Файл: Технологии создания управленческих команд (Теоретические аспекты формирования управленческой команды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня управление проектами становится критически важным для достижения успеха большинства компаний, поэтому к этому виду деятельности предъявляют высокие требования. Сейчас растет интерес к уровню качества управления проектами, портфелям и программами, а также способам развития систем УП.

В текущих условиях неустойчивой внешней среды функционирования предприятий, очень важным значением, обладает проблема создания конкурентоспособной рабочей команды. Объясняет это то, что влияние глобальной конкуренции, распространение электронного бизнеса в Интернете, экономические кризисы, вызывают необходимость поиска новых способов организации предпринимательской деятельности.

Объект исследования – ООО «ДенСтрой».

Предмет исследования - рабочие управленческой команды и их функционирование.

Цель работы – анализ механизмов управления командой проекта на примере ООО «ДенСтрой».

Задачи:

  • обобщить научные основы организации механизмов управления взаимодействием участников проекта;
  • дать краткую характеристику объекта исследования;
  • осуществить исследование практики управления взаимодействием участников проекта в ООО «ДенСтрой»;
  • предложить мероприятия по совершенствованию механизмов управления командой проекта ООО «ДенСтрой».

Проблема совершенствования механизмов управления взаимодействием участников проекта на предприятии разрабатывалась в трудах Сбитнева А.В., Гривы Е.В., Синягина Ю.В., Красовский Ю.Д., Белбин Р., Аширов Д.А., Резник С.Д., Баринов В.А. и др.

Методы исследования - анализ, синтез, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, описаны методы исследования.

Практическое значение полученных результатов. Изложенные в исследовании положения и разработки имеют теоретическое и практическое значение и могут быть использованы для повышения эффективности рабочих команд предприятий. Это позволит системно подойти к вопросу организации менеджмента на предприятии через разработку эффективной стратегии управления рабочими командами.


1. Теоретические аспекты формирования
управленческой команды

1.1. Проект как система. Подсистемы проекта

Чтобы ввести на предприятии эффективное проектное управление, требуется анализ нескольких факторов. Первый из них состоит в готовности предприятия к таким переменам, иными словами – потребность в проектном управлении нужно сформировать на всех уровнях управления. Работникам и менеджменту нужно четко понимать важность этого. В противном случае в процессе непосредственного перехода к системе проектного управления возможны сложности и дополнительные препятствия со стороны сотрудников, а это повлечет задержку и рост затрат.

Второй важный фактор состоит в нацеленности на изменения, иными словами – в случае возникновения сложностей и дополнительных проблем руководству нужно понимать, что любые изменения имеют связь с некоторыми препятствиям, на преодоление которых требуются силы и некоторые ресурсы с целью получения доходов в дальнейшем.

Третий фактор состоит в понимании руководством того, что переход осуществляться должен точно по этапам, ведь невозможно сразу получить безупречную систему проектного управления.

Как новая культура и технология управления УП дает возможность форсированного перехода от спонтанного развития в «точках роста» к планомерному целенаправленному развитию, от отдельных программ и проектов через проектно-ориентированные компании и организации к проектно-ориентированному бизнесу.

Но для успешного окончания перехода на проектное управление на предприятии его руководство, до начала внедрения такой системы управления, должно понимать его необходимость и проявить готовность понести сначала большие затраты на специальное ПО, переподготовку, обучение персонала и пр. Только при неукоснительном соблюдении правил поэтапного введения и преодоления трудностей сопротивления персонала, введение проектного управления позволит усовершенствовать деятельность предприятия.

Основные понятия изучаемой темы - это понятия жизненного цикла проекта, а также жизненного цикла продукта.

Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) является полным набором последовательных фаз проекта, наименование и количество которых определяется опираясь на технологию проведения работ и потребности контроля со стороны предприятия или предприятий, которые вовлечены в проект.


Жизненный цикл проекта - это исходное понятие для изучения проблем финансирования проектных работ, а также принятия необходимых решений[1].

Рис. 1. Принципиальная структура проектного цикла[2]

Фазу проекта характеризуют следующие признаки:

  • продукт, который создают на отдельных фазах – это часть всей продукции проекта;
  • окончание фазы означает формирование некоторого промежуточного либо окончательного продукта;
  • каждую фазу завершает контрольное мероприятие, которое направлено на то, чтобы выявить сделанные ошибки, подготовить решение по продолжению реализации контроля и разработки возможных предупреждающих и корректирующих мер; данные контрольные мероприятия называются фазовыми выходами, контрольными точками, вехами[3].

