Файл: Процессы принятия решений в организации (Предложения по совершенствованию процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и большую эффективность принимаемых управленческих решений. К их числу можно отнести методы «мозговой атаки», Делфи, и. т. д.

Результаты экспертиз поступают к лицу, которое принимаем управленческое решение, и служат базой для принятия решения. Наряду с результатом экспертизы лицо принимающее решение при принятии управленческого решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятия данного решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.

После процесса принятия управленческого решения не менее важной задачей является его успешная реализация. Для этого необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться.

Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, которая обеспечивает наименьшее отклонение от поставленных целей.

Таблица 2.1

Процедура подготовки, принятия и реализации управленческого решения в ООО «ТехноКом»

Содержание

Этапы процедуры

Участвующие подразделения и исполнители

Способы выполнения работ

Постановка проблемы

этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей на предприятии проблемы.

Руководитель предприятия

Процесс протекает неодинаково для структурированных и неструктурированных проблем. Для структурированной проблемы признание происходит прямолинейно. Во втором случае признание существующей проблемы само становится проблемой. Это происходит тогда, когда имеется неопределенная и неадекватная информация о развитии и тенденциях на предприятии и его внешнем окружении.

Анализ и обработка исходной информации

интерпретация и формулирование признанной проблемы.

Проблема определяется как возможность, как кризис или какﻩ рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий - проявляются сами и требуют конкретного вмешательства руководителя или менеджера.

Руководитель предприятия

1) Последствия проблемы (экономическая эффективность, влияние и т.п.);

2) Срочность решения проблемы по времени;

3) Воздействие на предприятие (к чему приведет решение данной проблемы);

4) Внимание к проблеме (мотивированность и наличие необходимых способностей у участников);

5) Степень использования способностей и времени руководителя (менеджера);

6) Жизненный цикл проблемы (решается ли проблема сама по себе или при решении других проблем)

Разработка вариантов решения

этап определения критериев для успешного решения начинается с определения критериев двух типов: «мы хотим», «мы должны».

Критерий «мы должны» должен быть определен до того, как будет рассматриваться любая альтернатива решения.

Руководитель предприятия, коммерческий директор, главный бухгалтер

Критерий «мы хотим» рассматривает цели, которые желательны, но по отношению к ним необязательно разрабатывать какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет руководителя (менеджера) думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных.

Выбор окончательного варианта

разработка, оценка и выбор альтернатив решения.

Руководитель предприятия

После того как определены факторы, которые ограничивают решение, руководитель (менеджер) начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения выявленной проблемы. Многие из альтернативных решений легко выявить. Они обычно вытекают из прошлого опыта, стандартны и легко вписываются в границы лучшего решения.

Организация выполнения решения

устранение возникшей проблемы, его породившей, в отношении которой было принято конкретное решение;

встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения..

Все отделы и подразделения

Разработка плана мероприятий, воплощающих решение в реальность.

Делегирование полномочий

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий.

Контроль выполнения решения

Предварительный, текущий и заключительный контроль

Руководитель предприятия, руководители подразделений

Выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, осуществление корректирующих действий


Как видно из табл. 2.1 принятие управленческих решений в ООО «ТехноКом» сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимаются только одним человеком – руководителем предприятия.

Уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии можно определить с помощью матрицы управления (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Распределение полномочий при принятии решений в ООО «ТехноКом»

Директор

Информ отдел

Фин. отдел

Бухгал-терия

Отдел кадров

Торговый отдел

Подраз-деления

Планирование деятельности

ФО

СИ

НК

НК

СИ

НК

СИ

Проведение анализа деятельности

ФО

СИ

ОР

НК

СИ

НК

СИ

Финансовое планирование

ОР

СИ

ФО

ВК

СИ

СИ

СИ

Бухгалтерский учет

ОР

СИ

ОР

ФО

СИ

НК

НК

Маркетинговое планирование

ФО

СИ

ОР

ОР

СИ

ОР

СИ

Снабжение компании товаром

ОР

СИ

НК

СИ

СИ

СИ

ВК

Документальное оформление торгово-технологических операций

ФО

СИ

НК

ВК

СИ

ВК

СИ

Управление человеческими ресурсами

ФО

СИ

ВК

СИ

НК

ВК

ВК

«ФО» обозначена фактическая ответственность.

«ОР» – общее руководство.

«НК» – необходимость консультироваться.

«ВК» – «возможность» консультироваться.


«СИ» – необходимо ставить в известность

Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов

Главный бухгалтер

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Финансовый директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Коммерческий директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Начальник отдела кадров (делопроизводитель)

3

Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора

Директора подразделений

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Менеджеры среднего уровня

3

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений

Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в ООО «ТехноКом» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в ООО «ТехноКом» принимает только один человек генеральный директор.

3. Пути совершенствования процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»


3.1. Процедуры подготовки, принятия и реализации решений в ООО «ТехноКом», их достоинства и недостатки

Исследование технологии принятия управленческих решений на одном из предприятий Омской области ООО «ТехноКом» позволило определить существующие проблемы данного процесса и наметить пути их решения.

1. Неудовлетворительное соблюдение регламентации организационной части совещаний. Как показали результаты исследований, они практически никогда не начинаются и не заканчиваются вовремя, что снижает дисциплину многих руководителей в смысле обязательного прихода на совещание в назначенное время. Здесь можно предложить систему, предусматривающую начало совещания в регламентированные сроки, вне зависимости от того, все ли участники присутствуют в зале. Одновременно можно предложить жестко заканчивать совещания и тоже вне зависимости от того, все ли предусмотренные вопросы были решены. При этом следует излагать лишь суть проблемы, требующей конкретного решения, без каких-либо комментариев. Однако следует заметить, что предложенные рекомендации требуют высокого уровня дисциплинированности со стороны высшего руководства предприятия. И если этой дисциплинированности нет, то и на нижестоящих иерархических уровнях такая система функционировать не будет.

2. Неправильное построение докладов о результатах деятельности объекта управления. Доклад не должен содержать информацию о том, что исполнено, поскольку высшее руководство все равно не представляет объема выполненных работ. Доклад должен констатировать то, что не сделано, причины этого и какая и от кого нужна помощь, чтобы решить проблему. Следование данной рекомендации в некоторых случаях сокращает затраты времени на порядок (в десять раз).

3. Высшие руководители, понимая необходимость решения проблем и сложность этого решения, дают явно невыполнимые для подчиненных директивные установки, чем подрывают собственный авторитет и создают прецедент для невыполнения подчиненными в будущем достаточно сложных, но выполнимых заданий.

4. Совершенно неудовлетворительно построена информационная система совещаний. Наблюдается многоуровневость прохождения зачастую второстепенной информации, которая обязательно искажается, съедает время и заставляет заниматься одними и теми же вопросами параллельно многих должностных лиц нередко одновременно на разных иерархических уровнях управления. Предлагается построить процесс информационного обмена на всех иерархических уровнях организационной пирамиды таким образом, чтобы к любому руководителю, участвующему в системе управления, информация приходила только по тем проблемам, по которым, во-первых, только он имеет право принятия решения, и, во-вторых, только в том случае, когда она свидетельствует о тех или иных отклонениях в функционировании подчиненного ему объекта управления.


3.2. Предложения по совершенствованию процесса принятия решений в ООО «ТехноКом»

Для того чтобы и в дальнейшем реализовать данные направления в области повышения эффективности принятия управленческих решений, сформулируем ряд правил, которым должно удовлетворять решение:

  • решение должно исходить из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени, что достигается путем проработки и анализа факторов внутренней и внешней среды организации;
  • нельзя спешить или опаздывать с принятием решения;
  • необходимо соответствие принимаемого решения действующему законодательству и нормативно-управленческим документам организации;
  • необходимо соотнесение затрат на разработку и реализацию решения с ожидаемыми или полученными результатами;
  • решение не должно содержать положений, которые сорвут исполнение в результате порождаемых им конфликтов;
  • должна существовать возможность изменять цель и/или алгоритм достижения цели при изменении внешних или внутренних условий;
  • решение должно предусматривать возможность контроля исполнителя.

Методика повышения эффективности управленческих решений представляет собой процедуре, свод правил, алгоритм выявления психологических установок, склонностей и ценностей, а также знаний и умений, которые способствуют и препятствуют принятию эффективных управленческих решений, разработки исходя их этого рекомендаций совершенствования процесса принятия управленческих решений. Методика организует процесс, обеспечивает получение необходимой информации, на основе анализа которой и делаются выводы, разрабатываются рекомендации.

Реализация методики позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые задачи.

В заключение следует отметить, что, для того чтобы эффективно решать проблемы любой сложности, необходимо постоянное совершенствование процесса принятия управленческих решений и его применения на практике. А для этого нужно, чтобы формулировка проблемы и окончательный выбор решения осуществлялись только высшим руководством, имеющим полную информацию о ней. Стандартный процесс принятия управленческих решений требует высокого профессионализма и жесткой дисциплины от всех работников предприятия.