Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации (Понятие и сущность конфликта).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
Введение
Тема представленной курсовой работы «Управление поведением в конфликтной ситуации». В XXI веке жизнь вне людского общества, так называемое отшельничество, считается отклонением от нормы. В настоящее время тяжело представить нашу жизнь вне социума. Общество окружает нас везде – дома, в общественном транспорте, на работе, в магазинах и т.п. В течение всей жизни взаимодействие между людьми сопровождается разного рода конфликтами, начиная от быта и работы до международных. Для положительных разрешений конфликтных ситуаций человеку нужно выбрать подходящую стратегию поведения. Этот вопрос приобретает особенно важное значение для руководителя организации, так как управление организацией – это управление людьми. Эффективность деятельности любой организации зависит от психологического климата в рабочем коллективе. Здоровый климат в трудовом коллективе – залог благополучного существования организации и ее конкурентоспособности. Поэтому изучение такого явления как «конфликт», путей его решения, правильного управления поведением в конфликтной ситуации на практике – важное направление в менеджменте. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.
Цели написания работы:
- Определить понятие конфликта, его структуру, виды и причины.
- Обозначить основные пути решения конфликтных ситуаций.
- Описать стратегии выбора поведения в конфликтах.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- Изучить понятие «конфликт», его структуру, виды, причины и функции.
- Описать стили и стратегии поведения в конфликтах.
- Определить способы и методы разрешения конфликтных ситуаций.
- Выявить мероприятия по регулированию управления поведением в конфликтах.
Таким образом, объект исследования – поведение в конфликтной ситуации, предмет – управление этим поведением.
Конфликтология в России как наука сформировалась недавно, только в постперестроечный период. Первые отечественные работы, посвященные проблеме конфликтов, появились в начале 20-х годов XX века. Сегодня это направление явление востребованным в науке [20, с.2]. Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год, создаются центры, профессиональные группы по исследованию и регулированию конфликтов.
При написании курсовой работы были использованы учебно-методическая литература (учебно-методические пособия, учебники, монографии), статьи в периодической печати, доклады с научных конференций, размещенные в сети Интернет, написанные отечественными авторами и изданные не ранее 2013 года. Использованную в данной курсовой работе учебно-методическую литературу считаю надежной, так как ее авторами и рецензентами являются доктора, кандидаты, доценты социальных, педагогических, биологических, философских, психологических наук, а издана она университетами (государственными и негосударственными), международной академией бизнеса и новых технологий. Учебник «Менеджмент» Виханского О.С. и Наумова А.И. рекомендован Министерством образования и науки РФ для студентов вузов. Учебно-методическая литература, использованная мной, освещает широкий круг вопросов – от развития конфликтологической мысли в Древнем мире до конфликтологии как науки в современном мире, теоретические аспекты конфликтов, управление конфликтами, в том числе в деловой сфере. Периодика по конфликтологии представлена разнообразными отечественными журналами: электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона», научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы», интернет-журнал «Науковедение», реферативный журнал «Социология», журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки», «Вестник УлГТУ» (Ульяновского государственного технического университета), «Вестник университета «Туран», «Вестник казанского технологического университета», научный журнал «Вестник НГИЭИ», (Нижегородского государственного инженерно-экономического университета), научно-практический журнал «Живая психология», электронный научный журнал «Социальные науки», электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». Также при написании курсовой работы использованы международный научный журнал «Молодой ученый» и международный электронный научный журнал «Перспективы Науки и Образования». Большинство используемых статей о причинах конфликтах, их решении в организации. Периодические издания являются надежными, так как зарегистрированы в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), рецензируемые, большинство из них включены в перечень ВАК РФ (Высшая аттестационная комиссия), в Российский индекс научного цитирования.
Понятие и сущность конфликта
Понятие конфликта, его структура, функции
Слово «конфликт» с латыни переводится как «столкновение» («conflictus»). Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский философ и социолог Г.Спенсер в своей работе «Основания социологии» (1874 – 1896 гг.) [12, с.5].
На сегодняшний день термин «конфликт» является межотраслевым и изучается в психологии, педагогике, социологии, истории, политологии, философии, менеджменте и др. Понятие «конфликт» - синоним ниже перечисленных понятий: спор, соперничество – дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели; единоборство – вооруженный конфликт; борьба – столкновение индивидуальных соперников; скандал – публичное столкновение или шумная ссора [4, с.46].
В настоящее время в специальной литературе существует множество неоднозначных трактовок конфликта как социально-психологического явления, так как этот феномен интересует представителей разных социальных и гуманитарных наук, которые рассматривают его с разных точек зрения. Самый распространенный подход определяет конфликт в терминах противоречия [16, с.103]. Так, отечественные ученые дают такие определения явлению «конфликт»:
«Таблица 1
Автор |
Определение |
Г.И.Козырев |
Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. |
А.Г. Здравомыслов |
Конфликт – это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального взаимодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. |
С.М. Емельянов |
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. |
А.В. Дмитриев |
Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. |
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов |
Конфликт – это наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. |
В.П. Ратников |
Конфликт есть качество взаимодействия между людьми, выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. |
[7, с.121].
Обобщив все определения в единое целое, приведем определение доктора экономических наук А.Я. Кибанова: «конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон» [24, дата обращения: 08.10.2019]. Можно сделать вывод, что данное определение понятия «конфликт» является нейтральным и более полным.
Разные исследователи рассматривают в структуре конфликта различные компоненты. Попробуем обобщить их исследования в единое целое и представить целостную структуру конфликта.
Автором первой понятийной схемы социально-психологического анализа конфликта является Л.А. Петровская. В структуре конфликта она выделила следующие элементы: стороны (участники), условия протекания, образы конфликтной ситуации, действия участников и исходы конфликтных действий [12, с.7].
- Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта.
- Стороны (участники, субъекты конфликта, конфликтующие стороны, оппоненты, конфликтанты, соперники) – лица, совершающие наступательные или защитные действия друг против друга для разрешения разногласий. Среди участников конфликта выделяют как минимум две конфликтующие стороны – отдельные индивиды или целые группы.
Роль участника в конфликте может быть разнообразной: от активного противодействия до опосредованного влияния на его ход. «Следовательно, можно выделить:
- основных участников конфликта (оппоненты, которые совершают активные наступательные или защитные действия друг против друга);
- группы поддержки (оказывают активное влияние на ход конфликта);
- других участников (оказывают эпизодическое влияние на ход конфликта)» [3, с.17].
Среди косвенных участников конфликта многие исследователи выделяют:
- подстрекателя (провокатора) – стремится спровоцировать участников, при этом преследует свои цели и старается остаться незамеченным;
- пособника – содействует конфликту всеми возможными способами;
- организатора – планирует конфликт и его стратегию;
- посредника – соблюдает нейтралитет, обязуясь помочь разрешить конфликт;
- инициатора – проявляет инициативу.
- Предмет конфликта (зона разногласий) – объект переговоров или борьбы участников взаимодействия, связанный с целями оппонентов. Предметом конфликта может быть конкретный один объект, либо их может быть несколько. Основная характеристика каждого – неделимость. Зона разногласий не всегда легко обозначаемая. Часто сами конфликтанты представляют ее нечетко. Дело в том, что границы зоны разногласий подвижны – могут как расширяться, так и сужаться в ходе конфликта [12, с.8].
- Условия протекания конфликта – микро- и макросреда, влияющая на его динамику: социокультурный контекст, ситуационный фон, наличие третьих сил и т.д.
- Действия (стратегии и тактики поведения сторон). Первые действия в конфликте называются инцидентом, следовательно:
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент |
Действия – это основные диагностические признаки конфликта, так как именно по ним узнают о начале конфликта. Конфликтное взаимодействие – это борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой.
- Масштаб конфликта – межличностный, локальный, региональный, глобальный.
- Исходы конфликта – результаты, последствия, их осознание [3, с.17-18], [10, с.33-36], [12, с.7-9].
С обыденной точки зрения, конфликт – это плохо, так как он связан с неприятностями, ссорами, скандалами. Поэтому конфликт оценивают как явление нежелательное. Такая оценка связана с преобладанием негативных (деструктивных) функций конфликта:
-
- стрессогенная – появление стрессовых состояний, обида на коллег, неудовлетворенность, плохое самочувствие.
- дезадаптивная – нарушение процессов адаптации членов общества, ухудшение дисциплины и социально-психологического климата;
- отвлекающая – чрезмерное увлечение процессами конфликтного взаимодействия в ущерб другим видам деятельности;
- антагонистическая – непродуктивные отношения между людьми: усиление враждебности и противостояния в отношениях;
- дезинтегративная – распад и сложное восстановление отношений, снижение уровня солидарности, уменьшение степени сотрудничества в коллективе [10, с.45].
Также конфликты приносят пользу. Следовательно, можно говорить о существовании позитивных (конструктивных) функциях конфликта:
-
- функция разрядки напряженности между оппонентами («выхлопного клапана») – снимается напряженность в отношениях, происходит выход агрессии;
- «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе которых люди могут проверить отношения друг к другу;
- функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
- функция содействия формированию социально необходимого равновесия:
- функция гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
- оказания содействия в переоценке прежних норм и ценностей;
- стимуляционная – самоутверждение личности, осознание собственной значимости, стимулирование людской активности;
- интегративная – рост целостности, сплоченности, установление и поддержание нормативных и физических границ группы [3, с.16].
Классификация конфликтов
На сегодняшний день существует большое количество классификаций и типологий конфликтов. Они отличаются в зависимости от принципов, которые берут за основу исследователи при разработке классификаций.
Наиболее распространена классификация по составу участников, вовлеченных в конфликт. Так, разные исследователи выделяют следующие виды конфликтов:
Таблица 2
Классификация конфликтов
Автор (авторы) |
Виды конфликтов |
К. Боулдинг |
|
С. Чейз |
|
А.Г. Здравомыслов |
- между группами по интересам; - группами этнонационального характера; - группам, объединенными общностью положения;
|
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов |
|
[12, с.10].
Далее приведем классификации конфликтов разных авторов.
Р. Дарендорф выделяет такие типы:
- По источникам возникновения:
-конфликт интересов,
- ценностей;
- идентификации
- По социальным последствиям:
- успешные,
- безуспешные,
- созидательные,
Разрушительные
- По масштабности:
- локальные,
- региональные,
- межгосударственные,
- микро-, макро-, мегаконфликты
- По формам борьбы:
- мирные,
- немирные
- По направленности:
- вертикальные,
- горизонтальные
- По особенностям условий происхождения:
- эндогенные,
- экзогенные
- По отношению субъектов к конфликту:
- подлинный,
- смещенный,
- неверно приписанный,
- случайный,
- ложный,
- латентый