Файл: Анализ организационной культуры предприятия и путей её улучшения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Понятие и сущность организационной культуры. Роль в современных организациях

1.2 Факторы, формирующие культуру современной организации

1.3 Создание и управление организационной культурой в современной организации

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАО «БЕРЁЗОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его основных финансово-экономических показателей

2.2 Анализ структуры персонала предприятия

2.3 Оценка корпоративной культуры предприятия

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАО «БЕРЁЗОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры предприятия

3.2 Оценка эффективности внедрения предложенных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина, тыс. руб.

2017 г.

2018 г.

тыс. руб.
(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Выручка

18 465 687

19 971 403

+1 505 716

+8,2

19 218 545

2. Расходы по обычным видам деятельности

17 802 083

18 556 596

+754 513

+4,2

18 179 340

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

663 604

1 414 807

+751 203

+113,2

1 039 206

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

-584 160

-364 204

+219 956

-474 182

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

79 444

1 050 603

+971 159

+13,2 раза

565 024

6. Проценты к уплате

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-192 678

-342 886

-150 208

-267 782

8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)

-113 234

707 717

+820 951

297 242

За период 01.01–31.12.2018 годовая выручка равнялась 19 971 403 тыс. руб., при том что за 2017 год годовая выручка составляла 18 465 687 тыс. руб. (т.е. рост на 1 505 716 тыс. руб., или на 8,2%).

За последний год прибыль от продаж равнялась 1 414 807 тыс. руб. Финансовый результат от продаж резко вырос за рассматриваемый период (с 31.12.2016 по 31.12.2018) (+751 203 тыс. руб.).

Таким образом, за последний год ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности.

2.2 Анализ структуры персонала предприятия

Далее можно рассмотреть состав и структуру персонала ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» (таблица 2).

Таблица 2 - Состав и структура персонала ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод»

Показатели

12 месяцев 2016

12 месяцев 2017

12 месяцев 2018

Отклонение 2017г. к 2016г.

Отклонение 2018г. к 2017г.

Среднесписочная численность работающих – всего (чел.)

55

82

70

27

-12

доля руководящих работников

6

9

6

3

-3

доля специалистов

20

30

20

10

-10

доля рабочих

23

33

24

10

-11

доля работников непроизводственной сферы

5

10

20

5

10


Среднесписочная численность работающих по ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» за 2017 год увеличилась на 27 человек, а в 2018 уменьшилась на 12 человек.

Если рассматривать основные причины снижения численности, то можно назвать такие, как: не прошли испытательный срок; декрет; уход на пенсию; переезд на новое место жительства и другие.

Анализ движения персонала представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Движение персонала ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод»

Показатели

12 месяцев 2016

12 месяцев 2017

12 месяцев 2018

Отклонение 2017г. к 2016г.

Отклонение 2018г. к 2017г.

Среднесписочная численность работающих – всего (чел.)

55

82

70

27

-12

Выбыло работников всего, чел.

16

19

31

3

12

Выбыло работников по собственному желанию, чел.

12

15

22

3

7

Принято работников течение года, чел.

3

10

20

7

10

Количество работников проработавших весь год

24

38

73

14

35

Коэффициент оборота персонала по приёму

0,05

0,12

0,29

0,07

0,17

Коэффициент оборота персонала по выбытию

0,29

0,23

0,44

-0,06

0,21

Коэффициент текучести

0,44

0,46

1,04

0,02

0,58

Данные таблицы 3 свидетельствует о том, что в компании наблюдается рост числа работников, которые не прошли испытательный срок, также 4 ушли в декрет, 1 на пенсию, сокращенно 2 сотрудника. В общем за 2018 год среднесписочная численность работающих уменьшилась на 12 человек.

Несмотря на то, что уровень заработной платы сотрудников ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» находится на уровне, несколько выше среднеотраслевого, на предприятии существует проблема текучести кадров.


2.3 Оценка корпоративной культуры предприятия

Организационная культура, созданная в ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» находится на стадии развития, и активного внедрения в деятельность всех аспектов исследуемого предприятия.

В организации применяется фирменный стиль. Используется чернобелая цветовая гамма, которая выдержана в униформе персонала, а так же разработанных рекламных материалов.

Внешними атрибутами фирменного стиля являются фасад здания, а так же вывеска, которая выполнена в едином стиле со всеми рекламными материалами.

Наличие характерного фирменного стиля позволяет потенциальным клиентам легко идентифицировать предприятие, отличать его от других предприятий.

Ключевые стратегические цели состоят в достижении предприятием лидерских позиций среди предприятий этой сферы в течение 5-7 лет по таким показателям как:

– доля рынка,

– уровень профессионализма сотрудников,

– позитивный имидж предприятия (выраженный в том числе в положительных отзывах в сети Интернет).

Одним из элементов организационной культуры является миссия, т.к. с помощью нее определяется отношение организации к своим сотрудникам и обществу.

Миссия - «Добиваясь любви и доверия покупателей.

Цели предприятия:

- увеличение доли рынка.

- повышение профессионализма и культуры обслуживания клиента.

- внедрение прогрессивных форм и методов.

- управление и производство.

- ориентация на долговременную работу и многолетние связи.

Ценности, которые должны разделять и которых должны придерживаться сотрудники, в компании не сформулированы.

На предприятии применяется как материальное, так и моральное стимулирование. В качестве материальной мотивации в основном выступает заработная плата, начисляемая в соответствии с тарифной системой оплаты труда, а премирование согласно Положению о премировании работников ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод», по усмотрению генерального директора организации.

Среди стимулирующих воздействий, используемых в компании, можно назвать:

  • ежегодное предоставление детям сотрудников новогодних подарков;
  • предоставление возможности отдыха детей сотрудников в детских оздоровительных лагерях и санаториях за счет средств, ежемесячно перечисляемых в виде единого социального налога в Фонд социального страхования;
  • проведение банкетов в день рождения компании, корпоративный Новый год;
  • предоставление служебного автомобиля.

Стоит отметить, что применяется также и система стимулов, не требующих инвестиций со стороны Компании. Это поздравления со знаменательными датами – юбилеями, днями рождения, днями свадьбы, рождения ребенка и т.п. Это способствует улучшению социально-психологического климата в коллективе и повышает эффективности работы за счет удовлетворения от осознания своей значимости руководством компании.

Анализ корпоративного духа сотрудников в организации был проведен на основе социологического опроса среди сотрудников в рамках анализа удовлетворенности работой. Для анализа удовлетворенности работой сотрудников Компании разработана анкета (Приложение А). Было проанкетировано 42 сотрудника. Респондентам было предложено ответить на 7 вопросов путем выбора варианта ответа, наиболее точно отражающего степень удовлетворенности тем или иным компонентом анкеты. Каждому из трех вариантов ответа было присвоено количество баллов от 3 (совершенно удовлетворен) до 1 (совершенно не удовлетворён).

На рисунке 3 наглядно представлена оценка сотрудниками по трехбалльной шкале факторов удовлетворенности работой.

Рисунок 3 - Оценка сотрудниками ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» факторов удовлетворённости работой

При изучении результатов анкетирования были сделаны выводы о том, что работники:

  • удовлетворены уровнем технического оснащения;
  • довольны отношениями с руководителем и отношениям с коллегами;
  • удовлетворены тем, как решаются возникшие проблемы;
  • считают выполняемую ими работу не интересной;
  • довольны режимом работы и очень довольны размером своей зарплаты.

Наиболее неудовлетворенными показателями оказались: разнообразие работы, уровень технического освещения, решение возникающих проблем, взаимоотношения с коллегами. Однако данные факторы влияют на поведение человека и производительность труда.

Также, был проанализирован социально-психологический климат среди сотрудников ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод».

Результаты исследования показали следующее: 71% опрошенных работников считает, что на предприятии «каждый сам за себя», 22% опрошенных отметили, что в коллективе деловая атмосфера (рисунок 4).

Рисунок 4 - Оценка атмосферы в коллективе работников
ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод», %

То есть можно сделать вывод, что команды в коллективе не существует, потому что специалисты решают свои задачи индивидуально.


Полученные результаты в ходе анализа организационной культуры позволили выбрать направления изменений в существующей культуре, определить их приоритетность, составить перечень необходимых мероприятий для осуществления изменений.

Автором определено проблемное направление: работа по формированию, развитию организационной культуры не ведется, что существенно снижает уровень лояльности персонала к организации.

Выделенные трудности ведут к тому, что предприятие теряет «лицо» среди множества конкурентов, снижается поток потребителей, как следствие снижается выручка.

В связи с этим, целесообразно разработать мероприятия по совершенствованию организационной культуры предприятия, что будет представлено в следующей главе данной работы.

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАО «БЕРЁЗОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры предприятия

В ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» отсутствует необходимость проводить изменения глубинного устройства корпоративной культуры, так как уже четко сформирована миссия и стратегия деятельности организации, у коллектива присутствуют единые цели в организации, существуют определенные корпоративные ценности, символика, однако в ходе анализа было выявлено, что существуют некоторые проблемы, которые необходимо совершенствовать.

Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ЗАО «Берёзовский фармацевтический завод» состоят в следующем:

- улучшать социально-психологический климат в коллективе;

- проводить раз в год диагностику существующей корпоративной культуры, а также удовлетворенности ею сотрудников.

Более подробно рассмотрим рекомендации по корпоративной культуре: мероприятия по улучшению социально-психологического климата в