Файл: Теории происхождения государства (Закономерности развития государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Ф. Аквинский |
Государство возникло по воле Бога. |
Способствует укреплению гражданского согласия в обществе. |
Теория основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, т.е. ненаучна. |
3.2. Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, где и получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и сегодня имеет своих сторонников. У истоков патриархальной теории стоял Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государства общение человека с себе подобным невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства.[15] Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Исходя из всего вышесказанного, патриархальная теория представляет государство как одну большую семью. Новое государство появляется как результат соединения родов в племена, племен в союзы, а союзы в свою очередь – в государство. Власть опекунская, отеческая в результате объединения семьи в государство становится государственной. Монарх должен как отец заботиться о своих детях (подданных), а они должны ему повиноваться. При этом, по мнению Конфуция, государство должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его верных и талантливых помощников. На небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей и было определяющим в появление государства, поскольку семья представляет собой раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда.
Итак, государство – является продуктом естественного появления. Образуясь в силу естественных элементарных потребностей, государство становится союзом, всесторонне охватывающим жизнь человека и воспитывающим его к добродетельной и законопослушной жизни.
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.
Патриархальная теория происхождения государства нашла благоприятную почву в России. Активно распространял ее социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский (XIX в.). Конкуренты патриархальной теории отмечали ее антинаучность, биологизацию процесса происхождения государства.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Аристотель |
Государство возникает по модели семьи. |
Способствует сплочению общества. |
Прямое отождествление государства и семьи, власти монарха. |
3. 3. Договорная (естественно-правовая) теория
Государство как договорного происхождения – это результат объединения людей по собственному желанию (на основе договора за денежное вознаграждение). В XVII–XVIII вв. договорная теория использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Ее идеи поддерживались и развивались европейскими мыслителями.
Известны два противоположных взгляда – Томаса Гоббса и Жана-Жака Руссо. Томас Гоббс (1588-1679) посвятил происхождению и сущности государства вторую книгу одного из своих главных трудов «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Он считал, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими людьми «право на всё». Однако человек существо эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его завистники, соперники, враги. В противовес Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) характеризует «естественное состояние» людей как «золотой век» всеобщего благоденствия. В те времена отсутствовала какая-либо частная собственность, все люди были свободны и равны. Неравенство существовало лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. И только после появления частной собственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.[16]
Таким образом, авторы сходятся в одном: государству предшествовало некое «естественное состояние» людей, закончившееся войной «всех против всех», приведшей фактически к образованию государства.
Государство понималось как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих прав, свобод и защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Договор заключался либо между правителем и подданными, т.е. договор подчинения, как считал Гоббс, либо между гражданами, т.е. договор объединения, как полагал Дж. Локк.
По замечанию Д. Дидро люди поняли, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого человека станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку надо поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле общества.[17]
Однородные суждения высказывал и русский представитель договорной теории происхождения государства – А.Н. Радищев (1749-1802), считавший, что государство появляется как следствие немногословного договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Он подразумевал, то что, в принципе социальное соглашение, общество предоставляют государству только лишь долю своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется естественное право защиты чести, собственности и жизни. Подобным способом, если человек защиты от общества не получает, он имеет право сам защищать свои права. Данное повергло бы к восстанию, к революции, решающей силой которой были бы недовольные и подавленны народные массы.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Ж.Ж.Руссо |
Государство является сознательным отказом людей от части своих естественных прав. |
Признание приоритета своих естественных прав |
Недооценка влияния социально-экономических и политических факторов. |
3.4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
Марксистская теория происхождения государства наиболее четко отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С целью этой концепции свойственен логический материалистический аспект. Это связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом собственности на классы, классовым антагонизмом. Сущность данной концепции проявляется подобными текстами как: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Теория различается четкостью и ясностью первоначальных утверждений, логической стройностью и предполагает собой огромный результат теоретической мысли. Опровергать воздействие классов на появление государства не имеет смысла таким образом для этого нет не каких оснований. Однако кроме того отсутствует основание считать классы единственной первопричиной его возникновения.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
К.Маркс, Ф.Энгельс |
Теория основана на материалистической философии. |
Материальные условия общества сыграли значительную роль. |
На происхождение государственности влияет не только экономические, но и политические и социаьные. |
3.5. Теория насилия (завоевания)
Теория насилия возникла и получила свое распространение в конце XIX- начале XX века. Ее основоположниками были: Л. Гумплович, К. Каутский, Е.Дюринг. Они опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств.
Данная теория существовала объектом оценки непосредственно из-за распространения культа насилия. Соперники данной теории считают, то что с появления государства ,нужен такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать правительственное устройство и осуществлять надлежащее военное вооружение.[18] В случае если подобных экономических условий нет, то в таком случае практически никакое насилие само по себе не может привести к появлению государства.
Насилие сыграло существенную значимость в государствообразующем ходе. Оно никак не существовало фактором существования государства, но предназначалось мощным катализатором этого процесса.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Л. Гумплович |
Сущность данной теории не в экономических отношениях, а в завоевании насилия, порабощении одних племен другими племенами. |
Насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. |
Насилие было ни первым фактором, которое повлияло на возникновение государства. |
3.6. Психологическая теория
Эта теория определяет общество и государство, как сумму психических взаимодействий личностей. Человеку присуще социальность, потребность в общественном существовании, Государство и социум рассматривается как прямое продолжение психических закономерностей развития человека. К плюсам этой теории относят понимание общественных закономерностей через психические процессы конкретного человека. К минусам эмоциональной теории относят то, что нервная система человека ощущает воздействие экономических и политических факторов. Присутствие данного воздействия непосредственно нервной системы в появлении государственно-правовых институтов едва ли будет решающим.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Л.И Петражицкий |
Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. |
Теория справедлива |
Теория не учитывает социальные, экономические, политические факторы благодаря которым возникло государство. |
3.7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
Данную теорию выдвинул К. Леви-Стросс, он обосновал идею о том, что особенности производства человека, а именно запрета инцеста явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, вызвавший в дальнейшем к возникновению государства.
Рассматривая эту торию, во-первых, нельзя не выделить то, что ее создатель Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно то, что общество из половых отношений привело к экзогамной форме брака.[19] Во-вторых, верно указывается, что переход к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Не все члены первобытного общества выполняли запрет инцеста, поэтому приходилось применять принуждение.
Инцестная теория не способна дать полное представление о причинах возникновения государства.
Автор |
Сущность |
Плюсы |
Минусы |
Леви-Стросс |
Государство-это введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения. |
Основана на реальном факте истории человечества. |
Не дает полного представления о причинах происхождения государства. |
3.8. Органическая теория
Наиболее важный представитель данной теории был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так общество, как и живой организм, подвержено стадии развития, например, переходу от простого к сложному. Это усложнение Спенсер видел в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. Общество функционирует как человеческий организм, состоящий из клеток, коими являются люди, и имеющий волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию и таким образом обеспечивается нормальное функционирование всего государства.
Спенсер сравнивал власть с мозгом, работников и крестьян – с ногами и руками, а движение и связи – с нервами. Затрагивая проблему происхождения государства, он был сходен к приверженцам теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы государство не появилось иначе, чем при помощи насилия. Государство – это результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, появляются сословия, выделяется особый правящий слой. Вооруженный социум достигает единения на основе государства и власти.