Файл: Теории происхождения государства (Множественность теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Джону Локку люди заключили договор об учреждении государство, для того чтобы появился институт, который гарантировал бы людям ряд естественных прав на собственность: на жизнь свободу и имущество. Отношения между государством и народом постепенно совершенствуются. Но при этом у народа есть право на свержение власти, если она проводит политику не направленную к общему благу, а в узких корыстных интересах. Так как люди находились в экономическом неравенстве и политическом неравенстве, то заключенный договор между народом и правителями приводил к деспотии и установлению рабства.

Жан Жак Руссо считал, что необходимо заключать такой вид договора «исправленный», при котором в полной мере обеспечивается гарантирование свободы имущества граждан, а также существуют гарантии от деспотии и тирании правителя. При этом единственным суверенитетом обладает именно народ, который и передает свою власть правителям. Также на основании идей Руссо А.Н. Радищев отстаивал идеи народного суверенитета, естественных прав человека, республиканскую форму правления, демократическое устройство общества и договорную теорию происхождения государства. [10]

В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749–1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Теория насилия XIX век

Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 — 1938) и другие.

Согласно этой теории государство – это продукт насилия завоевания одних племен над другими и установление власти, господства над завоеванными. Всегда сильные и организованные племена завоевывают более слабые и беззащитные. Считается, что государство приходит, возникает как бы извне, его навязывает победившая сторона. Евгений Дюринг считал, что внутреннее насилие – это насилие одной части первобытного общества над другой частью порождает власть и новую организацию общества – государство. [7]

Также в результате такого внутреннего насилия возникает собственность и классы. Людвиг Гумплович считал, стремление людей (первобытной общины) к расширению своего влияния на другие общины приводит к ведению войны, и впоследствии к появлению государства, как формы власти одних общин, племен над другими. При этом руководители государства, являются потомками в прошлом завоевателей.


Карл Каутский был уверен в том, что из тех племен, которые завоевали другие племена, возникает господствующий класс, а из завоеванных племен возникает – класс подвластных, эксплуатируемых. Государство выступает как аппарат насилия, принуждения господствующего класса, над эксплуатируемым. [4]

Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют древние и современные государства. Если раннее государство Л. Гумплович считал инструментом насилия, господства одних над другими, то более поздние и современные ему капиталистические государства он, во многом противореча самому себе, не считал таковыми.

Психологическая теория происхождения государства, середина XIX века.

Согласно этой теории, происхождение государства связана с психикой человека, так как одни люди способны и желают управлять другими людьми, а другие не обладают такими способностями и чаще всего подчиняются воле управляющих людей. В этой теории делается акцент на психику человека, властность, авторитет, желание управлять и подчинятся. Согласно этой теории, государство – это продукт разрешение психологических противоречий между властными, активными людьми и пассивными, которые не любят проявлять инициативу и подражают поведению остальной части населения. [10]

Среди наиболее известных представителей психологической теории можно выделить Л. Петражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Представитель этой теории Т.Д. Башмит, считал, что в первобытном обществе на психику людей стали влиять два процесса: открытие (изобретение) и подражание. Именно в процессе развития общества изощрения стали постепенно внедрятся и разрешать определенные противоречия. Согласно теории Н.М. Коркунова, государство – это субъективное представление народа о зависимости населения от государства и от государственной власти. На основании индивидуального сознания и возникает зависимость народа от власти. Л.И. Петражицкий связывал процесс происхождения государства с эмоциями граждан, которые влияют на волю людей.[10]

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобные психические начала личности и возникает государство.


Расовая теория происхождения государства. 1850 годы

Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж. Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов. [2]

В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Ж. Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Ж. Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной — внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии — это интеллект. [2]

Материалистическая теория происхождения государства. (Марксиская теория).

Представителями этой теории являются Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Марксистская (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Согласно этой теории государство - это продукт классовой борьбы и появления частной собственности. Иными словами, уничтожив частную собственность, государство постепенно отомрет. [6]

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

- возник прибавочный продукт;


- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

- появились частная собственность и публичная власть.

- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

1.1 Множественность теорий происхождения государства

Либертарно-юридическая теория происхождения государства.

Согласно этой теории государство и право являются двумя тесно взаимосвязанными социальными институтами. Когда человечество в процессе исторического развития получило свободу, тогда эта свобода должна была быть закреплена как-то юридически в виде нормативно-правовых актов, законов и подзаконных актов. Дальнейшее развитие и совершенствование человеческого общества, свободы человека, будет сопровождаться совершенствованием государственно-правовых институтов.

Патримониальная теория происхождения государства.

Эту теорию предложил Карл Людвиг Галлер. Согласно его мнению, государство произошло из-за частной собственности на землю правителя – князя, короля, императора. Право собственности на землю – патримониум распространяет свое влияние на всех людей проживающих на территории, подвластной данному феодалу. [8]

Патримониальная теория обосновывала феодальные отношения и независимость феодала от правителя. Из отношений власть-собственность постепенно происходит государство: люди проживающие на данной территории и арендующие землю становятся подвластным народом, собственник землю правителем, чиновники – это приказчики правителя. Особенно в период абсолютных монархий эта теория была распространена. Известно выражение Людовика XVI «Государство – это я».

В тоже время данная теория имеет свои недостатки, так как не всегда частная собственность на землю переходило в государственную собственность, и не учитывается влияние других факторов: культурных религиозных, политических. [10]

Волюнтаристская теория происхождения государства.

Согласно «автоматической теории», изобретение земледелия приводит к возникновению прибавочного продукта. Прибавочный продукт уже приводит к постепенному разделению труда и появлению слоев населения: земледельцев, ремесленников, гончаров, ткачей, плотников и т.д. Далее процесс разделения труда продолжается и в последующем выделяются политическая элита - управленцы государства.


Постепенно эта политическая элита стала объединятся с другими элитами других общин в единое образование – государство. Представителем этой теории является британский археолог В.Г. Чайлд. Но в этой теории есть и свои противоречия, так как до сих пор есть много земледельческих народов, но сельское хозяйство не обеспечивает автоматического прироста прибавочного продукта. [9]

Ирригационная теория происхождения государства.

Данную теорию предложил немецкий ученый К. Виттфогель. Долгое время он изучал появление, происхождение государства на Древнем Востоке и выявил некоторую закономерность, что государства возникали возле больших рек. На основании своих исследований он написал работу «Восточный деспотизм», в которой сделал основной свой вывод, происхождение государства на территории Древнего Востока происходило для создания системы ирригационных сооружений, которые были необходимы для развития земледелия в этих районах.

Действительно первые человеческие цивилизации – Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, расселялись вдоль крупных рек и занимались созданием крупных ирригационных систем. Для возведения данных построек было необходимо централизация управления, большое количество профессиональных управленцев - «менеджеров», четкое распределение ресурсов, контроль за работой подчиненных. Действительная данная теория отражает действительную политику древних ирригационных цивилизации, и только государство было в силах и обладала определенными ресурсами для возведения гигантских сооружений.[3]

Расовая теория происхождения государства.

Эта теория являлась оправдание рабства, колониального господства и идей фашизма и нацизма в Германии в период Третьего Рейха. Согласно этой теории все население делится на две группы – рабы и рабовладельцы. Эта теория объявляло также деление всех людей на высшую и низшую расу. Эту теорию выдвинул француз Ж. Гобино, который предложил назвать арийскую расу самой высшей, развитой, сильной, и которая должна господствовать над всеми остальными нациями. Позже в период нацисткой Германии на этой теории будет создана идеология Третьего Рейха о вожде нации, чистой нации. Философ Ф. [3]

Нитше считал, что все межгосударственные проблемы и международные конфликты необходимо решать через войну. Позже нациская Германия возьмет за основу идеи Ж.Гоблино и Ф. Нитше для обоснования уничтожения целых народов.

Демографическая теория происхождения государства.