Файл: Теория государства и права (Государственное управление как социальное и системное явление).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
Государственный орган – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных сферах государственной деятельности. Признаки, отличающие государственные органы от негосударственных органов и государственных учреждений:
– наделение их полномочиями государственно-властного характера;
– формирование государственных органов по воле государства;
– выполнение строго определенных функций и видов деятельности;
– осуществление деятельности от имени государства;
– наличие территориальной сферы деятельности и внутренней организационной структуры;
- состоит из государственных служащих;
– наличие оперативной самостоятельности;
– осуществление различных форм деятельности в соответствии с законом; – наличие строго определенного объема прав и обязанностей;
– издание актов нормативного и индивидуального характера;
– в отношениях с другими субъектами выступают как юридические лица, являясь в тоже время определенным звеном, составной частью единого государственного механизма. Властные полномочия государственных органов выражаются в издании ими индивидуальных и нормативных актов от имени государства, в осуществлении контроля за исполнением этих актов, в использовании всех законных форм обеспечения своей деятельности[2].
Государственные органы являются составной частью бюрократического аппарата государства, который необходим для нормального функционирования любого государства. В тоже время необходим эффективный контроль за деятельностью государственных служащих для преодоления бесконтрольности и всевластия бюрократии. Существуют классические принципы рациональной бюрократии, сформулированные М.Вебером, на которых строится эффективная работа всего государственного механизма. К их числу относятся: наличие твердо установленной и неукоснительно соблюдаемой системы вертикальных связей (служебной иерархии), существование отрегулированной, основывающейся на специализации системы разделения труда, функционирование системы правил и директив, четко устанавливающих права и обязанности членов бюрократической организации, внедрение в практику управления системы строго и точно определенных методов и приемов решения стоящих перед чиновником задач[3].
Классификация государственных органов проводится по различным основаниям:
– по способу формирования различают органы избираемые (первичные) и назначаемые (производные);
– в соответствии с территориальной сферой деятельности – высшие (центральные), субъектов государства, местные;
– в соответствии с принципом разделения властей – законодательные, исполнительные, судебные;
– по характеру компетенции – органы общей компетенции (правительство) и специальной компетенции (министерства и иные ведомства);
– по правовым формам деятельности – правотворческие, правоприменительные, правоохранительные;
– в соответствии со сроками полномочий – постоянные и временные;
– по порядку принятия решений – коллегиальные (правительство, парламент) и единоличные (Президент, министр, губернатор, мэр);
– по структуре (способу организации) – простые (не имеют внутренних подразделений) и сложные (делятся на различные звенья, подсистемы и др.);
– по характеру подчиненности – органы вертикального, горизонтального, смешанного, двойного подчинения;
– по содержанию деятельности – финансовые органы, природоохранные и др.;
– с точки зрения юридической основы органы государства подразделяются на органы, учреждаемые Конституцией, федеральными законами для осуществления задач и функций государства, и органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий высших государственных органов и органов власти субъектов федерации (администрации, аппараты палат парламента и др.). Органы государства принимают участие в практической реализации функций государства в определенных законодательством формах.
Система органов государственного управления, как правило, строится применительно к административно - территориальному делению страны и с учетом некоторых других факторов и обстоятельств (например, отраслевого и межотраслевого подходов к управлению народнохозяйственными структурами, организационных и технических факторов и т.п.).
Традиционной является следующая классификация структурных уровней государственного механизма: законодательные органы, исполнительно- распорядительные органы, судебные и правоохранительные и иные органы.
Законодательные (представительные) органы подразделяются в соответствии с государственным устройством на федеральный парламент, парламенты субъектов федерации, местные законодательные собрания и др. Парламенты могут формироваться в результате прямых или косвенных выборов. Верхние палаты обычно формируются путем назначения или смешанным способом. Депутатский мандат предполагает индемнитет (вознаграждение за работу) и иммунитет (привилегии, связанные со свободой голосования и неприкосновенностью). Традиционно в большинстве стран парламенты являются двухпалатными (бикамеральными). Нижняя палата обычно формируется в результате прямых выборов, а верхняя – путем назначения, обновляя свой состав полностью или по частям через определенный срок.
По объему компетенции парламенты подразделяются на парламенты с абсолютно определенной компетенцией, абсолютно неопределенной компетенцией, относительно определенной компетенцией. На федеральном уровне парламентом РФ является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: Государственной Думы РФ и Совета Федерации. На уровне субъектов РФ законодательную власть осуществляют парламенты субъектов РФ. На уровне местного самоуправления правом на создание местных законов наделены законодательные собрания муниципальных образований.
Исполнительно-распорядительные органы реализуют задачи и цели государства, исполнение законов, принятых парламентами, осуществляют руководство текущей государственной деятельностью. Управленческая деятельность данных органов включает в себя исполнение решений представительных органов, а осуществление управления с помощью подзаконного нормотворчества, осуществления организационных действий, составляет распорядительную деятельность. Таким образом, деятельность исполнительных органов подконтрольна законодательным, поэтому данные органы действуют во исполнение законов, издавая подзаконные акты[4].
