Файл: Процессы принятия решений в организации (Предложения по совершенствованию процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования процессов принятия решений в организации
2. Принятие решений в ООО «ТехноКом»
2.1. Краткая характеристика ООО «ТехноКом»
2.2. Анализ процессов принятия решений в ООО «ТехноКом»
3. Пути совершенствования процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»
3.2. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»
Введение
Конкретной формой проявления реальной стадии управления любыми процессами является принятое решение. Оно является основополагающим этапом для последующего приведения объекта управления в требуемое состояние посредством реализации принятого решения на практике.
В настоящее время для теории управления при наличии множества разнообразных концепций и подходов характерен активный поиск новой парадигмы, способной определить направления решения современных проблем теоретического и практического аспекта управления организацией, одной из которых является проблема совершенствования процесса принятия управленческих решений и их информационной составляющей.
Управленческие решения включены в качестве необходимого компонента в реализацию всех функций управления. Они являются своеобразным механизмом их осуществления. Положение о ключевой роли управленческих решений в системе управления организацией согласуется с определением управления как совокупности системообразующих компонентов, направленных на реализацию управленческих технологий, конечным результатом которых по мере исследования информации является процесс принятия управленческих решений.
Актуальность работы. В современных условиях функционирования предприятия информация, получаемая, создаваемая и распределяемая руководителем, используется им для принятия управленческих решений, которые обеспечивают выполнение всей работы. Определяющее значение информации для осуществления функций управления обусловлено тем, что центральным звеном управленческого цикла является принятие решения и осуществления контроля за его реализацией, а решение, по справедливому определению специалистов, – это сгусток информации, специально собранной, проанализированной и переработанной субъектом управления.
Следует подчеркнуть, что любое управление совершается во времени и пространстве и всегда связано с получением информации либо из внутренних объектов управления, либо из внешней среды, ее последующим анализом (обработкой) и выдачей конкретного решения либо внутреннему объекту, либо во внешнюю среду. Поскольку любой процесс управления с технической точки зрения есть не что иное, как процесс информационного обмена между должностными лицами или системами, участвующими в практической реализации взаимосвязанных проблем, любой информационный цикл должен быть замкнутым. И только в этом случае будут соблюдены условия, необходимые для реализации процесса управления проблемы на высококачественном уровне.
Цель работы: исследовать процессы принятия решений в организации (на примере ООО «ТехноКом»).
Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить ряд задач:
- охарактеризовать понятие и сущность управленческого решения, типы и классификацию управленческих решений, процесс принятия решений;
- изучить факторы, влияющие на эффективность процесса принятия решения в организации;
- исследовать эффективность процесса принятия решений на примере ООО «ТехноКом».
Объект исследования: управленческие решения.
Предмет изучения: процессы принятия решений в ООО «ТехноКом».
1. Теоретические основы исследования процессов принятия решений в организации
1.1. Сущность и значение процессов принятия решений в организации. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
В 1980-е годы в отечественной науке сложилась традиция, согласно которой теоретические работы по теории принятия решений проводились главным образом в математической области: решение – это результат оптимального выбора между существующими альтернативами [2]. Применение такие работы находили в автоматизированных системах управления производственно-технологическими и другими процессами, в которых роль человека сводится к принятию уже готового решения, а также в автоматических системах, когда человеческий фактор отсутствует [20].
В настоящее время в литературе имеется большое количество научно-исследовательских и учебно-методических работ, посвященных теории принятия решений. В них рассматриваются разные теоретические и прикладные вопросы, связанные с подготовкой, обоснованием и принятием управленческих решений [1].
Понятие «управленческое решение» имеет многогранный характер, поскольку принятие решений в организации характеризуется как:
- сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
- поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
- процесс взаимодействия членов организации;
- выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления;
- неизбежная часть ежедневной работы менеджера;
- основа для выполнения всех других функций управления.
В экономической литературе существует множество определений понятия «управленческое решение». Многие из них заслуживают положительной оценки. В то же время есть и немало дискуссионных. Дискуссионные вопросы понятийного аппарата управленческих решений изложены в работе. Содержательный анализ отдельных определений «управленческое решение» позволяет сделать вывод, что дать универсальную трактовку понятия «управленческое решение» не представляется возможным, поскольку область его исследования многогранна [9]. Необходимо согласиться с мнением большинства авторов, что управленческое решение представляет собой результат анализа, выполненного на основе исследования управленческой ситуации, итог выбора субъектом управления из всей совокупности имеющихся альтернатив конкретного варианта действий, направленных на достижение поставленных целей. При этом содержание управленческого решения определяется целью управленческого воздействия [3].
