Файл: Принципы эффективного контроля деятельности предприятия (Контроль деятельности предприятия как важная составляющая управленческого процесса).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функция контроля в управленческом процессе
1.1 Контроль деятельности предприятия как важная составляющая управленческого процесса
1.2 Контролирующая функция менеджера
Глава 2. Характеристика объекта исследования
2.1 Общая характеристика организации «Mary Kay»
2.2 Функция контроля в деятельности Mary Kay
Глава 3. Исследование проблемы и предложения по решению проблемы
3.1 Исследование проблемы контроля в деятельности ЗАО «Mary Kay»
Деятельность компании, безусловно, результативна. В подтверждение этому можно представить такой факт, как признание государством компании «Mary Kay» «Лучшей компанией года 2008». Премия учреждена по инициативе членов Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству и Фондом содействия развитию предпринимательства. Отбор номинантов Ежегодной международной премии «Лучшая компания года» осуществлялся на основании аналитического исследования, проводимого подкомитетом по развитию государственно-частного партнёрства комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, Фондом содействия развитию предпринимательства на основании данных Росстата, справочника Администрации Президента Российской Федерации,
рейтинговых агентств и других источников информации. Тем самым, государство отметило значительный вклад компании в устойчивый рост российской экономики, а также успешную работу, устойчивое положение на рынке и интенсивное развитие. В 2007 году «Mary Kay» завоевала заслуженную награду – «Бренд года», став победителем наравне c такими брендами как «Olay Regenerist», «Clean & Clear», «Roc и Diadem». Полученная награда является признанием достижений американской компании на российском рынке.
Основательницу Компании Мэри Кэй Эш называли живой легендой, а она отвечала, что она «обыкновенная женщина, просто обладающая необыкновенной решимостью». Именно благодаря ее примеру вот уже почти 55 лет женщины всего мира имеют возможность учиться и развиваться, реализовывать свои способности, строить успешный надежный бизнес, позволяющий сохранить в балансе и гармонии семейные ценности и карьерный рост.
Таким образом, «Mary Kay» - одна из ведущих косметических компаний на мировом рынке. Число ее сотрудников по всему миру превышает 5000 человек, а Независимых консультантов – 3 млн. человек. Однако, несмотря на свой масштаб, компания не теряет сердечности, которую заложила в нее ее основательница – Мэри Кэй Эш, продолжая изменять к лучшей жизни женщин во всем мире. Компания находится в стадии развития жизненного цикла (рис.2), что обусловливают растущая прибыль и количество постоянных клиентов, рост производства, стабильность внешних связей и внутренних взаимодействий. Количество филиалов постоянно увеличивается, таким образом, происходит разукрупнение компании. Также идет модернизация технологии производства продукции, улучшается её качество.
2.2 Функция контроля в деятельности Mary Kay
По степени воздействия на организацию внешние факторы делятся на две группы: отдаленного или косвенного воздействия (макросфера) и непосредственного, т.е. прямого влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы (микросфера).
Проведем анализ внешней среды организации. Основное назначение такого анализа – выяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для организации в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы. Внешняя среда организации представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного его контроля и могут оказать влияние на его стратегию.
В отношении экологического фактора, организация является противником тестирования продукции на животных. Поставщики у компании отсутствуют, она сама занимается производством сырья для дальнейшего изготовления продукции. Политический фактор изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику. Политический фактор микросферы можно отметить тем, что компания «Mary Kay» в Америке занимает лидирующие позиции по вкладам в научные разработки. Экономический фактор позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для организации это является важнейшим условием деловой активности. Изучение социально-культурного фактора внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильности, активности потребителей и др. Анализ технологического фактора позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. В микросфере это отражается во взаимоотношениях организации с клиентами – компания «Mary Kay» учитывает пожелания клиентов и не теряет их доверия на протяжении 55 (!) лет. Общественность оказывает прогрессивное влияние, благодаря которому компания постоянно улучшает качество продукции, а также занимается организацией благотворительных мероприятий.
«Mary Kay» - это бренд №1 в Америке, а в России удостаивалась награды «Наилучшая марка» года. Компания не нуждается в рекламе, ее реклама – это проведение мастер-классов.
Фирма может отслеживать деятельность своих конкурентов. Рассматриваемая компания ограничивается лишь изучением цен на аналогичную продукцию других фирм. В микросфере фактор конкуренции является стимулом для поддержания и модернизации качества продукции, и ее мирового уровня.
Дадим сравнительную характеристику «Mary Kay Incorporated» и двух конкурирующих с ним компаний. Результаты представлены в таблице ниже:
Таблица 1
Сравнительная характеристика ЗАО «Mary Kay» и конкурирующих компаний.
№ п/п |
Показатели |
Наименование конкурента |
||
«Mary Kay» |
«Yves Saint Laurent» |
«Lancome» |
||
1 |
Качество продукции |
3 |
2 |
2 |
2 |
Качество обслуживания |
3 |
1 |
1 |
3 |
Ценовая политика |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нововведения |
3 |
2 |
1 |
5 |
Доля рынка |
3 |
2 |
1 |
6 |
Имидж фирмы |
3 |
3 |
3 |
7 |
Перспективы развития |
3 |
2 |
2 |
Средний балл |
2,7 |
2,0 |
1,85 |
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
По многим показателям, таким как качество продукции, занятость доли рынка, имидж фирмы и перспективы развития - компания «Mary Kay» не уступает другим мировым брендам, а по некоторым (качество обслуживания, нововведения) - даже значительно превосходит их.
