Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
Вместе с тем наряду с характерологическими свойствами есть и другие особенности личности, которые обеспечивают процесс профессионального самоопределения. Одной из таких особенностей является уровень сформированности системы осознанной психической саморегуляции деятельности.
Согласно имеющимся данным, индивидуально-типологические особенности осознанной психической саморегуляции связаны с определенным комплексом личностных качеств, достаточно ярко проявляющимся в процессе деятельности. Так, например, некоторые субъекты на всех этапах выполнения деятельности обнаруживают: целеустремленность, собранность; развитый самоконтроль; способность адекватно задаче оценивать внешние условия выполнения деятельности, то есть оптимально использовать или даже целенаправленно создавать одни условия, избегать или уменьшать влияние других; проводить активный поиск информации, необходимой для успешного осуществления деятельности; уверенность в своих личных качествах, знаниях и навыках, а также умение, в случае необходимости, мобилизоваться на достижение поставленной цели. Другими словами, эти люди на всех этапах деятельности проявляют весь тот комплекс, который был обозначен как «эффективная самостоятельность».
У других субъектов подобный комплекс эффективной самостоятельности развит слабо, вследствие чего для сколько-нибудь успешного осуществления деятельности им приходится прибегать к внешней помощи. Так, например, часто можно наблюдать, как человек не может сам определить правильность выбранного им способа действий или оценить значимость того или иного фактора, влияющего на успешность деятельности, не умеет сам критически проанализировать полученные результаты и т.д., поэтому ему приходится постоянно обращаться за помощью к более компетентным лицам.
В реальной жизни люди, обладающие комплексом качеств, объединенных в понятие «эффективная самостоятельность», могут быть выделены в типологическую группу «автономных», а противоположные им — «зависимых» в способах осуществления осознанной саморегуляции деятельности.
Критериями профессионального самоопределения личности выступают, прежде всего, обоснованный выбор конкретной сферы труда и осознание своего места в жизни. В то же время осознанный подход личности к выбору профессии и стабильность этого выбора будут зависеть от степени сформированности личностных качеств, входящих в описанный выше комплекс эффективной самостоятельности, таких, как целеустремленность, уверенность в себе, в своих знаниях, умениях; развитый самоконтроль и др.
Следовательно, на процесс профессионального самоопределения будет оказывать влияние, с одной стороны, развитость профессиональных склонностей, позиций и представлений личности, сознательное усвоение знаний о мире труда и осознание последствий выбора конкретной профессии, а с другой стороны, уровень сформированности осознанной психической саморегуляции и особенности ее функционирования, выступающие как фактор оптимизации и стабилизации процесса профессионального самоопределения на всех его этапах.
Содержательной характеристикой профессионального самоопределения является процесс формирования положительного отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Следовательно, «образ Я» профессионала, а также его самооценку, как компонент профессионального самосознания, можно рассматривать как объективный показатель динамики профессионального самоопределения личности (Г.В. Акопов, Л.А. Анцыферова, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, П.Г. Щедровицкий и др.).
В процессе профессионального становления личности изменяется место «образа Я» профессионала в общей «Я-концепции», а проблема их соотнесения связана с ролью профессионального самоопределения в жизненном самоопределении. Выявленное противоречие между представлениями личности об идеальном профессионале и о себе разрешается путем формирования «образа Я» как субъекта предполагаемой профессиональной деятельности, который, накладываясь на первоначальные представления личности о себе, значительно изменяет или полностью заменяет их.
Отмечено, что только при достижении адекватного, правильного самоопределения, может происходить дальнейшая самореализация личности (С.В. Кондратьева, Л.А. Коростылев, В.Т. Кудрявцев, Е.Ю. Пряжникова, В.М. Русалов, В.Ю. Шегурова и др.).
Формирование профессионального самосознания связано с развитием «Я-концепции», представлении об идеальном и анти-идеальном профессионале и адекватных критериев профессиональной самооценки, ведущей к удовлетворенности профессией.
К важнейшим характеристикам личности, влияющим на профессиональное самоопределение, относятся направленность и активность личности.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельности личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленность личности человека.
Профессия в юношеском возрасте, как правило, выбирается с какой-либо целью. И, в зависимости от этого, у него на первый план будут выходить разные мотивы. При этом мотивы юношей и девушек в процессе профессионального выбора являются в полной мере осознанными, что отличает их от мотивов любой другой деятельности.
В ряде случаев выходу на первый план тех или иных мотивов при выборе профессии будут способствовать личностные интересы, поскольку интересы будут охватывать познавательную сторону профессионального самоопределения. Это связано с тем, что интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Так, в процессе профессионального самоопределения на основе интересов получает знания в будущее профессии, более глубоко изучает предметы, являющиеся основой для будущей профессиональной деятельности. Можно сказать, что о развитии профессиональных интересов свидетельствует активная познавательная деятельность в связи с интересующей профессией.
