Файл: Теория и практика разделения властей (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день проблемы организации и реализации государственной власти представляют большой интерес. Это связано с тем, что мировой опыт показывает нам, что важнейшим условием функционирования государственной власти является принцип разделения властей.
Российская Федерация как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления также признает принцип разделения властей и основывает на нем все строительство государственной власти. Конституция Российской Федерации предусматривает, что вся государственная власть в нашем государстве делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее время принцип разделения властей почти полностью определяет структуру всей государственной власти белорусского государства. Именно этот принцип полностью исключает произвол власти и ее органов, а монополизация власти устранена.
Цель этого исследования - охарактеризовать принцип разделения властей и его реализации в Российской Федерации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю принципа разделения властей;
- дать описание законодательной власти Российской Федерации;
- охарактеризовать исполнительную власть Российской Федерации;
- рассмотреть судебную власть Российской Федерации;
- рпределить проблемы принципа разделения властей в Российской Федерации.
Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения, которые развиваются в сфере принципа разделения властей в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы права Российской Федерации, регулирующие исполнительную, законодательную и судебную ветви власти.
Степень научной разработки проблемы. Обзор нормативной базы показывает, что в целом следует анализировать проблему разделения власти на законодательные, исполнительные и судебные полномочия в системе разделения ветвей власти Российской Федерации. Среди наиболее важных источников можно выделить Конституцию Российской Федерации.
По нашему мнению, дальнейшее совершенствование разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные полномочия в системе разделения ветвей власти Российской Федерации потребует разработки нормативно-правовой базы по направлениям.
Литературный обзор. Идея разделения властей была сформирована в 18 веке. На сегодняшний день в нашей стране сформировалась довольно полная система разделения властей, однако, на наш взгляд, более детальное совершенствование уже сформированной системы разделения властей недостаточно изучено. Тем не менее, стоит отметить работу некоторых авторов, которые проанализировали разделение властей: К. С. Бельский, Е.Ю. Эсев, Ю.М. Козлов, А. В. Ковалев, Н. Н. Ковтун, В. А. Лазарева, М.А. Лапина, А.Ф. Малый, Н. В Мишин, А.С. Сахаров, М.К. Свиридов, Г.Г. Черемных, В.Э. Чиркин, Д.В. Шумков и так далее.
Методологическая основа исследования состояла в применении как общих научных методов, так и специальных научных методов, разработанных правовой наукой. В курсовом исследовании применялись формальные логические методы исследования (индукция, дедукция, аналогия, синтез, сравнение, наблюдение, описание, классификация, систематизация), а также общий научный диалектический метод познания, а также формальные юридические, историко-правовые, сравнительный), что способствовало анализу указанной проблемы исследования.
Структура работы предопределена целями и задачами исследования и состоит из введения, основная часть состоит из глав, заключения и списка источников, используемых в работе.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Теория разделения властей является важнейшей политической и правовой доктриной и наиболее обсуждаемой в современной науке. У большинства ученых есть основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения государственной власти, которая возникла в связи с появлением первых государств, и принадлежит к выдающимся мыслителям древности - Платону, Аристотелю и Цицерону. Философы того времени занимались поиском лучшей, идеальной формы правления, поскольку в то время ни одна из существующих форм не была такой. Государство рассматривалось с точки зрения добра, а общественные (государственные) интересы полностью преобладали над личным, индивидуальным[1].
В своих работах великий мыслитель древней эпохи Платон указывает на принцип разделения труда в работе государственного аппарата[2].
Теория разделения властей является важнейшей политической и правовой доктриной и наиболее обсуждаемой в современной науке. У большинства ученых есть основания полагать, что разделение властей происходит от идеи ограничения государственной власти, которая возникла в связи с появлением первых государств, и принадлежит непосредственно выдающимся мыслителям древности - Платону[3], Аристотелю и Цицерону. Философы того времени искали лучшую, более идеальную форму правления, ввиду того, что в то время ни одна из существующих форм не была такой. Государство рассматривалось с точки зрения добра, а общественные (государственные) интересы полностью преобладали над личностью, индивидуальностью.
В работе «Законы» выделяется верховный монарх, функции которого включают надлежащее соблюдение объективно созданных законов (законы создаются не людьми, а обстоятельствами, которые предопределяют всю человеческую жизнь). Другой орган - это совет, призванный помочь высшему органу. Судебная власть представлена тремя судьями: по гражданским делам, одной инстанцией для уголовного суда и специальным судом за преступления, подлежащие смертной казни. А также предоставили полномочия на верховный надзор за всем государственным управлением - специальным защитным советом. Эти органы наделены особыми полномочиями с разной степенью автономности[4]. Следовательно, согласно Платону, модель идеального состояния - это разделение полномочий и компетенций государственных органов. Учение Платона о необходимости разделить власть в общественной работе в результате общего принципа разделения труда находит наиболее совершенную форму в трудах Аристотеля[5]. Он представлял формы политической структуры государства как сложное целое, состоящее из различных конкретных элементов: «законодательный орган», в который входили все свободные граждане; магистрат, которому поручено право командования; судебные органы, которые осуществляют правосудие.
По словам Аристотеля, законодательная власть компетентна не только устанавливать законы, но и назначать магистратов, решать вопросы внутренней и внешней политики и т.д. [6] Таким образом, он считал правильное сочетание элементов олигархии и демократии, освобождался только от недостатков этих форм власти, что, по его мнению, обеспечивает «примирение» богатых и бедных. Впоследствии учение о разделении государственной власти было отражено в трудах Полибия. Он считал, что лучшей политической формой власти является та, которая обеспечивает делимитацию компетенций и полномочий между консулом, сенатом и народным конгрессом. Эта форма поддерживает динамический баланс в отношениях между властями.
Учение о разделении государственной власти находит свое дальнейшее продолжение в работах древнеримского мыслителя Цицерона. Лучшая форма государства, по словам Цицерона, представляет собой смешанную форму правления, в которой власть в обществе должна быть очерчена между людьми, сенатом и магистратами. В то же время следует сказать, что Платон, Аристотель, Полибий и другие древние ученые в понятии разделения властей еще не вложили того смысла, который соответствовал бы современной концепции. Рассуждая о разделении полномочий, философы-ученые, в первую очередь, подразумевали принцип равного участия в правительстве всех заинтересованных сторон[7]. Но, тем не менее, согласно признанию современных конституционалистов, концепция разделения власти была заложена в древние времена этими учеными[8].
Установление феодальной системы вводит противоречивый характер в процессе формирования государственной власти. Феодалы борются против центральной политики королей и стремятся к созданию представительных институтов, которые наделены исключительными полномочиями по сбору налогов и сборов, а затем получают законодательные полномочия[9]. Так, например, Королевский совет был создан в Англии (1215 г.), а также в Штатах во Франции (1302 г.), которые были прототипами будущих парламентов. В результате формирования централизованных государств среди дворянства возрастает стремление к четкому разграничению полномочий государственной власти.
В период абсолютизма сфера проникновения государственной власти в общественную жизнь расширяется с целью установления централизованного управления, устранения гражданских беспорядков, что отвечает интересам средних классов общества - бюргеров. Характерно, что в средние века в результате неограниченного господства религии политические программы противостояния социальным слоям и институтам в какой-то мере были связаны с теологией. В течение этого периода происходит разделение властей на светскую власть и церковную власть. Главная задача - теоретическое обоснование приоритета церкви над светской властью, ограничение королевской власти в пользу католической церкви. Церковная власть стремится адаптировать аристотелизм к нуждам церкви и воспринимать ее в духе богословия[10].
Идеолог католицизма Фома Аквинский использовал аристотелевские идеи для создания своего учения о государстве[11]. Но, по его словам, разделение власти между царем и церковью является плодом Божьего творчества. Он выделяет законодательную власть как своеобразную и оригинальную, противопоставляя людей с королем и высокопоставленными чиновниками и утверждает, что законодательная власть должна принадлежать народу, составляющему приход церкви. По его мнению, люди не должны служить царю, а, наоборот, царь - это народ. В противном случае люди не только имеют право восстать против короля, но и должны это делать[12]. Мы разделяем мнение Д.В. Шумкова, что учения Фомы Аквинского по отношению к природе королевской власти согласуются с аргументами Цицерона, который считал «королевскую силу, похожей на отцовскую», потому что она заботится о предметах как о детях, с любовью, не приводя их в рабство[13].
Социально-политические взгляды М. Падуанского на разделение власти, построенные на научном наследии Аристотеля, основаны на владении законодательной властью народом[14]. По его мнению, люди имеют право строить монарха на троне и обладать всей властью. Помимо законодательной власти, М. Падуанский отличал исполнительную власть, а также выделял более, чем судебную.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Принцип разделения властей является одним из основополагающих принципов организации деятельности и функционирования каждого демократического и правового государства. Необходимость изучения нынешней ситуации в системе разделения властей в России определяется проблемами, связанными с практической подготовкой и реализацией нормативных правовых актов в нашей стране, политическими и правовыми отношениями между структурными подразделениями всех трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной. Статья 10 Конституции устанавливает независимость и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга[15]. Это основа и ценность конституционного строя нашей страны. Но наблюдается ли такая ситуация на практике в деятельности всех государственных органов? Мы считаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только начинается[16]. При разделении полномочий по горизонтали в современной России доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации[17]. Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, в состав которого входят Совет Федерации, в состав которого входят представители исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представители законодательных и представительных органов субъектов Российской Федерации находятся под их влиянием. В настоящее время большинство законопроектов готовится в стенах министерств, агентств и служб. Фактически, исполнительная власть формирует законы, которые должны соблюдаться. Но законы должны обладать высшей юридической силой, быть подготовленными и принятыми только законодательным (представительным) органом[18].