Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация стиля руководства, достоинства и недостатки стилей управления).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стиль руководства: Понятие, сущность, факторы формирования
1.1. Классификация стиля руководства, достоинства и недостатки стилей управления
2. Управленческая схема Блейка и Моутона
2.2. Модель Дугласа МакГрегора
3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Прайд»
3.1 Формирование стиля руководства
3.2 Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО фирмы «Прайд»
Введение
Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства в организации». На мой взгляд, данная тема актуальна в настоящее время. Во многих случаях стиль руководства влияет на результаты деятельности организации. Можно привести огромное количество примеров того, как сильный руководитель выбрал правильный стиль руководства, тем самым привел отстающий коллектив к проявлению своих сильных сторон и качеств, при этом улучшив ситуацию в организации. Бывают и обратные случаи, когда при неправильном выборе стиля руководства организации можно погубить эффективность деятельности коллектива.
В данной работе мы попытаемся выяснить, что из себя представляет структура стиля управления организацией, разберем несколько стилей руководства, а именно авторитарный, демократический и либеральный, рассмотрим их положительные и отрицательные стороны.
Рассмотрим несколько моделей стилей руководства, такие как «Управленческая схема Блейка и Моутона», «Эшриджская модель» и «Модель Дугласа МакГрегора». Познакомимся с их создателями и попробуем разобраться в структуре данных моделей.
Взяв в качестве примера организацию ООО «Прайд», проанализируем её характеристики, выясним, какой стиль руководства характерен для данной организации и попытаемся дать наставление по усовершенствованию стиля и оптимизации эффективности труда и взаимоотношений между руководителем и подчиненным.
Объект. Общество с ограниченной ответственностью «Прайд».
Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителем данной организации.
Цель работы. Определить стиль руководства, поддерживающий эффективную деятельность организации - ООО «Прайд».
Задачи:
- Рассмотреть составные части менеджмента.
- Охарактеризовать объект исследования.
- Провести анализ стиля руководства данной фирмы.
- Посоветовать определенные рекомендации по совершенствованию данного стиля руководства.
1. Стиль руководства: Понятие, сущность, факторы формирования
Для эффективного управления руководителю необходимо иметь представление о современных классификациях стилей управления и лидерства, различных возможных моделях поведения управленца. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими методами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него задач и обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль управления может служить показателем качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, которая способствует развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.
Руководитель – это должностное лицо в компании, ответственный за управление и принятие стратегических решений.
Стиль руководства - «Устойчивая система средств, методов и форм воздействия руководителя с коллективом организации направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами протекания управленческого процесса», другими словами, это система методов воздействия руководителя на подчиненных в процессе достижения поставленной задачи.
Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению определенных целей и вести за собой команду.
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как правовой процесс.
Таблица 1. Отличие руководства от лидерства
Можно выделить несколько основных факторов, характеризующие стиль руководства:
1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, ответственности, личных качеств.
2) Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
3) Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.д.
Т.е., можно сказать что, каждая организация - это уникальная комбинация индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, которая обладает рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.
1.1. Классификация стиля руководства, достоинства и недостатки стилей управления
Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенной из них основывается на теории Курта Левина. Согласно ей выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили. Они различаются по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений. Рассмотрим классификации стилей руководства, которые основаны на этих стилях.
- авторитарный (автократический);
- демократический (коллегиальный);
- попустительский (либеральный).
Авторитарный стиль управления
Авторитарный стиль управления можно охарактеризовать категоричностью, строгим контролем и субординацией, чрезмерной централизацией власти руководителя, ставка на администрирование и безусловность.
Руководитель самостоятельно принимает какие-либо решения, не давая возможности на инициативу, категоричен, резок, ориентируется на результат, игнорирует социально-психологические факторы.
Преобладающие методы руководства: приказы, распоряжения, выговоры, осуждения, угрозы, лишение льгот. Советы и рекомендации работников во внимание не принимаются.
В общении с людьми преобладает четкий язык, недружелюбный тон, бесцеремонность, нетактичность, грубость. Интересы дела ставятся существенно выше интересов людей.
В авторитарном стиле управления можно выделить три подтипа:
- Жесткий. Такой менеджер строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения с персоналом даже при изменении обстановки; приверженец субординации, хорошо относится к сотрудникам, которые «знают свое место». Многие выбирают данный способ руководства, так как он уменьшает их личную ответственность за неудачу персонала. При этом работники считают, что выполняют лишь индивидуальные обязательства.
