, а регистрационный принцип организации предпринимательского дела, но по отдельным видам деятельности необходимо получить лицензию (биржевая, банковская, экспортно-импортная деятельность, деятельность инвестиционных фондов, валютные операции). [16, с. 78]. Занятие конкретной предпринимательской деятельностью предполагает наличие определенных условий: стартовый капитал для образования уставного фонда предприятия; свободный рынок, обеспечивающий движение всех факторов производства, открытость и доступность рынка для всех, свободное ценообразование; правовые гарантии в отношении собственности, доходов, прав и свободы предпринимателей; знания и практические навыки; подробная информация о конкурентах; положительная репутация. Предпринимательская деятельность в РФ осуществляется юридическими и физическими лицами, с применением и без применения наемного труда, а количество наемных работников не ограничивается. В правовом поле различие между юридическими и физическими лицами состоит в том, что юридическое лицо отвечает по долгам только активами своего баланса. Физические лица отвечают по долгам всем своим имуществом. [16, с. 80]
ГЛАВА 2. Функциональная дифференциация предпринимателя и менеджера
Менеджер и предприниматель занимают разные позиции относительно предприятия и его экономики, а также имеют разные функции и цели. Место менеджера – наемного работника - находится в организации, а его внимание направлено на финансовые результаты, планирование, реализацию производства товаров или услуг и его бесперебойное функционирование. Предприниматель пристально следит за потребительским рынком своей области. В виде основной задачи предпринимателю необходимо вовремя зафиксировать дисбаланс между спросом и предложением, увидеть появление новых тенденций спроса конечного потребителя, либо предложить, а иногда и навязать, новые стандарты потребления. Вследствии этих задач возникают предпринимательские идеи, которые, в виде мотивов, поступают в организацию, где менеджеры воплощают их в жизнь, контролируя весь процесс реализации идеи. Роли предпринимателя и менеджера являются полярными - менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель ее разрушает, в результате чего происходит непрерывное обновление технологий и модернизация производства, расширяются возможности потребления. [18, с. 20] Предприниматель предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях. Менеджер управляет сложившейся организационной структурой иерархического характера с соблюдением четкого распределения полномочий и ответственности [3, с. 62]. Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического; организационно-технического социально-психологического методов управления [4, с. 18].
Основываясь на достижениях экономической психологии и менеджмента, рассмотрены типические особенности личностей предпринимателя и менеджера и предложены оптимальные формы их взаимодействия, позволяющие получить синергетический эффект от их сотрудничества в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Процессы переработки и перераспределения информационных потоков, по сути, являются процессом управления предприятием, но такой взгляд на управление не соответствует господствующему в менеджменте представлению, согласно которому управление понимается как особый вид профессиональной деятельности. Указанный подход к управлению предполагает выделение «классических» функций руководителя: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Невзирая на то, что на этапе развития предприятия у руководителя-предпринимателя еще четко не выделились эти управленческие функции, тем не менее, его деятельность также можно признать управленческой.
Важно отметить, что подходы к управлению, применяемые в менеджменте (административный подход, подход с точки зрения человеческих отношений, науки о поведении, количественных методов, процессный подход, а также системный подход), не призваны решать проблемы, с которыми сталкиваются, к примеру, представители развивающегося малого бизнеса, в том числе и потому, что объектом управления в рамках вышеперечисленных подходов является организация, имеющая определенную структуру, которая подразумевает многоэлементный состав и наличие различных связей между элементами подобной системы, и подходят лишь для специалистов – управленцев многоуровневой, начиная с двухуровневой, системы управления. Таким образом, научный аппарат менеджмента не может прийти на помощь представителям малого и развивающегося малого бизнеса, различных стартапов, поскольку в конечном счете достижения менеджмента решают проблемы управления, прежде всего, крупного бизнеса. По этой причине, при исследовании возможности развития способности создавать успешно функционирующие малые предприятия, применение научного аппарата менеджмента является малоэффективным.
Представители малых развивающихся предприятий испытывают трудности, связанные с развитием их организаций, вызванные, в том числе дефицитом различных ресурсов, как интеллектуальных, так и финансовых, и при этом современная наука менеджмента не может предложить им универсальных методов, способных существенно облегчить пути их развития и интенсифицировать переход от малых предприятий к средним. В результате, применительно к предпринимательству это означает, что бизнес начинающего предпринимателя невозможно рационализировать до конца и свести к набору простых алгоритмов. [19, c. 180]
Современный этап развития менеджмента можно назвать интегративным, так как он включает ряд различных и взаимно противоречивых концепций, превращающих науку управления в искусство. Характерным представителем данного подхода является П. Друкер. К основным составляющим интегративного менеджмента относят в том числе и принципы ситуационного подхода. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие как внешних факторов, так и как внутри самой организации, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией и самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. [13, c. 65] Ситуационный подход менеджмента основывается на теории относительности и конкретности любой истины. Поскольку фундаментальные атрибуты истины - это адекватность и объективность знания, т.е. соответствие знания объекту исследования, объективность истины обусловливает ее абсолютность. При этом любая истина обладает относительностью. Объективность научной теории заключается в гарантированности результата использования этой теории независимо от того, кто ее использует, но с обязательным соблюдением условий, оговоренных в этой теории. Именно конкретность условий или ситуации определяет относительность истины. [12]
Невзирая на определение ситуационного подхода в рамках развития теории менеджмента и практики руководства крупными предприятиями, представляется возможным применить его принципы в отношении управления малых развивающихся предприятий. Данный подход подразумевает отсутствие рецептов на все случаи и конкретное решение зависит от ситуации, что открывает перспективы для его использования предпринимателями в целях повышения эффективности деятельности малых предприятий, поскольку одной из главных свойств личности предпринимателя является гибкость, развитая интуиция и способность к быстрому реагированию на изменение ситуации. Разработка методов повышения эффективности развития малого предприятия в рамках ситуационного подхода позволит увязать конкретные приемы и алгоритм с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Рассмотрение проблематики развития и повышения эффективности деятельности малых развивающихся предприятий в рамках ситуационного подхода менеджмента позволяет по-новому посмотреть на одну из основных тем изучения предпринимательской деятельности – проблему демаркации предпринимательства от смежных феноменов. Обычно, выявление особенностей предпринимательской деятельности основывается на различиях между предпринимателем и менеджером по ведущим психологическим характеристикам их деятельности. Эта проблематика вызывала и вызывает интерес таких зарубежных исследователей, как Й. Шумпетер, П. Друкер, Ф. Котлер, Р. Хиз- рич, Б. Карлофф, Ф. фон Хаейк, Э. Пенроуз, Х. Веллу, Дж. Мейнард Кейнс, К. Веспер. Вопросом изучения феномена предпринимательства в последние годы занялись такие отечественные ученые, как Л.И. Абалкин, А.И. Агеев, Ж.В. Масликова, А.В. Бусыгин, О.С. Дейнека, О.И. Образцова, А.Ю. Чепуренко, Л.И. Журавлев.
Одним из первых дифференциацию между предпринимателем и менеджером провел Дж. Ронен. Согласно его теории, различия между предпринимателем и менеджером могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени стремятся сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску». [7, c. 18]
На протяжении жизненного цикла предприятия нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности. Вопрос состоит в соотношении предпринимательской деятельности и менеджмента, и является дискуссионным, поскольку функциональная сущность менеджмента и предпринимателя различна. С одной стороны, предпринимательство шире управленческой деятельности, а с другой, эффективный менеджмент по силам не каждому предпринимателю. Выявление особенностей предпринимательской деятельности основывается на различиях между предпринимателем и менеджером по ведущим психологическим характеристикам их деятельности, в связи с чем применяются функционально-структурный и ролевой подходы и поскольку феномен предпринимателя раскрывается через личностные особенности каждого отдельного представителя, имеются основания полагать, что, несмотря на все разнообразие индивидуальных черт личности, имеются общие черты, обуславливающие ту или иную модель поведения.