Файл: Основные функции в системе менеджмента (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как непростое социальное явление управление может быть охарактеризовано такими словами, как распорядительство, упорядочение, целесообразность и решение. Управление подвергается воздействию социально-психологических отношений и побуждений участников производства, и это оказывает влияние на общую структуру управленческих отношений, особенно в ходе формирования рабочих коллективов и взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Для наиболее верного понимания, что же такое управление, необходимо соблюдать единство таких явлений, как экономика, кибернетика, психология и социология, так как при любом управленческом действии обязаны быть едины целевые, экономические, информационные и волевые моменты. Однако, когда поднимается вопрос непосредственно об изучении управления, следует осуществить функциональное исследование, потому что непосредственно функции управления, которые показывают вариации трудовой деятельности и их взаимодействие, формируют предмет управления, а термин «Функционирование» определяется как деятельность системы управления.

Сегодня современная компания – это сложная система, включающая особые специализированные разновидности управленческой деятельности – функции в системе менеджмента.

Важную роль в развитии многих современных экономических субъектов играют функции менеджеров различного уровня системы управления. Их теоретическое исследование и практическая адаптация дают возможность улучшать многофункциональные обязанности менеджеров.

Эффективная управленческая деятельность субъекта хозяйствования в значительной мере зависит от глубины знания функций менеджмента и мастерства их использования в конкурентной борьбе на внешних и внутренних рынках. Чем ниже используемость функций в компаниях, тем чаще они разоряются, влияя отрицательно на окружающую их среду. Непосредственно по этой причине функции менеджмента считаются одним из самых важных объектов изучения, и для специалистов, и для современных практиков, которые используют достижения функций в процессе всей деятельности хозяйствующего субъекта.

В нынешнее время специалисты придерживаются разных суждений по проблеме о составе основных функций в системе менеджмента. Имеется множество классификаций функций, которые обязаны выполнять институты управления, для того чтобы оправдать собственное предназначение. И имеют право на существование только те классификации, которые помогают понять содержание процессов управления и сделать практические выводы относительно их улучшения.


Вопросы основных функций в системе менеджмента рассматриваются в работах Л.Е. Басовского, В.Р. Веснина, И.Н. Герчиковой, Э.М. Короткова, Н.Ю. Кругловой, Е.Л. Масловой, М.Х. Мескона, М.С. Санталовой, А.К. Семенова, И.Ю. Солдатовой, Ф.У. Тейлора, С.В. Титовой, О.Г. Тихомировой и ряда других ученых.

Однако характеризуя состояние изученности проблемы реализации основных функций в системе менеджмента на предприятиях, следует отметить, что анализ современной монографической и периодической литературы позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической и практической разработанности вопросов в данной области.

Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность теоретических и методических аспектов обусловили необходимость исследования основных функций в системе менеджмента, а практическая потребность в осуществлении такого рода исследований определили выбор темы данной работы.

Цель курсовой работы – исследовать теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента и провести анализ реализации этих функций на конкретном экономическом субъекте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Раскрыть понятие и сущность функций менеджмента, и их взаимосвязь в управленческом цикле.
  2. Изучить классификацию и содержание функций современного менеджера.
  3. Дать общую характеристику компании ООО «Жасмин».
  4. Провести анализ реализации основных функций менеджера в исследуемой фирме.
  5. Разработать рекомендации по улучшению основных функций менеджера в ООО «Жасмин».

Объектом исследования выступает ООО «Жасмин».

Предмет исследования – процесс реализации основных функций менеджера в экономическом субъекте.

В качестве методов исследования в работе использовались общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение, логический метод.

Научная новизна и практическая значимость исследования определяется его актуальностью и заключается в возможности применения разработанных мероприятий по улучшению основных функций менеджера не только исследуемого предприятия, а и других компаний, что имеет особое значение для стабильной деятельности организаций данного сектора в условиях современной экономики.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Понятие и сущность основных функций в системе менеджмента

Менеджмент – это не только наука, а и искусство управления. Управленческая наука предоставляет скорее общие ориентиры, нежели конкретные инструкции на каждый определенный акт управления. Реальное управление, в особенности оперативное – скорее искусство, нежели наука. Менеджеру нужны не только лишь знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

Менеджмент – это управление в социальных системах. Менеджмент – это процесс, который направлен на достижение целей экономического субъекта посредством упорядочения преобразования ресурсов в необходимый результат. Менеджмент – это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в производительную, целенаправленную и успешную группу [2, с. 1].

В словаре современного человека достаточно уверенно осел термин «менеджмент». Но далеко не каждый человек до конца осознает функции менеджмента и те главные цели и задачи, какие он призван выполнять.

