Файл: Теории происхождения государства (Множественность теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно этой теории государство возникло в процессе роста населения. Демографический взрыв в обществе привел к очень быстрому росту населения, которое необходимо было расселить на определенной территории, и которым необходимо управлять для предотвращения возможных конфликтов. [8]

Кризисная теория происхождения государства.

В данной теории происхождения государства акцент делается на кризисные явления общества. По мнению представителей этой теории государство возникло в ответ на кризис, который возник перед Неолитической революции, и этот кризис был разрешен путем перехода к производящей экономике и путем создания государства. Эта теория учитывает как крупные кризисы – экологические, экономические, так и локальные. [10]

Спортивная теория происхождения государства.

Основоположником этой теории является Хосе Ортега-и-Гассет. По мнению этого ученого, государство возникло на основании спортивных мероприятий, и является продуктом физических нагрузок, появлением в первобытном обществе игр, среди населения, общества. Спортивное воспитание играло важное значение для подготовки членов общества к будущей трудовой деятельности и защиты общества от военной опасности. В процессе определения победителей в спортивных играх, полномочия по судейству стали переходить к верхушке родовой общины- старейшинам и вождям, а потом эти полномочия стали государственными. Так происходило возникновение государства. [10]

2. Достоинства и недостатки теорий происхождения государства

В первой главе настоящей курсовой работы мы рассмотрели множественность теорий происхождений государства, теперь рассмотрим достоинства и недостатки этих теорий.

Патриархальная теория

Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства возникновения государства путем разрастания патриархальной семьи. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя,  вместе с государством.

Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н.К. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений. На современном этапе данная теория получила новое звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации — болезни, инвалидности, безработицы и др. [2]


Теологическая теория

Достоинства данной теории - способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности

- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостатки - данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Органическая теория

Плюсом данной теории является тот факт, что биологические факторы оказывают свое влияние на развитие и происхождение государства, так как человек биосоциальное существо. Минусом данной теории является отсутствие других условий, которые способствуют возникновению государства. Согласно идеям Огюста Конта социология является самой главное наукой, так как рассматривает закономерности развития общества. Общество же рассматривается как единое целое. Социология же опирается на достижения и законы биологии, которые передаются и изменяются из поколения в поколение.

Главная задача социологии заключается в том, чтобы создать гармонию для развития порядка и прогресса в обществе. В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, однако, имеет приверженцев на Западе. [4]

Договорная теория

Плюсами этой теории является глубокий демократизм, наличие естественных прав, но минусами этой теории является отсутствие других факторов, которые также влияют на процесс происхождения государства. Гуго Гроций считает, что государство возникло в результате волеизъявления людей путем подписания общего договора.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

- были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;

- сделан шаг к созданию гражданского общества;

- фактически выдвинут принцип народного суверенитета -власть производна от народа и принадлежит народу;

- государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;

- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;

- согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;


- в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа. [4]

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;

- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;

- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;

- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. [4]

Теория насилия

В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.

Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.

Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).

Не следует забывать о том, что сам характер захватнических войн, порабощение одних племен и народов другими практически стали возможными лишь тогда, когда процесс развития орудий труда и производства в обществе достиг такого уровня, когда экономически стало возможным и выгодным закабалять побежденные племена и народы, эксплуатировать их, превращая в рабов. [2]

В целом, теория насилия отражала взгляды определенных слоев общества на природу государства и на его происхождение. Известный немецкий государствовед и правовед Г. Еллинек (1851-1911) утверждал, что теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии. [2]


Психологическая теория

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.

Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - социальные, экономические, политические и др. [2]

Расовая теория

Известность и признание к Ж. Гобино пришли только после его смерти и не на родине (Франции), а в Германии. Так в 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино». Основателем и руководителем общества Л Шеманом, издан ряд сочинений Ж. Гобино и исследований о нём. В частности, им впервые на немецком языке издан главный труд Ж. Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас» [2]. Очень высоко оцененный национал-социалистическими философами-теоретикам Германии.

Специально подобранные фрагменты из его сочинений публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом, идеи Ж. Гобино легли угольным камнем в идеологию Третьего рейха и послужили основой формирования нацистской расовой политики.

Материалистическая теория

Эта теория имеет некоторые положительные черты – это учет влияния социально-экономических факторов в процессе образования государства.

Минусы этой теории – не учитывается влияние военно-политических, психологических, и иных причин в процессе образования государства. [9]

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. В целом марксистская теория отличается односторонностью, так как не учитывает психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. [4]

Вместе с тем, именно материалистическая теория происхождения государства имеет под собой строго научные основы. Со второй половины 1980-х и в 1990-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права. В историко-материалистической концепции стал формироваться новый, немарксистский подход. Приверженцы этого подхода исходят из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать «общие дела».


При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, — критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, — государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая  цивилизация. [10]

3. Общие закономерности возникновения государства

Рассматривая этапы развития политической мысли и сознания людей, мы можем проследить основные изменения видения государства. Появление в руках древнего человека принципиально новых орудий труда повлекло за собой серьезные общественные последствия. Появилось скотоводство, пахотное земледелие. Это способствовало быстрому росту населения, развитию производства, ремесел искусства, возникновению городов, письменности и т.д.

Главным следствием «неолитической революции» явился рост богатства. Земледелие и скотоводство давали избыток продукта (прибавочный продукт). На этой основе возникает регулярный обмен между племенами, а на его основе происходит накопление богатства. Излишек продукта создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, необходимой для содержания скота и обработки полей. Такую рабочую силу у некоторых народов доставляла война. [10]

Производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, рабов и господ, неравноправные касты.

В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления.

Характерный для античности демократизм отразился в теориях Аристотеля и Цицерона, которые считали, что государственная власть основана на модели семьи, власти её главы и государство представляет собой союз объединенных между собой людей. Следующий этап — эпоха Средневековья, это время огромного влияния церкви на все сферы жизни общества, соответственно на первый план выдвигается теологическая теория происхождения государства, целью которой является еще большее укрепление власти церкви. [2]