1.2. Роль управленческой команды в его успешности. Подбор управленческой команды

В условиях нестабильной экономической и политической среды деятельность отечественных и зарубежных организаций предполагает совершенствование собственной системы управления. Это обусловлено ограниченностью ресурсов, снижением накладных расходов, использованием временной материальной помощи. «Поэтому сейчас одним из инновационных подходов в управлении организациями является формирование команд (team building), что обусловливает целесообразность выделения самостоятельного направления в управлении - менеджмента команд»[4]. Ведь командное управление является ключевым фактором достижения организационного успеха за счет самоотверженности и самосознания работников, характерными особенностями которых является гибкость и способность делать все необходимое для достижения успеха организации.

При анализе содержания и особенностей командного принципа работы, в основу нужно положить мнения таких ученых-экономистов как Дж. Ньюстрома и К Дэвиса, пишущих, что «оперативные задачи могут выполнять и отдельные работники, но для активизации работы организации сотрудники объединяются в постоянные небольшие группы». В данных группах усилия отдельных индивидов друг друга дополняют. «В таких случаях, когда усилия работников взаимосвязаны, они действуют как специальная команда, должен решить профессиональные задачи и достичь высокого уровня взаимодействия. Основная цель формирования команды при этом заключается в создании в рабочих группах возможностей лучше выполнять работу и повышать ее результативность»[5].


В основу понимания понятия командного менеджмента положено содержание такой категории как «Команда». Данное понятие в настоящее время является достаточно распространенным, однако оно не имеет однозначного определения. «Согласно толкования свободной энциклопедии, команда в организационном контексте (От лат. Commando - «поручаю», «приказываю») - это объединение единомышленников, которые руководствуются общей целью»[6].

«Важность и необходимость грамотного управления командой, созданием эффективного взаимодействия внутри нее считаются залогом успешной работы организации в целом»[7].

Вместе с тем, следует отметить, что формирование команды, имеет не только преимущества. В некоторых управленческих и профессиональных ситуациях могут проявляться и определенные ограничения командного подхода, о чем отмечается в ряде специальных исследований по этой проблеме:

  • Это может наблюдаться в ситуации необходимости принятия быстрого решения. На принятия его командой тратится больше времени.
  • Командная форма работы требует значительной концентрации высококвалифицированных работников на узком фронте работы, является часто неэкономным, нерентабельным, а иногда даже невозможно.
  • Для успешной работы команды необходимо дополнительное обучение, тренинги с ее членами, а это требует дополнительных затрат.

В процессе функционирования команды может возникать много трудностей, обусловленных своеобразным «эмоциональным» связью участников команды друг с другом. Например, члены команды чаще, по сравнению с рабочими группами, переживают стресс в ситуациях, когда происходят изменения внутри команды, связанные с выходом «старого» или вхождением в команду «нового» работника, то есть когда нарушаются стабильные межличностные отношения и профессиональную жизнь. Для недопущения этого, особое внимание необходимо уделять проблемам становления команды.

Термин «команда» относится к наиболее употребляемым и в публицистической литературе и управленческом сленге. Однако понятие «команда», а тем более «управленческая команда» в отечественной управленческой науке, можно отнести к наименее разработанным, более того, только получающим научное признание.

Рис. 2. Стадии развития команды

Возникновение интереса к командному подходу также связано с тенденциями в области развития организаций и высокоэффективного менеджмента.


Сначала требуется определить, что является «управленческой командой», выявить ее суть и характерные черты.

Понятие «команда» зарубежными авторами трактуется нижеследующим образом.

Команда - это «группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия. Учитываются три ключевых момента: во-первых, для создания команды требуются как минимум два человека; во-вторых, члены команды регулярно взаимодействуют между собой; в-третьих, труд членов команды направлен на достижение определенной цели. Также все ее члены привержены единой миссии и несут коллективную ответственность.»

Рис. 3. Этапы формирования команды

Произошедшие за последние годы изменения в общественной жизни Российской Федерации привели к значительному повышению роли систем управления и их существенному усложнению.

Никогда еще такое понятие как коллективный труд не имело такого значения, как для современной компании. Ведь вместе люди способны свершить то, чего не под силу ни одной одиночке, а интеллектуально-деловой союз и сосредоточение человеческих сил может стать почти всемогущим.

«Идея командных методов работы, заимствованная из мира спорта, стала активно внедряться в практику управления в 60-70 годы ХХ века. В настоящее время team-building (построение команды) представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих эффективное организационное развитие. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих солидарную ответственность за результаты своей деятельности и на паритетной основе осуществляющих разделение труда»[8].

Специфика российской культуры (склонность к совместной работе, ориентация на неформальные отношения) делают командный менеджмент подходящим инструментом развития конкурентоспособности российских компаний. «В теории управления командные процессы происходят в четырех основных направлениях: становление команды, развитие команды, определение командных ролей и формирование сплоченности в команде. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены»[9].

Из изложенного следует, что процесс создания эффективных управленческих команд в компании должен быть обоснованным, рассматриваться и реализовываться системно, поскольку речь идет не об организации конкретной группы людей в команду единомышленников, а о специфическом направлении в построении командного менеджмента компании.