Основная отличительная черта менеджмента в том, что он связан с разными интересами людей и взаимодействием между ними. Менеджмент как деятельность – это накопление эффективных практик и опыта управления компанией, в которой он регулярно находит свое развитие и усовершенствование [14, с. 138].

Содержание менеджмента обусловливается составом функций и процессов управления, которые осуществляются в экономическом субъекте.

Исходя из этого, содержание процесса менеджмента рассматривается в его функциях, под какими принято подразумевать состав общих задач менеджмента, что решаются при формировании и в ходе функционирования компании. Имеются в виду такие задачи менеджмента, содержание и состав которых в наименьшей степени зависят от специфики деятельности (назначения, отраслевой принадлежности, масштабов и т.п.) и составляют содержание любого процесса менеджмента. Разнообразие учреждений, их сложность и многообразие условий функционирования весьма усложняют любую попытку типизации процессов менеджмента ими и регламентации состава функций менеджмента.


Но для каждого современного экономического субъекта нужна систематизация функций менеджмента как средство дифференциации задач управления, закрепления их за отдельными исполнителями и специализации органов управления в компаниях [21, с. 140].

В понимании Э.М. Короткова, функция – это «работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели» [8, с. 96].

Схожую трактовку разделяет и А.Н. Петров: «Функция – это обязанность, круг деятельности, назначение, роль... Менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ – функций менеджмента» [12, с. 72].

Ф. Тейлор в своей работе «Научная организация труда» говорит, что «осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива, будь то патриархальная община или современная корпорация, требует управленческого регулирования в четырех его главных ипостасях: планирование, организация, руководство, контроль» [22, с. 113].

По мнению Н.Ю. Кругловой, функция – это «широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и других науках». Также автор подчеркивает, что «функции менеджмента представляют собой обособленные, относительно однородные направления управленческой деятельности, составляющие процесс менеджмента» [9, с. 45].

Не смотря на то, что данное определение функций менеджмента было сформулировано еще в довоенное время, эффективность их применения не вызывает сомнений и в наши дни. Особенно сейчас, в условиях российских реалий, в связи с наращением научного и технического потенциала страны необходимо создавать устойчивые системы, способные успешно функционировать в долгосрочной перспективе [25, с. 56].

И.Н. Герчикова называет функцией в менеджменте «особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект».

Автор пишет, что процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, которые осуществляются по определенной технологии, и которые направлены на достижение целей социально-экономической системы [7, с. 57].

Как отмечают М.С. Санталова и Ю.Р. Николаева, «функция менеджмента – это вид деятельности руководителя по воздействию на объекты управления. Именно функции составляют основу содержания управленческого труда» [18, с. 104].


Функция менеджмента отображает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечный результат управления – выработка управленческого воздействия, команды, приказа, которые нацелены на достижение установленной цели. Один сотрудник способен выполнять ряд функций, а ряд сотрудников могут осуществлять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия конкретного процесса управления, а система управления определенным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, которые связанны общим управленческим циклом [1, с. 115].

Непосредственно сам по себе цикл обозначает круговорот совокупности процессов и явлений в течение известного периода времени. Процесс управления также носит непрерывный, циклический характер в пространстве и времени. Его временные характеристики могут измеряться разной продолжительностью – от нескольких секунд до нескольких месяцев, в пространстве – от низших ступеней организационной иерархии до высших. Функциональными элементами управленческого цикла, что составляют его содержание, являются единицы управленческой деятельности – функции управления [21, с. 126].

Отдельно нужно выделить, что ни у российских, ни у иностранных ученых-теоретиков не сформировалось единого подхода у классификации функций управления.

Существуют разнообразные взгляды в теории менеджмента на виды и количество функций менеджмента. А. Файоль определил первые базовые функции менеджмента (планирование, организация, контроль, мотивация, координация), а Д. Адаир и Г. Десслер увеличили список этих функций [18, с. 104].

Классические функции менеджмента впервые сформулировал один из основателей научной теории менеджмента – Анри Файоль еще в 1916 году. Он выделил такие функции, как: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль.

В качестве важнейшей функции из данного ряда А. Файоль выделяет планирование. И объясняет он это тем, что активно развивающийся рынок нередко порождает потребность в тщательном прогнозировании изменений, в предвидении рисков и угроз. На основе многостороннего исследования успешный руководитель формирует базу с целью дальнейшего развития, создает стратегию развития и главные шаги по достижению эффекта.

За минувшее столетие теория А. Файоля подверглась множественным попыткам изменения и улучшения, что приводило к возникновению новых предлагаемых функций управления, либо к замене одних функций другими. Число функций колеблется от трех (Ч. Бернард) до сорока пяти (М.П. Разу) [23, с. 46].