Файл: Психологические и организационные основы обеспечения профессионального обучения персонала (Понятие и значение профессионального обучения персонала).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1.Понятие и значение профессионального обучения персонала
1.2. Виды профессионального обучения персонала
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Психологические методы работы с персоналом
2.2. Психологическая поддержка корпоративного обучения и ее роль
2) за пределами организации;
3) самостоятельная подготовка работников.
В первом случае обучение работников может проводиться своими педагогическими кадрами и на основе собственной учебно-производственной базы. При обучении персонала вне организации, специалисты службы персонала определяют требования для количества работников, которые должны учиться, устанавливают профессиональную направленность и следят за качеством подготовки.
В последнем случае для работника состоит персональный план, который утверждается его руководителем. Также организация влияет на самостоятельную подготовку работников и создает условия для повышения уровня их квалификации, внедряя различные методы материального и нематериального стимулирования. За выполнением всех задач, поставленных перед работником, следит непосредственный руководитель по практике, специалист службы управления персоналом и инструктор по обучению. При этом служба управления персоналом должна проследить насколько качественным является обучение, особенно, за пределами организации.
Таким образом, реализация мероприятий развития персонала может осуществляться:
- без отрыва от производства (инструктаж, коучинг, ротация рабочих мест);
- с отрывом от производства (участие в специализированных тренингах, семинарах, программах повышения квалификации и управленческого образования).
Различают два вида профессионального обучения:
- общая (первичная) профессиональная подготовка;
- повышение квалификации и переподготовка.
Сущность первичной профессиональной подготовки, заключается в получении профессиональных знаний и умений, которые необходимы при исполнении служебных обязанностей. Такая подготовка может быть общей (касаться организации в целом) и специализированной (касаться конкретных способов выполнения определенных функций, технологических процессов и применение методов при выполнении работы). Обычно, с нее начинается карьерный рост работника в организации. Также, система профессионального развития предусматривает подготовку новых работников, не имеют никакой профессии (обучение может длиться не более 6 месяцев).
Высвобождение работников, их продвижение и текучесть вызывают возникновение потребности в переподготовке персонала. Главной задачей переподготовки персонала является получение штатными работниками новых профессий, знаний, умений и навыков. Переподготовка работников осуществляется в специализированных подразделениях, в центре подготовки специалистов организации или за ее пределами (в специализированном учебном центре).
Повышение квалификации работников представляет собой обучение работников, после получения определенного образования, и которое направлено на постепенное поддержание и совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков. Потребность в повышении квалификации работников обусловлена развитием производительных сил. Основной целью повышения квалификации являются:
- обеспечение эффективного выполнения поставленных задач;
- повышение гибкости управления и готовности к инновациям;
- продвижение по горизонтали и по вертикали; повышение разряда и адаптация персонала к новой техники и технологий;
- освоение новых профессий
Выбор методов обучения определяется критериям:
- цель и задачи обучения;
- сроки проведения;
- стоимость программ;
- состав участников программ обучения (должности, опыт, квалификация, мотивация);
- рыночная репутация организации, квалификация и компетенция преподавателей.
Учебная программа должна быть специфической и конкретной, при этом ориентировать на получение профессиональных умений и практических навыков, которые подлежат оценке во время и после процесса обучения.
Для улучшения организации обучения персонала применяются конкретные формы обучения. Формы обучения - это виды организации взаимодействия слушателей и учеников в учебных группах, отдельных слушателей или учеников между собой, с преподавателями в рамках различных видов занятий.
При обучении непосредственно на рабочем месте подготовка должна быть ориентирована только для конкретной организации и ее работников. В рамках организации, обучение осуществляется преподавателями учебных заведений. К первой группе форм профессионального обучения персонала относят: инструктаж, ученичество, ротацию, наставничество и метод осложненных задач. С помощью инструктажа, опытный работник или инструктор по обучению может объяснить и показать новому работнику все нюансы специальности. Для данной формы обучения характерен короткий срок обучения, направленный на усвоение конкретных приемов или операций, которые относятся к кругу профессиональных обязанностей слушателя или ученика.
Традиционной формой обучения является ученичество (копирование), которое позволяет быстро овладеть профессией. При такой форме работник, работая вместе с наставником, копирует все его действия. Ротация позволяет работнику овладеть несколькими профессиями и увеличить свои знания, с помощью временного перевода на другое место работы. Такая форма обучения является кратковременной и используется для работников широкого профиля.
Наставничество - это такая форма обучения, которая способствует подготовке высококвалифицированных кадров. Наставником назначают опытного работника, в процессе работы, сможет ознакомить и научить методам выполнения конкретной работы. Метод осложненных задач позволяет лучше овладеть конкретной профессии и, в конечном итоге, работник сам может выполнять сложные задачи без наставничества.
Профессиональное обучение на рабочем месте является эффективным при условии, что его содержание приспособлен к потребностям конкретной организации. Такое обучение является экономически оправданным только тогда, когда есть достаточное число работников, имеющих одинаковые потребности в обучении и достаточное количество преподавателей, профессионалов, которые могут удовлетворить эти потребности.
Обучение непосредственно на рабочем месте не дает возможности работнику выйти за пределы стабильной трудового поведения, то в таком случае оно неэффективно для развития современных знаний. Поскольку обучение вне рабочего места использует материалы, которые не на предприятии и обучение осуществляется высококвалифицированными преподавателями, которые есть только в учебных заведениях, поэтому более подходящей является именно такая форма обучения.
Вторая группа форм обучения работников включает в себя: лекции, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, моделирование, тренинги, самостоятельное и открытое обучение.
Лекция - это такая форма обучения при которой преподаватель устно доносит конкретную информацию до аудитории, которая воспринимает эту информацию на слух. Такая форма обучения хотя и является экономной, но не является эффективной, поскольку слушателям нужно самостоятельно проработать большое количество информации, что в свою очередь приводит к низкому уровню усвоения знаний.
Рассмотрение практических ситуаций - это форма профессионального обучения, которая направлена на формирование умений и навыков с помощью практики. Также, при рассмотрении практических ситуаций, слушатели имеют возможность ознакомиться с опытом других организаций в конкретных ситуациях. Чем больше опыта будет работник, тем эффективнее для него будет такая форма обучения.
Деловые игры - это коллективная игра, при которой участники получают роли в определенной деловой ситуации и анализируют результаты принятых решений. При такой форме обучения используются компьютерные технологии, позволяющие лучше освоить материал. Разновидностями деловых игр являются:
а) локальные игры (осуществление переговоров)
б) глобальные игры (управление организацией).
Данная форма позволяет сформировать специальные умения и навыки, а также научиться удовлетворять потребности потребителей, поэтому она достаточно эффективна при прохождении практики. Однако, учитывая то, что для проведения игр нужны специально обученные преподаватели и нужны большие средства для организации данного учебного процесса, такая форма обучения очень затратной.
Моделирование представляет собой такую форму обучения, которая с помощью специальных макетов позволяет воспроизвести определенные рабочие условия в реальном виде.
Следующей формой обучения, которую включает вторая группа, является тренинг сензитивности. Поскольку занятия проводит практический психолог, то такая форма обучения дает возможность работнику лучше взаимодействовать с людьми, которые его окружают.
Самостоятельное обучение представляет собой усвоение профессиональных знаний работником самостоятельно. Такая форма достаточно выгодной для организации, так как не нужно тратить средства на обучение персонала, а только использовать эти знания для достижения целей организации.
Открытое обучение дает возможность изучать большой объем материала дистанционно и независимо от возраста, места проживания и периода обучения. Проверка знаний осуществляется с помощью написания различных модулей, тестов и других методов контроля. Самостоятельное и открытое обучение является самым доступным формами в настоящее время, которые позволяют накапливать новые знания и эффективно использовать их на практике.
Все эти формы обучения имеют логически завершенную организацию учебного процесса, которому присущи целостность и систематичность, саморазвитие, наличие определенного режима проведения и стабильный состав учащихся.
Обучение вне рабочего места дает возможность работнику освоить новые знания и ознакомиться с новыми методиками, которых нет в организации. Именно поэтому такая форма обучения является более эффективной, чем предыдущая (обучение непосредственно на рабочем месте).
Основной целью профессионального обучения являются:
- достижения высшего уровня эффективности и производительности труда персонала;
- повышение мотивации персонала;
- усвоение профессиональных навыков и знаний, которые отвечают требованиям;
- пропаганда ценностей организационной культуры;
- снижение текучести кадров.
Из указанного следует, что правильная структура профессионального обучения позволяет реализовать цели и стратегию компании, обучение персонала на основе эффективных программ подготовки повышает квалификацию персонала, привносит энергию, духовное и нравственное наполнение для реализации стратегии, становится понятной работникам
Итак, профессиональное обучение - это процесс целенаправленного формирования у работников специальных знаний и развитие умений, навыков, которые дают возможность повысить производительность труда, отлично выполнять свои функциональные обязанности, осваивать современные виды деятельности, для достижения целей организации.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
2.1. Психологические методы работы с персоналом
Управление предприятием и персоналом это сложная система взаимодействия внешних и внутренних факторов, производственной и трудовой деятельности. Поэтому, необходимо в системе работы с персоналом выделить уровни управления: внешний уровень и внутренний. В связи с изменениями внешней среды предприятие адаптируется к тем условиям, которые находятся снаружи. Рассматривая управления внутри предприятия, необходимо обратить внимание на методы менеджмента, через которые осуществляется управление персоналом.
Материальные мотивы, безусловно, играют важную роль в определении поведения работников, однако это не означает, что нематериальные мотивы и стимулы являются второстепенными. Психологические - базируются на средствах мотивации и морального воздействия на людей. Невозможно рассчитывать автоматическое действие этих методов и трудно определить их влияние на конечный результат.
Психологические методы менеджмента основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.), а именно, психологические методы - способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов - группы людей и отдельные личности.