У такой большой компании контроль не может быть идеальным. Существуют определенные проблемы в этой сфере. Представленная ранее организационная структура достаточно громоздка и поэтому не дает возможности грамотно контролировать результаты работы подразделений. Некоторые звенья структуры дублируют друг друга (отдел по связям с общественностью, рекламный отдел, аналитики, логистики, пресс-секретарь, аналитик бухгалтерии). В то же время имеются пробелы по целым направлениям. Так в компании нет специалистов, занимающихся исключением утечки информации и специалистов, занимающихся так называемыми вопросами «экономического шпионажа».
Таким образом, контроль нужен для того, чтобы отслеживать процесс достижения желаемого результата и, чем больше отлажена функция контроля на предприятии, тем продуктивнее будет его деятельность. Следовательно, для более совершенной деятельности компании, в ней, в ущерб некоторым звеньям, требуется создать что-то подобное «советскому» ОТК – отдел технического (в данном случае психологического, экономического, юридического и т. д.) контроля, что позволит ликвидировать выше обозначенные проблемы.
Глава 3. Исследование проблемы и предложения по решению проблемы
3.1 Исследование проблемы контроля в деятельности ЗАО «Mary Kay»
Для исследования проблем были выбраны такие методы, как статистический, т.е. метод анализа статистических данных, и метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Цель опроса – выявить наиболее важные проблемы контроля в компании ЗАО «Mary Kay».
Опрос проводился среди 10 человек штата сотрудников ООО «Конверсия» и 10 консультантов «Mary Kay». ООО «Конверсия» - это автотехцентр, в котором работают как мужчины, так и женщины, предприятие, осуществляющее ремонт автомобилей и оказывающее услуги по автосервису (мойка, реализация автозапчастей, покупка и продажа новых и подержанных автомобилей), относительно далекое от области косметического производства. ООО «Конверсия» является срезом среднестатистических слоев населения. Опрос среди сотрудников ООО «Конверсия» проводился с целью выявить известность и популярность ЗАО «Mary Kay».
Консультанты «Mary Kay» - это девушки и женщины, хорошо ориентирующиеся в сфере косметической деятельности, знающие продукцию, услуги и принципы компании «Mary Kay».
Штат ООО «Конверсия» отвечал на следующие вопросы:
1. Знакомы ли вы с компанией «Mary Kay»?
2. Пользуетесь ли вы продукцией компании «Mary Kay»?
3. Хотели бы вы работать в компании «Mary Kay»?
Консультантам «Mary Kay» были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы генерального директора «Mary Kay»?
2. Назовите ближайшего конкурента компании «Mary Kay».
3. Хотели бы вы работать в другом филиале «Mary Kay»?
Далее представлены результаты опроса:
ООО «Конверсия»:
На первый вопрос ответила следующим образом: 5 человек из 10 знакомы с компанией, 3 - нет и 2 – слышали о ней.
Второй вопрос выявил, что пользуются продукцией компании 3 человека, остальные 7 – нет.
На третий вопрос положительно ответил только один человек, остальные 9 не хотели бы работать в компании «Mary Kay».
Консультанты «Mary Kay»
На первый вопрос ответили таким образом: 4 из 10 знают генерального директора, остальные 6 затруднились назвать его имя.
Ближайшего конкурента смогли назвать только 3 человека, остальные 7 не смогли выявить определенного конкурента.
В другом филиале хотят работать 2 человека, остальных устраивает Российский филиал.
В результате опроса были выявлены наиболее важные проблемы контроля. Поскольку многие из опрошенных не знали о компании и не захотели в ней работать, после того, как получили краткую информацию о ее деятельности, то это подтверждает проблему контроля отдела по связям с общественностью и отдела рекламы. Работа по распространению бренда «Mary Kay» проводится как внутри компании, так и за ее пределами достаточно пассивно. Этот факт подтверждается и тем, что большинство консультантов «Mary Kay» не смогли назвать своего генерального директора, а также ближайшего конкурента.
Статистическим методом была выявлена проблема утечки информации. Компания не только не сохраняет в секрете ингредиенты своих косметических средств, но и распространяет их среди клиентов, в числе которых может оказаться и конкурентный «шпион».
Таким образом, главные проблемы контроля в компании выявлены и подтверждены различными методами исследования. Представленные методы (статистический и метод опроса) являются наиболее объективными.
3.2 Предложения и рекомендации по решению проблем
Для того, чтобы решить выявленные проблемы – контроля рекламы и утечки информации, необходимо принять ряд решений и нововведений. Во-первых, пересмотреть саму структуру компании: отдел рекламы и отдел по связям с общественностью должны объединиться и напрямую быть связанным с генеральным директором, что придаст процессу большую эффективность и координированность действий, значительно усилит контроль над исполнением принимаемых решений и реализацией проектов.
Кроме того, необходимо ввести ставку специалиста «по безопасности», в должностные обязанности которого будет прописана и борьба с экономическим шпионажем. Также необходимо больше работать с потенциальными потребителями продукции через электронные и печатные СМИ, информировать о новинках и различных акциях, которые проводятся компанией «Mary Kay», не забывая при этом основное правило деятельности компании – «общение лицом к лицу», т. е. массовая работа мастер-классов.