- Хозяйский. Подобный руководитель навязывает свою позицию заботливого внимания к сотрудникам, уделяет внимание росту их материального благополучия, вмешивается в их дела, даже личные. Преувеличенная защита и опека работников может вызвать у них ответную агрессивную реакцию. Они будут выражать серьезное сопротивление менеджеру, который, по их мнению, не позволяет им «даже дышать». А некоторые наоборот, привыкают к такому стилю руководства и будут пытаться ее сохранить, потому что любое их действие и желание в этой ситуации уже «запрограммированы». В общей сложности данный подстиль руководства снижает деловую и совместную активность сотрудников и в большинстве случаев лишает их навыка вести самостоятельную жизнь.
- Непоследовательный. Это неспособный , недисциплинированный, как правило, деспотичный руководитель. Он проявляет образ могущества, но при этом не уверен в себе, предпочитает выставлять в актив наиболее слабого, но покорного и послушного, чем более опытного и знающего, но самостоятельного.
Недостатки стиля:
- большая вероятность неверных решений;
-подавление активности, творчества сотрудников, замедление нововведений, застой, бездействие персонала;
-неудовлетворенность людей своей деятельностью, своим положением в коллективе;
Демократический стиль управления
Демократический стиль управления - стремление руководителя к решению вопросов совместно, информирование подчиненных систематически.
Менеджеру свойственны вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и положением в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Имеются две разновидности демократического стиля руководства:
- Партисипативный или совещательный стиль предполагает, что большая часть проблем, вставших перед коллективом, обсуждается сообща. Руководитель советуется с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность на подчиненных не перекладывается;
- Консультативный или участвующий стиль руководства предполагает максимальное вовлечение коллектива сотрудников в принятие решений и контроль за их использование. Полное доверие своим работникам. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов коллектива. Ответственность за неудачи в работе руководитель разделяет со своими подчиненными .
Либеральный стиль руководства
Либеральный стиль руководства отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, если они связанны с определенным риском. Сотрудникам представлена полная самостоятельность, руководитель пассивен, готов отменить решение в угоду коллектива.
Формирование руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, избегающие ссор и конфликтов. Они недооценивают значимости деятельности коллектива и то, что коллектив нуждается в них. Но может оказаться, что это высоко творческая личность, захваченная какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными.
Основные методы влияния - уговоры и просьбы.
Данный стиль легко трансформировать в бюрократический.
Существуют и другие виды стилей руководства, в которых так или иначе учтены стили, с которыми мы уже знакомы. И. Ниномийя (J. S. Ninomiya, 1988) предложил следующую классификацию стилей руководства.
- «Патриарх». Пытается обеспечить абсолютный контроль над всеми аспектами деятельности сотрудников, от которых требуется беспрекословная исполнительность. Работники не привлекаются к подготовке решений.
- «Птица страус». Ориентируется на свой статус, пытается избежать конфликтов, боится расхождений во мнениях. Для такого менеджера присущ высокий уровень компетенции; но при этом он более подходит на роль ассистента, потому что ему не хватает инициативы, решительности и гибкости.
- «Индивидуалист». Старается все делать самостоятельно; сотрудники у такого руководителя ,как правило, лишены всякой инициативы, быстро теряют интерес к деятельности.
- «Педант». Желает все знать в самых мелких подробностях, возражает против коллективного принятия решений, в большинстве случаев никому не доверяет.
- «Политик». Не демонстрирует, что имеет собственное мнение, хорошо чувствует конъюнктуру.
- «Посредник». Отлично знает людей, коммуникабелен, общителен, приверженец коллективного принятия решений и совместного творчества. Предрасположен к компромиссам в любой момент, не сможет проявить волю, когда того потребует обстановка.
- «Прилежный бобер».Сам производит план деятельности для себя и для сотрудников, успех своих действий оценивает по чисто формальным параметрам. Не нацелен на высокий итоговый результат. Главное для него — сам процесс работы.
Р. Херси и К. Бланшар (R. Hersey, К. Blanshard, 1982) считают, что стили руководства объясняются «зрелостью» исполнителей: их стремлением достичь поставленных целей и задач, образованием и навыками, готовностью нести ответственность за свои действия. Исходя из этого они выделяют четыре стиля:
- Указания: когда исполнители неопытные, свойственна высокая ориентация на задачу и низкая — на взаимоотношения;
- Продажи: когда показатель зрелости исполнителей средний, и они нацелены на задачу и на взаимоотношения;
- Ориентации на участие в принятии решений: когда опытность исполнителей можно определить как умеренно высокую, ориентация на взаимоотношения высокая, а на задачу — низкая;
- Делегирования: когда уровень опыта исполнителей высокий, а вот нацеленность на задачи и взаимоотношения низкая.