Управленческие решения обладают общим свойством полиморфизма. Полиморфизм управленческих решений в сочетании с их ключевой ролью в модели управления организацией обусловливает высокую степень сложности управленческих решений, их максимальную развернутость, индивидуальную и коллегиальную форму, разнообразие этапов процесса принятия решений и их методов, специфичность форм ответственности за принимаемые решения.
В наиболее общем виде управленческое решение представляет собой выбор, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Под управленческими мы в основном подразумеваем решения, направленные на организацию и выполнение работы (отличаются от профессиональных решений) [19]. Хотя данное определение не является абсолютно точным, тем не менее, оно дает представление о том, что такое управленческое решение. Здесь стоит отметить, что любое решение, когда оно связано с конкретным объектом управления, является управленческим по своей сущности, так как оно запускает конкретный механизм реального управления объектом. Например, управленческие решения инженера-строителя связаны с тем, как распределить вспомогательный персонал для выполнения срочных и плановых проектов; выбор же технологии строительства будет профессиональным решением.
Рис. 1.1. Аспекты/параметры управленческого решения
Управленческие решения принимает и ученый, который руководит лабораторией, финансируемой государством, и менеджер по продажам, который руководит группой обслуживания покупателей, в том случае, когда они реорганизуют свою деятельность с целью получения больших ресурсов. И здесь следует подчеркнуть, что даже в случае, когда человек принимает решение лично реализовать только его касающиеся действия, оно также является управленческим, поскольку он, управляя своим поведением, решает проблему, которую сам перед собой поставил [18].
Среди основных видов управленческих решений, которые принимаются на предприятии (стратегические, тактические, перспективные, текущие, директивные, рекомендательные и т. д.), можно выделить оперативные решения, посредством которых решаются наиболее значимые для производственного процесса проблемы, и роль руководителя в проведении совещаний для решения данных проблем. Поскольку решение является конкретной формой проявления управленческих функций, то возникают вопросы: что должно быть главным для высшего руководителя предприятия, участвующего в оперативном совещании – оценка общего состояния качества оперативного управления или принятие конкретных оперативных решений? Что должно быть главным для руководителей цехов – показать свою способность качественно управлять производством или получить соответствующее решение по своим объектам управления? На основе анализа установлено, что множественность рассматриваемых на совещаниях оперативных вопросов не позволяет выделить главные проблемы и они либо не должны решаться на этих совещаниях, либо их количество должно быть резко уменьшено [8]. Также возможен вариант, когда руководитель ставит цель оценить общее количество оперативного управления. В этом случае рассматривается весь цикл оперативных проблем, и каждый руководитель, участвующий в совещании, должен показать свои способности решения оперативных вопросов, не прибегая к помощи руководителя предприятия. Важной целью проведения оперативных совещаний руководителями предприятий должна являться оценка уровня самостоятельности руководителей цехов и их умения отстаивать свою точку зрения перед высшим руководством. Следует констатировать, что абсолютное большинство оперативных решений должно приниматься по возможности на самом низком иерархическом уровне управления, компетенции, квалификации прав которого достаточно для правильной интерпретации возникшей проблемы [4].
Таким образом, понятие «управленческое решение» имеет многогранный характер. В наиболее общем виде управленческое решение представляет собой выбор, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации.
1.2. Процесс принятия решений
Принятие управленческих решений представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов.
Принятие решения – это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата.
Процесс принятия решений является одной из основных функций менеджера; включает в себя планирование (что и как делать?) и выбор альтернативы (непосредственно само решение).
В процессе принятия управленческого решения есть некоторые аспекты, соблюдение которых необходимо, например:
- научная обоснованность;
- четкое направление;
- своевременность;
- точная формулировка;
- высокая эффективность;
- сотрудничество, преимущественно, с высококвалифицированными специалистами;
- контролируемость;
- основание – достоверная информация и так далее.
Процесс принятия решения изображен в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Процесс принятия решения
Фаза |
Этапы |
Подготовка управленческого решения |
Ситуация Выявление, формулирование и обоснование проблемы Сбор и анализ информации для принятия решения Формирование возможных решений Выбор окончательного варианта и принятие решения |
Реализация управленческого решения |
Разработка плана реализации решения Доведения плана до исполнителей Контроль за исполнением Внесение необходимых корректив Подведение итогов, накопление опыта решение проблемы |
Также немаловажными в процессе принятия решения являются следующие два понятия:
- управленческая операция – обработка информации, связанной с управлением, которая относится к определенному подразделению компании (рис. 1.2);
Рис. 1.2. Управленческая операция
- управленческая процедура – система управленческих операций, целью которых является осуществление разрешения поставленной проблемы (рис. 1.3).