Органы исполнительной власти можно классифицировать по следующим основаниям:
- по территории действия (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ);
Кроме того, Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и устанавливать порядок создания и деятельности территориальных федеральных органов исполнительной власти;
- по характеру компетенции они подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции;
- по организационно-правовым формам и названиям различают: правительства, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты, центры и др.;
- по порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти подразделяются на единоначальные и коллегиальные; - по источнику финансирования они делятся на органы, финансируемые из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно- распорядительную деятельность. Они наделены оперативной самостоятельностью, имеют постоянные штаты, образуются вышестоящими органами и им подконтрольны и подотчетны[5].
Их образование, структура, порядок деятельности регламентируются в основном нормами административного права.
Современная система федеральных органов исполнительной власти включает в себя органы одного и того же федерального уровня, которые дифференцированы по своему правовому положению на основе функционального назначения и принципу непосредственной подведомственности: или Президенту РФ, или Правительству РФ, а также федеральным министерствам. С учетом функционального назначения установлены их организационно-правовые формы. При этом определены понятия функций, возлагаемых на соответствующие органы.42 Исполнительно-распорядительные органы могут быть центральными и местными. Ведущее место в системе этих органов занимает правительство[6].
Место правительства в системе государственных органов связано с формой правления. В президентских республиках правительство создается внепарламенским путем и несет ответственность перед президентом. Правительство в президентской республике является не политическим, а техническим органом (кабинетом президента). В паламентарных монархиях и республиках правительства обладают значительными полномочиями, в том числе по контролю за деятельностью парламента, который в тоже время формирует или отправляет в отставку правительство (вотум недоверия). В президентских республиках, как правило, правительство возглавляет президент, должность премьер-министра отсутствует. В парламентарных странах существует и должность главы государства, который, однако, получает свой мандат от парламента или иного представительного органа и обладает ограниченными полномочиями. Систему органов исполнительной власти можно представить следующим образом:
- Президент РФ;
- Правительство РФ;
- федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
- территориальные органы федеральной исполнительной власти; - главы исполнительной власти субъектов РФ;
- правительства субъектов РФ;
- иные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Обобщая, необходимо отметить, что существует две основных формы осуществления исполнительной власти: монократическая и дуалистическая. Монократическая форма связана с концентрацией власти в одном лице (абсолютные монархии, суперпрезидентские республики), а дуалистическая связана с дуализмом власти: самостоятельным главой государства и независимым парламентом (парламентские монархии и республики). При монократической форме правительство является «кабинетом» главы государства, т.е. несамостоятельным органом власти. Основными признаками исполнительной власти являются: вторичный и производный характер; подзаконный характер исполнительной власти; универсальный и предметный характер исполнительной власти; структурированность исполнительной власти[7].
Среди основных признаков органов исполнительной власти необходимо отметить:
- их государственно-правовую природу;
- их деятельность осуществляется в соответствии с принципами – государственной и территориальной целостности РФ;
-верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории государства; на основе единства системы государственной власти и на основе функционального разделения властей;
- на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и др.;
- главной задачей органов исполнительной власти является право- исполнительная деятельность; в их организации и деятельности проявляется действие принципа подзаконности;
- их деятельность носит управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; - наличие организационной структуры, т.е. учреждение в органе исполнительной власти государственных должностей и образование в нем функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений и др.);
- осуществление нормотворческой деятельности, издание различных актов управления;
- нормативно-установленный порядок образования, формирования, реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти;
- наличие у каждого органа своего наименования;
- обладание каждым органом правами юридического лица; - финансирование за счет средств бюджета;
-юридическая ответственность органов и их должностных лиц в соответствии с законодательством.
Судебные и правоохранительные органы любого государства строятся в соответствии с законодательством, их роль, место, функции зависят от особенностей конкретного государства.
В тоже время им свойственно исполнение однородных функций. Конституция любого государства закрепляет вопросы организации судебной системы, конституционный статус судей, основные принципы осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов в большинстве государств запрещается. К числу общих принципов конституционного статуса судей относятся: назначаемость, несменяемость, независимость, неприкосновенность, судейская несовместимость должностей.
Основные принципы правосудия обычно включают в себя: доступность правосудия, гарантии подсудности (компетенции и компетентности суда), открытости (публичности) правосудия, устный характер судебного разбирательства, равенство сторон и состязательность, презумпцию невиновности, право обжалования судебного решения и др. В Российской Федерации все суды подразделяются на три подсистемы: суды общей юрисдикции (Верховный Суд, верховные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, районные, городские суды), конституционной юстиции (Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов не составляют единой системы), арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд, арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов).