Файл: Теория государства и права (Государственное управление как социальное и системное явление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) государственное управление способно достигать целей и задач, ставящихся перед ним, только при условии проведения в жизнь присущих ему функций и наличия надлежащего контроля за их неукоснительным исполнением;

7) государственное управление, имея свои специфические черты, существенно отличается от иных видов регламентации общественных отношений, что требует их учета, развития и совершенствования. Зарубежная управленческая практика свидетельствует о том, что отдельные элементы, составные части системы социально-управленческой деятельности различных зарубежных государств, как-то Франции, Германии, Китая, Италии, могут быть использованы в отечественном управлении, конечно с учетом российской специфики;

8) эффективность, конкретность и действенность механизма организации и осуществления государственного управления возможны только при наличии специализированных центров, постоянно действующих семинаров, в которых государственные служащие, особенно руководители различных ведомств, служб, комиссий осваивали бы методику управления коллективами.

Содержание системы государственного управления – это изучение важнейших функций государства как института управления обществом, закономерностей и принципов их реализации, научное обоснование государственной политики, изучение складывающихся в процессе деятельности государства и органов государственного управления политико-правовых и социальных отношений.

К системе государственного управления относятся только органы государственной власти и местного самоуправления.

Предметная область государственного управления – право, управление, социология и политология.

Цели и содержание государственного управления зависят от состояния и структуры управляемых процессов, от места и роли государства в обществе.

Общественная обусловленность государственного управления определяется общественными потребностями в управлении, отражающими, в свою очередь, различные материальные и духовные потребности населения.

Целевая направленность означает рациональную постановку целей, соответствующих имеющимся ресурсам, обеспечивающих максимальные желаемые результаты при минимальных затратах ресурсов, прежде всего налогоплательщиков.

Специфика государственного управления.

Определяющее влияние на характер действий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство. В основе природы государства лежит верховная власть, дающая основания для легитимного господства одних людей над другими.


Специфическим свойством государственного управления является его распространенность на все общество.

Государственное управление в обязательном порядке обладает свойством системности. Только наличие системности придает государству необходимую согласованность, субординацию, координацию, определенную целеустремленность, рациональность и эффективность.

Для государственного управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. Следует выделить три логические схемы, посредством которых раскрываются различные аспекты системности государственного управления:

Взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с общественной системой.

Определяющей доминантой элементов государственного управления является его общественно-политическая природа.

Государственное управление – это явление субъективное.

Системное «видение» государственного управления предполагает четкое усвоение той истины, что среди его элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую-либо управленческую задачу.

1.2.Механизм государственного управления

Механизм государственного управления - это целенаправленная пространственно-временная структурно-упорядоченная и последовательная деятельность органов государственного управления по воздействию на объект управления и приданию ему заданного состояния.

Одно методологическое, но принципиальное уточнение: понятия «государственный механизм управления» и «механизм государственного управления» не тождественны. Первое понятие относится к управлению государством, где государство само выступает объектом управления со стороны политико-социально организованного общества (граждан, населения страны), т. е. со стороны существующих в обществе политических и социальных структур, которые выступают здесь субъектом управления. Второе понятие прямо связано с государственным управлением как конституционным правомочным действием государственной власти в лице ее конкретных институтов.

В смешении или олицетворении смыслового и содержательного значения двух базисных понятий «управление государством» и «государственное управление» кроется серьезная методологическая ошибка. Пока эти понятия не будут содержательно разведены, нельзя будет исключить возможность, что при определенных обстоятельствах государственное управление в лице его руководящей бюрократии не станет над политико-социальной организацией общества, т. е. над государством, так как «государство как публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества... это само общество».


Рассмотрим ряд общих свойств механизма государственного управления.

Прежде всего, в отношении данного понятия можно говорить о его статичности (выклю-ченности) или его «холостой» работе, понимая под этим, что в результате его бездействия или даже формального действия не достигается целевая и/или ценностная установка управления. И, наоборот, о его динамичности (включенности, реальном действии), если в итоге его функционирования достигается нужный результат (или, по крайне мере, весьма близкий к цели и/или ценностноустановленному).

Механизм государственного управления можно представить, как набор определенных институциональных и технологических системно взаимосвязанных в своем действии компонентов, относящихся к государственному управлению. Выработанные теоретической и нормативной мыслью общепринятые управленческие понятия, такие как цели, функции, структура, формы, методы, процедуры, решения, технологии и т. д. и т. п. - это еще не сам механизм управления. «Проблема чаще всего заключается в конструировании из них логически обоснованных систем, в которых они были бы связаны в виде работающего на практику целостного механизма. Как детали еще не механизм (не машина), так и отдельные элементы и взаимосвязи - еще не система государственного управления или иного вида управления».

Следует также зафиксировать тот факт, что механизм государственного управления состоит из двух взаимосвязанных структур. Одна представляет собой людей, работающих в органах государственного управления, обладающих государственным статусом (депутаты законодательных государственных органов, судьи, государственные служащие в органах государственного управления и т. п.). Другая - неодушевленная, это совокупность институциональных, нормативно-правовых, организационных, технологических, технических и других элементов, необходимых для функционирования механизма государственного управления. Механизм государственного управления всегда является некоей комбинацией, инвариантом сочетания элементов этих двух подсистем.

Действие механизма государственного управления может быть направлено как на функционирование самих органов власти (например, реализацию административной реформы, осуществление изменений в деятельности нижестоящих органов управления под воздействием вышестоящих), так и непосредственно на объект управления. Иначе говоря, речь идет о так называемом внутреннем и внешнем аспекте действия механизма государственного управления. В обоих случаях, в конечном счете, механизм государственного управления призван определенным образом повлиять на поведение людей. В первом случае находящихся в органах государственного управления государственных служащих, а во втором - являющихся представителями объекта управления, например, хозяйствующими субъектами.


Важной особенностью процесса функционирования механизма государственного управления носит упорядоченный характер, как в пространстве, так и во времени. Здесь уместно говорить о структурно-функциональном и технологическом устройстве механизма управления.

Действие механизма государственного управления невозможно без наличия соответствующих ресурсов. К основным видам ресурсов относятся: властные (административные), человеческие, правовые, финансовые, организационные, технические, имущественные и иные виды ресурсов.

Важным обстоятельством является также то, что в реальной практике государственного управления всегда наличествует огромное множество целей, подцелей и конкретных задач управления, которым должны соответствовать и свои модели (варианты) механизмов государственного управления. И в этом огромная сложность в теоретическом осмыслении и практическом применении концепта механизма государственного управления. Надо суметь из отдельных компонентов государственного управления «собрать» под конкретный объект управления, а также цели и проблемы в нем, соответствующий механизм государственного управления и запустить его в работу.

Определенную сложность на «конструирование» механизма государственного управления накладывает вертикально-горизонтальное построение органов государственного управления. То есть разработка и реализация управляющего воздействия одних органов государственного управления на другие как по вертикальному (иерархическому), так и по горизонтальному (межведомственному) направлению государственного устройства, а, возможно, и в комбинации этих управляющих воздействий осуществляется одновременно или параллельно с организацией управляющего воздействия этих органов непосредственно на объект управления, в том числе на социум.

И, наконец, это предназначение механизма государственного управления, которое проявляется в его реальном внешнем воздействии на объект управления и получения в конечном итоге его заданного состояния (поведения, свойства, характеристик, показателей и т. д.). Следует понимать, что «реальность, действительность, «бытие» управления проявляется только исключительно в управляющих воздействиях на соответствующие процессы». Принципиально важно, чтобы осуществляемое механизмом государственного управления воздействие было непременно осуществлено: доведено и внедрено в организацию и функционирование объекта управления и выразилось в соответствующем поведении людей и в заданном состоянии самого объекта управления.


1.3.Субъекты и объекты государственного управления

Государство – это форма общества. Оно тесно связано с системой общественных отношений и с формами общественного сознания. Государство юридическим способом объединяет людей, используя институт гражданства.

Государство выражает общие для всех интегрированные потребности и интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.

Государство осуществляет национальные интересы. Через структуру государства закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательную деятельность и принуждение на осуществление всеобщей воли.

Государство решает проблемы, связанные с выявлением всеобщей воли.

Для обеспечения своих целей государство создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей с соответствующими средствами, профессионально занятых выявлением общих потребностей, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.

Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами.

Субъектами государственного управления выступают властные структуры – органы законодательной, исполнительной и судебной федеральной и региональной власти, которые законом и другими нормативными актами наделены властными полномочиями по управлению общественными отношениями.

При этом властное воздействие объективно вызывает ответную реакцию, возникает обратная связь между управляемым и управляющим. Такая связь может характеризоваться, как пассивная, например, исполнение возложенной законом налоговой обязанности, соблюдение уголовно-правовых запретов, или как активная, в частности, участие в референдуме, создание общественной организации, в том числе политической партии, и др. Результат властного воздействия находит отражение в состоянии общественных отношений, что позволяет проводить оценку эффективности такого воздействия, и его корректировку.

Контроль эффективности управленческого воздействия в демократическом государстве должен происходить как со стороны государственных органов, так и со стороны населения, оценка ее достоверности и ее анализ позволяют определить изменения в поведении субъекта и сделать вывод. Управленческая деятельность государственных органов строго регламентирована законом и другими нормативными актами. К числу сущностных характеристик государственных органов как субъектов управления общественными процессами относятся следующие: государственный орган как субъект управленческого воздействия является одновременно инструментом, обеспечивающим реализацию волеизъявления населения или определенной его части; государственный орган как субъект управленческого воздействия выступает элементом механизма государственного управления, на которого возложены конкретные функции, т.е. он выполняет специальную задачу, обеспечивая во взаимодействии с остальными органам власти эффективное государственное управление; государственный орган как часть системы государственного управления обладает всеми присущими ей свойствами, разделяет общие цели и задачи, а также принципы ее функционирования.