Файл: Управление миграционными процессами (Теоретические и методические основы регулирования миграционными процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом Российской Федерации, определила принципы и основные направления деятельности государства в сфере миграции.

Положительные результаты благодаря реализации комплексных мер достигнуты в сфере противодействия незаконному пребыванию на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, их нелегальной трудовой деятельности.

Использование государственной информационной системы миграционного учета и центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, позволило усовершенствовать контроль над миграционными потоками в целом, существенно повысить эффективность противодействия незаконной миграции, в том числе при принятии решений о запрете на въезд в Российскую Федерацию.

Разработаны действенные механизмы по упорядочению регистрационного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан. Введена уголовная ответственность за осуществление фиктивной регистрации и постановки на миграционный учет. Отмечая большой вклад Федеральной миграционной службы в реализацию Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года и поддерживая меры, принимаемые Федеральной миграционной службой по противодействию нарушениям миграционного законодательства Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание на ряд проблем, которые негативно сказываются на реализации указанной Концепции.

Такой проблемой продолжает оставаться нарушение законодательства Российской Федерации иностранными гражданами. Это все и обуславливает актуальность выбранной темы для исследования. Объектом данного исследования является государственная политика в области миграции. Предметом данного исследования служит миграционная политика. Хронологические рамки исследования: с 1991 года по наше время. Территориальные рамки исследования: Российская Федерация.

Целью данной курсовой работы является анализ управления миграционными процессами.

Для реализации данной цели были сформулированы следующие задачи:


1. Рассмотреть теоретические аспекты миграции населения и ее виды.

2. Проанализировать миграционные процессы.

3. Проанализировать проблемы миграционной политики.

На сегодняшний день данная тема является достаточно разработанной и освященной в различной литературе, СМИ а так же публикациях периодических изданий.

Методологическую базу данного исследования составляют контент-анализ, социологические методы анализа, эмпирические методы исследования. Теоретическая база исследования включает в себя научную труды выдающихся специалистов в сфере государственного и муниципального регулирования, миграционной политики, юриспруденции. Практическая и теоретическая значимость курсовой работы обусловлена наличием разработанных мероприятий, направленных на совершенствование работы миграционной службы России. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Изучить теоретические основы управления миграционными процессами;

- Проанализировать нормативно-правовые аспекты в области миграции;

- Рассмотреть регулирование миграционных процессов;

- Провести анализ миграционной ситуации в Ивановской области;

Объектом исследования являются миграционные процессы в Ивановской области.

Предметом исследования - пути совершенствования реализации миграционных процессов в Ивановской области.

Глава 1. Теоретические и методические основы регулирования миграционными процессами.

    1. Миграционные как процесс: понятие, функции, особенности

Среди демографических процессов, отражающих динамику распределения по территории Земли рода Homo sapiens, заметную роль играет механическое движение населения или миграция. Миграция населения как перемещение людей в пространстве является неотъемлемым признаком жизнедеятельности общества. Непосредственно не влияя на количественные характеристики народонаселения нашей планеты, в целом, миграция имеет важное значение для формирования и трансформации населения многих регионов Земли. В отдельные исторические периоды в различных регионах мира миграционные процессы влияли на количественные и качественные изменения структуры населения в большей степени, чем показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность). Как и другие демографические процессы, миграция населения имеет в своей основе как биологическую, так и социальную обусловленность, что позволяет говорить о возможности целенаправленного воздействия на миграционные процессы со стороны государства и общества.


Для определения наиболее значимых характеристик миграционного процесса рассмотрим возможные варианты классификации данного явления.

1. По дальности переезда. Учитывая, что в широком смысле слова, под миграцией часто понимают «... совокупность всяких перемещений людей в пространстве» миграционные процессы можно разделить по дальности перемещения. При этом бессмысленно рассчитывать дальность миграции в количественных единицах, измеряющих расстояние, так как в этом случае невозможно установить конкретный рубеж при пересечении которого наступают какие-либо качественные изменения, вызванные данным перемещением. Исходя из этого, миграционные процессы могут быть:

• внутрипоселенческие;

• внутрирайонные;

• внутрирегиональные (для России — в пределах одного субъекта Российской Федерации);

• межрегиональные;

• международные.

Внутрипоселенческие миграции понимаются, при этом, как перемещение в пределах одного населенного пункта. В зависимости от размера и территориальной планировки населенного пункта внутрипоселенческие миграции, также, могут разделяться на несколько видов. Для крупных городов с районным делением в число внутрипоселенческих миграций могут входить как внутрирайонные, так и межрайонные перемещения людей, а для таких городов как Москва и Санкт-Петербург, непосредственно являющихся субъектами Федерации, внутрипоселенческая миграция является одновременно и внутрирегиональной.

Перемещения в пределах одного административного района (внутрирайонная миграция), как и перемещения в пределах одного субъекта Российской Федерации (внутрирегиональная миграция), представляют собой миграционный процесс качественно иного уровня, имеющего своим следствием перераспределение населения по территории.

В масштабах страны наиболее значимыми показателями миграционной активности населения являются перемещения людей на межрегиональном уровне, а также миграция за пределы государства (эмиграция и иммиграция). Как правило, такая миграция связана со сменой места жительства на длительный срок и является собственно миграцией в общепринятом понимании этого термина.

2. По «времени отсутствия». Перемещение людей в пространстве, а именно так понимается миграционный процесс в наиболее широком значении данного термина, всегда осуществляется целенаправленно. Исходя из поставленной цели, человек предполагает на какой срок он перемещается из одного места в другое, планирует ли он возвратиться к прежнему месту жительства или нет. По данному признаку, т.н. «возвратности», миграционные процессы можно, с известной степенью условности, разделить на «возвратные» и «безвозвратные».


К первой группе относятся поездки культурно-бытового характера (в магазин, в театр, на экскурсию, в отпуск и т. д.), трудовые (на работу, в командировку, временная трудовая миграция на определенный срок и др.) и вынужденные перемещения по независимым от человека, но законодательно обусловленным причинам (отбывание наказания по приговору суда, служба в армии). В связи с этим, «возвратная» миграция может рассматриваться по сроку, на который человек изменяет свое место нахождение в пространстве или по периодичности таких перемещений. Так, среди «возвратных» миграций можно выделить:

A) эпизодические миграции — изменения места нахождения человека, совершаемые им на определенный срок, без какой-либо временной закономерности (например: командировки);

Б) маятниковые миграции — регулярные перемещения (ежедневные или еженедельные), связанные, как правило, с трудовой деятельностью;

B) сезонные миграции — изменение места жительства на длительный срок в течение года, также, связанные с трудовой деятельностью

«Безвозвратная» миграция, также, имеет массу разновидностей, которые объединяет одна общая черта — изменение человеком постоянного места жительства на относительно продолжительный срок. Конечно, определенно сказать, что возвращения на прежнее место жительства никогда не произойдет нельзя, но в отличие от «возвратных» миграций, срок, на который человек изменяет свое место жительства, заранее не установлен.

3. По направленности движения. Наиболее распространенной является разделение миграционных процессов данного варианта классификации на следующие виды: «село — село», «село — город», «город — город», «город — село». Массовая смена типа

расселения, характерная для периодов смены скорости и/или вектора социальноэкономического развития ведет к изменению социальной структуры общества, влечет за собой серьезные последствия во всех сферах его жизнедеятельности. Именно в этом контексте анализ миграционных движений между сельской и городской местностью (а также между населением малых, средних и крупных городов) является предметом пристального изучения географов.

4. По составу участников. Классификацию миграционных процессов по составу участников было бы правильнее определить как типологию миграции, так как в основе различий между видами данного явления лежат качественные, а не количественные характеристики. К числу наиболее распространенных качественных признаков данной типологии относятся:


• семейное положение (семьи, одиночки);

• этнический состав;

• профессиональный и социальный состав;

• возрастно-половая структура мигрантов.

При этом, группировка по каждому из перечисленных признаков, отражающих объективные характеристики мигрантов, очень удобна для статистической обработки и последующего изучения.

Анализ состава участников миграционного процесса по вышеперечисленным признакам может являться исходным материалом не только для выявления причин миграции, но и, что особенно важно, для прогнозирования развития миграционной ситуации и поиска управленческих решений в данной области.

5. По причинам. Группировка миграционных процессов по причинам их вызывающим является наиболее сложной задачей. Это связано не только с тем, что в каждом отдельном случае сами причины имеют исключительно индивидуальный и субъективный характер и их трудно подвести под определенный шаблон («экономические», «семейные», «профессиональные» и др.).

Другой трудностью типологии причин изменения человеком места своего пребывания является то обстоятельство, что, как правило, мотивацию миграции составляет не одна, а несколько причин переплетающихся, очень часто, в один «узел». При этом, в каждом отдельном случае, степень важности (ранг) для одной и той же причины может быть различным.

Для изменения человеком места своего постоянного жительства и, тем более, переезда в другое государство, необходим мощный стимул. Особенно это касается случаев, когда мигрирует не молодежь, имеющая в силу своего возраста и социального статуса, высокую мобильность, а люди обремененные семейными связями и имущественными обязательствами. Как правило, решение о переезде принимается каждым человеком на основании целого комплекса причин, выделить среди которых одну главную, часто, не представляется возможным. С определенной степенью условности эти причины можно разделить на несколько основных групп.

К первой группе причин относится миграция по обстоятельствам не зависимым от желания самих людей, когда дилемма «уехать — остаться» для субъекта миграционного процесса не стоит. Такая ситуация возникает в случае принудительной миграции, как то: депортация, мобилизация в армию и принудительная изоляция от общества по решению суда. Во всех перечисленных случаях мигранты данных категорий учитываются органами статистики как «спецконтингент».

Принудительная миграция может иметь значительные масштабы и являться частью долгосрочной государственной политики. Заселение каторжниками Австралии, проводимое Англией в XIX веке, освоение Сибири и Дальнего Востока России ссыльнопоселенцами в ХУШ-ХХ вв., переселение правительствами США и Канады индейских племен в специально отведенные для них резервации и другие аналогичные мероприятия существенно изменяли этнодемографическую ситуацию в ряде стран и регионов.