Файл: Понятие и виды источников права (Основные понятия источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сведение круга источников права к одним лишь нормативным правовым актом, как считает В.А. Белов, было не правильным, т.к. должны присутствовать как нормативные правовые акты, так и ненормативные. «Акты ненормативного (индивидуального) свойства также являются правовыми в том смысле, что они регламентируют общественные отношения и обеспечиваются в своем осуществлении силой государственного принуждения». Такие индивидуальные правовые акты относятся к определенному или неизменному кругу лиц. Это большинство административных актов, судебных актов и договоров. А также, уже подвергающиеся изменениям в зависимости от момента времени, правовые акты такого рода, как, например, устав юридического лица корпоративной формы организации: «он обязателен только для членов (участников) корпорации, круг которых, однако, никогда не остается стабильным».

Таким образом, нормативно правовой акт – это принятый в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, правила поведения, направленные на урегулирование общественных отношений.[6]

Остальные индивидуальные акты отличаются от вышеуказанных ориентированностью на однократные действия и относятся к определенным субъектам и конкретным обстоятельствам места и времени.

В.А. Микрюков выделяет три основных источника: нормативные акты, нормативные договоры и обычаи. Самую объемную и главную часть источников любого права составляют нормативные акты и нормативные договоры. Классифицируются данные правовые акты по значимости и юридической силе.

В первую очередь – это Конституция РФ; во 2-ю - кодексы РФ и принятые в соответствии с ними иные федеральных законы, регулирующие соответствующие правоотношения (гражданские, административные, семейные и др.); в 3-ю - иные акты, содержащие нормы права:

- указы Президента РФ, которые не должны противоречить кодексам РФ и иным законам;

- постановления Правительства РФ, принимаемые на основе и во исполнение кодексов РФ и других законов, а также указов Президента РФ;

- акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Обладающими высшей юридической силой, считаются акты, которые стоят над нормами российского законодательства, и выступают как бы критериями их содержательной поверки. То есть являются способом урегулирования общественных отношений, если нормы законодательства не разрешают или разрешают иначе правовые вопросы. К числу данных актов относят: общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией; Конституция РФ; Законы РФ о поправках к Конституции РФ; федеральные конституционные законы.


Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ[7]: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Это значит, что Конституция РФ является основополагающим и высшим по юридической силе нормативно-правовым актом. Конституция РФ является для законотворческой деятельности основополагающим актом прямого действия. Другие нормативные акты не должны противоречить Конституции РФ, в противном случае, такой акт должен быть отменен Конституционным Судом РФ и не должен применяться вообще.

Например, Конституция РФ содержит фундаментальные положения для гражданского законодательства. Б.М. Гонгало относит к таким: «право частной собственности, которое занимает одно из главных мест в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений»[8]. Такое значение придается частной собственности, потому что без нее не может быть ни демократии, ни гражданского общества, ни экономической свободы. Ведь собственник заинтересован в правовой защите своих интересов в возникающих гражданско-правовых отношениях.

Составной частью правовой системы Российской Федерации системы, согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, являются общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Международные правила действуют, если законом РФ предусмотрены иные правила. Это значит, что указанные правовое акты являются стандартом и приоритетом для российского законодательства.

Однако в Конституции РФ не содержится определения понятий общепризнанных принципов и норм международного права и не называется их источников. В ней также нет прямых указаний на методы их выявления и способы установления содержания. Определение данным понятиям дает суд. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[9] дано легальное определение общепризнанным принципам международного права как основополагающим императивным нормам.

Итак, общепризнанные принципы международного права – это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.


Общепризнанная норма международного права – это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом, в качестве юридически обязательного.[10]

Содержание указанных принципов и норм международного права раскрывается в документах ООН и ее специализированных учреждениях. Например, в Уставе ООН[11] они занимают основное положение в иерархии международным норм. Другие документы, содержащие международные нормы гражданского права, такие как: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров[12]; Конвенция ООН по охране промышленной собственности[13]; Конвенция ООН против коррупции[14]; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН[15] и др.

Также особое место в иерархии нормативно-правовых актов имеют федеральные конституционные законы. Они обладают повышенной юридической силой по сравнению с обычными федеральными законами. Примерами таких конституционных законов могут служить: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»[16]; Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[17]; Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»[18] и др.

Ниже ступень иерархии нормативно-правовых занимают кодексы РФ и принятых в соответствии с ними федеральные законы РФ.

Иные акты, содержащие нормы права в системе источников – это подзаконные нормативные акты, отнесенные к компетенции органов, регулирующих те или иные вопросы. Например, это: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Кроме указанной вертикальной иерархии нормативных актов существует и горизонтальная (второстепенная). Горизонтальная иерархия ограничивается трояким проявлением: новый закон обладает приоритетом по отношению к ранее назван­ному; «специальные законы вытесняют общие»; верховенство кодекса над другими федеральными законами[19].

Таким образом, существует различные способы деления источников на виды. Однако по юридические силе правовые акты представлены: Конституцией РФ, международными нормами и договорами, федеральными конституционными законами, федеральными законами, кодексами РФ, иными правовыми актами, а также обычаем.


Глава 2. Виды источников права

2.1. Нормативные акты как источники права

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.[20]

По юридической силе подзаконные акты вторичны. Они направлены на конкретизацию и воплощение законов в жизнь.

Субъектами, которые могут утверждать их, являются:

- государственные органы;

- руководители ведомств или министерств;

- территориальные органы власти;

- руководители учреждений, организаций, предприятий.

Подзаконные акты бывают: локальные, индивидуальные, региональные, федеральные, местные.

В Российской Федерации правоотношения регулируются такими подзаконными актами, как: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, входящему в его компетенцию, если в законодательстве нет оговорки, что данный вопрос регулируется только законом.[21] Примером таких Указов являются: Указ Президента РФ «О призыве в апреле - июле 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»[22]; Указ Президента РФ «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»[23] и др.

Указы Президента РФ, которые были изданы до принятия, например ГК РФ или предусмотренных им законов, и содержат противоречащие им правила, могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям ГК РФ. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК РФ могут теперь регулироваться только законом, сохраняют свое действие до принятия соответствующих законов.[24]


В отличие от указов Президента РФ постановления Прави­тельства РФ, содержащие нормы, например, гражданского права, могут приниматься только на основании и во исполнение ГК РФ и иных федеральных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Так же к подзаконным актам относятся ведомственные акты. Это акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. По собственной инициативе без прямого поручения указанные органы принимать подзаконные акты не могут. Кроме того, такие документы подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.[25]

Нормативные акты по вопросам своей компетенции вправе издавать только федеральные министерства, федеральные же службы и агентства могут осуществлять нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере их компетенции только в случаях, прямо установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Кроме того, нормативные акты федеральных служб и агентств должны соответствовать актам министерств, которым они, как правило, подведомственны[26]. Ведомственные акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающие правовой статус организаций, а также акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе Министерства юстиции РФ и последующему официальному опубликованию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, либо не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут регулировать соответствующие отношения; на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

К подзаконным актам относятся и: решения исполнительных органов власти; постановления местных структур власти; локальные документы.

Акты исполнительных органов субъектов РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. Данные акты издаются в рамках полномочий глав республик, губернаторов, глав администраций автономных округов, областей. Региональные министерства, департаменты, ведомства и другие исполнительные органы власти обладают правом издавать приказы и инструкции. Эти документы обладают локальным действием и распространяются только на территории соответствующего субъекта