Интересы – это важная сторона мотивации деятельности личности. Но не единственная. Кроме интересов в процессе выбора профессии принимают участие убеждения и установки, которые находят свое отражение не только в профессиональном самоопределении, но и при осуществлении деятельности в выбранной профессии.
В процессе профессионального самоопределения у подростков формируется образ «Я», в который включается представление о себе как о будущем профессионале. В этом случае он выступает как установка по отношению к самому себе. Это связано с тем, что подросток осознает себя, свои потребности по отношению к профессии; каким он должен стать, чтобы достичь успеха в выбранной деятельности и каким он желал бы стать. На этой основе у подростка начинает формироваться профессиональное самосознание. Важнейшими аспектами профессионального самосознания является самооценка и уровень притязаний. При профессиональном самоопределении неизбежно происходит оценка своих качеств юношей и девушек, среди которых определяются наиболее и наименее значимые для будущей профессии.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, который также, как и самооценка в значительной мере влияет на профессиональный выбор. Уровень притязаний включает оценку объективных возможностей овладения профессий. При этом учитываются способности и склонности к различным видам труда. Кроме того, на него влияет часто не осознаваемый самим субъектом уровень требований, предъявляемый им к профессии. В юношеском возрасте часто уровень притязаний завышен.
Выводы по первой главе.
Таким образом, мотивы, интересы, установки и другие свойства личности, характеризующие ее отношение к тем или иным видам деятельности, образуют профессиональную направленность. Профессиональная направленность – это сложная черта личности, отличающаяся не только положительным отношениям к определенным профессиям, но и активным желанием трудиться в той или иной профессии.
Проявление активности в процессе профессионального самоопределения связано, прежде всего, с такими составляющими профессиональной направленности, как мотивы выбора профессии и потребности, которые буду удовлетворены в ходе деятельности в ней.
В процессе профессионального самоопределения юношей и девушек необходимо учитывать возможности овладения той или ной профессией. К ним относятся: индивидуальные особенности мышления, способности, темперамент и характер.
Яркий отпечаток на выбор профессии накладывает темперамент, поскольку свойства нервной деятельности воздействуют на уровень трудоспособности и активности личности, ее способности приспосабливаться к изменяющейся среде, особенности ее социальных контактов и коммуникативности, характер эмоционального тонуса и динамики деятельности. Поэтому юноши и девушки выбирают профессии, которые, в большинстве случаев, отвечают типу функционирования нервной системы.
Также при выборе профессии существенную роль играет характер. Часто юноши и девушки, выбирая профессию, руководствуются тем, насколько будущая профессия будет соответствовать их характерологическим проявления.
Важнейшим комплексным характерологическим проявлением является индивидуальный стиль деятельности, складывающийся из проявлений в деятельности темперамента, характера и способностей.
Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществления данной деятельности. Используя свой стиль, индивид может успешно приспособиться к условиям и требованиям деятельности независимо от своего темперамента. Преобладающий нервный тип, если он препятствует хорошему выполнению деятельности, как бы обрастает компенсационными механизмами, иной группой свойств деятельности, что обусловливает успех.
Таким образом, к индивидуально-психологическим особенностям, влияющим на профессиональное самоопределение, относятся составляющие направленности личности старшего школьника, образующие профессиональную направленность. Особое место среди компонентов направленности личности отводится образу «Я» как структуре, формирующей мотивацию к профессиональной деятельности. Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет активность личности, проявляющаяся в характерологических свойствах, главным из которых является индивидуальный стиль деятельности.
ГЛАВА 2
Исследование влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
2.1 Организация и методы исследования
Целью исследовательской работы является изучение влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Задачи эмпирического исследования следующие:
- Подобрать базу, выборку и методики исследования.
- Изучить развитие личностных качеств в юношеском возрасте.
- Изучить профессиональное самоопределение юношей.
- Изучить влияние личностных качеств на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
- Разработать рекомендации по совершенствованию процесса профессионального самоопределения юношей.
В исследовании принимали участие двое школьников старших классов: это мой брат шестнадцати лет, и его одноклассник. Оба юноши учащиеся 10 класса.
Методами исследования послужили:
- Теоретический метод (анализ, систематизация и обобщение научной литературы).
- Эмпирический метод (тестирование, опрос, шкалирование).
- Метод математической обработки данных (корреляционный анализ Пирсона, критерий Краскела-Уоллиса).
В исследовании применялись следующие методики:
- Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда (модификация А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова).
- Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка)
В 1966 г. Дж. Голланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и
созданная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом. Дж. Голланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации – Дж.Голланд выделил шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предприимчивый и художественный. Каждый из этих типов личности ориентирован на определенную профессиональную среду: