Файл: Теории происхождения государства (Закономерности развития государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государство предполагает coбой историческое явление, так как оно существовало не всегда, а появилось на конкретном этапе развития человеческого общества. Разногласие событий заключается в том, что, создав однажды государство во имя общего блага, человек не думал, что станет заложником его меркантильных интересов и всеобщего влияния. В дальнейшем стараясь уменьшить всевластие государства и установить его под контроль, человек осознал, что уже не может без него существовать. Пoчему же так происходит?

Исследование государства необходимо начинать с вопроса о первоначальном происхождении государства – всегда ли в истории общества существовал этот социальный институт или же он появился на конкретном этапе развития общества. Только лишь такого рода методический аспект, исполняющий принцип историзма, дает возможность понять настоящие предпосылки и формы появления государства, его конкретные, массивные особенности, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Таким образом, государство появляется, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится условием выживания и воспроизводства человечества, т.е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

 Объектом - исследования данной работы являются теории происхождения государства.

  Предмет-анализ происхождения теорий государства , а также определение  причин и основ появления государства.

  Целью -данной работы является — выявить оригинальность  происхождения государства.
     Цель нашей курсовой работы предполагает исследование и решение следующих задач:
1. Закономерности развития государства

2. Причины и пути формирования государства.

3. теории происхождения государства.

Происхождение государства – это проблема постоянная. На протяжении всей истории изучения данной темы, проблема происхождения государства была сомнительной. Ей посвящено большинство исследований, книг, монографий, научных передач, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.

Мы полагаем, то что этот вопрос о происхождении государства на сегодняшний день считается наиболее актуальным. Актуальным он был в прошлом и будет являться и в будущем, поскольку, появление на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет постоянным его спутником. Наука способна раскрыть новые факты, сыгравшие значительную значимость в появлении того или иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное и непростое исторически изменяющееся явление. В отечественном правоведении к анализу аспектов происхождения государства обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает полноценный, межотраслевой характер этих вопросов.


Государство занимало, занимает и будет занимать главное место в развитии человечества. Происхождение государства – это естественный процесс появления властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества.

Глава 1. Закономерности развития государства

Государству как самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Главные изменения движения вперед государство получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Одна из ключевых закономерностей государства состоит в том, что по мере совершенствования цивилизации и формирования демократии оно преобразуется с элементарного, «жесткого» образования принудительном порядке в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.[1]

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства.[2] Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

В этой связи неочевидно мнение о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: „уход“ государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика дала понять, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой глобализации, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.


Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма различным. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые отскакивания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма парадоксальным.

Можно выбрать признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.

1.         Государство — является единственной организацией власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает такого количества населения. Каждый человек уже в силу своего рождения воспринимает конкретную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

2.         Государство обладает суверенитетом, как внешним, (не зависимостью от других, государств в международных отношениях), так и внутренним (независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям).

3.         Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами. [3]

4.         Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п. [4]

Глава 2. Причины и пути формирования государства

Государство – это политическая структура особого рода, появившаяся на конкретной стадии общественного развития и представляющая собой центральный комитет власти в политической системе данного общества. Вопрос о происхождении государства всегда был и будет спорным. О обстоятельствах появления государства рассказывается в разных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п.


Таким же образом многообразие мнений обусловлено следующими факторами:

- на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, религиозные и пр.;

- мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний;[5]

- объясняя процесс появления государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;

- также часто мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов;

- часто на взгляды авторов теорий сильное влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.

В каждой из теорий происхождения государства есть свои плюсы и минусы, негативные и положительные моменты, отражающие действительность той или иной ее части.

Процесс формирования государства у данного народа особенный, условно можно выбрать группы стран, которым были свойственны некоторые общие черты в формировании государства.[6] Это позволяет говорить о трех путях развития государства:

  • восточном;
  • западном;
  • синтезном.

Разница между ними состоит в том, каким именно образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, появления социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей.

2.1. Восточный путь появления государства

На Востоке наибольшее увеличение получила такая форма как азиатский способ воспроизводства (Вавилон, Китай, Индия, Египет и пр.) Этот путь формирования государства связан с надобностью проведения в данных обществах масштабных общественных работ, а именно строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п. То есть государства Древнего Восток появились в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Для рытья каналов, строительства дамб и т.п. усилий отдельной семьи было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низкая производительность труда возмещалась кооперацией живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для возделывания земли, посева и сбора урожая. Это самое объединение и вызвало выделение функций централизованного управления в лице государства и его органов. Многопрофильный аппарат управления появился из родоплеменной знати, которая постепенно закрепила за собой функции управления и распределения произведенного продукта. Это и позволили знати держать в своих руках большую часть произведенного продукта, накапливать в своих руках богатство.


Таким образом, социальная дифференциация между группами в странах Востока происходит на основе политического неравенства, т.е. по их положению во властной иерархии и по привилегиям. Данная социальная структура именуется этократической или функциональной, т.е. основанной на положении личности в системе власти и выполнении ею определенных статусов, ролей и функций.

В некоторых чертах восточные государства существенно отличались друг от друга. В одних, таких как в Китае, рабство носило домашний и семейный характер. А в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили существенны вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего. Все они были целиком и полностью монархиями, самовластием; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные, средства производства, а частная собственность имела служебное значение.

Восточный путь появления государства показал собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. Государственный аппарат появился из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального общества, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.

На протяжении веков, а иногда тысячелетий общество на востоке было застойным и практически не развивалось. Так, государство в Китае появилось на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), но они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.[7]

2.2. Западный путь появления государства

Западный путь в отличие от восточного, был уникальным, исключением из общего правила. Поэтому западное общество стало движущей силой истории, европейские государства в короткий срок обогнали значительно раньше появившиеся восточные империи в развитии государственной деятельности.

На всей территории Европы главным фактором было классовое разделение общества. В свою очередь, это создавалось тем, что здесь на стадии простого государства, формой которого была «военная демократия», происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства такие как: скот и рабов. В наиболее чистом виде формирование частной собственности можно наблюдать на примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», не совпадающая с обществом, отдаленная от него и готовая выступить в любой момент против народа.