Файл: Системный подход к менеджменту (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Цели организации. То есть любая система создана для выполнения определенных задач, которые координируются с целями организации;
  2. Функции организации. Для того, что поставленная цель была достигнута разрабатывается определенный набор функций, техник достижения поставленной цели;
  3. Устройство. Носителями технологи являются определенные элементы, между которыми устанавливаются связи, которые позволяют взаимодействовать всем элементам систем и достигать общих целей.

Рисунок 2. Триада системного подхода [23; 1474]

Исходя из этого, взаимодействие этих составляющих дает организации системный эффект, когда при взаимодействии друг с другом они получают гораздо больше, нежели по отдельности.

Таким образом, системный подход дает представляет об организации как о целенаправленное системе, которая состоит из элементов и подсистем, реализующих определенные функции.

Итак, под системным подходом к управлению понимается такое направление в менеджменте, которое рассматривает объект как целую систему с присущими ему подсистемами. Системный подход определяется такими принципами, как целостность, эмерджентность, структурированность и гомеостазис. Основу системы составляют взаимосвязанные элементы, которые дают синергетический эффект при взаимодействии.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖЕНТУ В ООО «РИТЕЙЛ-ЛОГИСТИК»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ритейл-Логистик»

ООО «Ритейл-Логистик» является транспортно-логистической компанией, расположенной в г. Москва. Компания оказывает широкий спектр услуг, в него входят: логистика грузов, грузоперевозки, сопровождение грузов и таможенные операции. Но основными направления деятельности компании ООО «Ритейл-Логистик» являются грузоперевозки по территории России и Ближнему зарубежью, логистические операции, и международные грузоперевозки. [27]


Миссия общества формулируется следующим образом: «Мы – компания, которая заявила о себе, как о серьезном участнике рынка грузоперевозок, которая дорожит своими клиентами и постоянно предлагает что-то новое».

Используя свои конкурентные преимущества, ООО «Ритейл-Логистик» предлагает высокотехнологичный, современный и надежный сервис, охватывающий многие виды перевозок, также хранение и экспедирование груза.

К стратегическим целям ООО «Ритейл-Логистик» относят:

1) Предоставлять клиентам высококачественные услуги, отвечающие их потребностям.

2) Оптимально решать задачи, поставленные клиентами, в минимальные сроки.

3) Постоянно улучшать качество оказываемых услуг.

4) Гарантировать достойные условия труда и стабильный доход работников ООО «Ритейл-Логистик».

5) Обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

6) Стать лидером на рынке транспортно – экспедиционной деятельности Краснодара и области.

7) Расширить партнерскую сеть ООО «Ритейл-Логистик» на 20%.

8) Увеличить объем оказываемых услуг на 20 %.

9) Укреплять деловую репутацию ООО «Ритейл-Логистик».

Данных целей предприятие планирует достичь к 2022 году.

Организационная структура ООО «Ритейл-Логистик» является линейно- функциональной (рис. 3).

Рисунок 3. Организационная структура ООО «Ритейл-Логистик»

Как видно из рисунка 3, структура организации является достаточно громоздкой, что делает управление предприятием сложным. Кроме того, в организации отсутствует отдел маркетинга, который занимался бы поиском новых клиентов, анализом рынка.

Численность и структура персонала ООО «Ритейл-Логистик» представлена в таблице 3.

Таблица 3

Наименование должностей ООО «Ритейл-Логистик»

Квалификация

Численность

Динамика

2015

2016

2017

2016 к 2015, %

2017 к 2016 %

1

Основные рабочие-водители

20

20

40

0 %

100%

2

Вспомогательные рабочие

8

10

21

+25 %

110%

3

Обслуживающий персонал

12

15

25

+25 %

+45,45 %

4

Специалисты

15

15

25

0%

+45,45%

5

Помощник генерального директора предприятия

1

1

1

0%

0%

6

Системный администратор

1

1

1

0%

0%

7

Технолог

1

1

1

0%

0%

8

Экономисты

4

2

3

-50 %

+ 50 %

9

Юрисконсульт

1

1

1

0%

0%

10

Служащие

1

1

1

0%

0%

11

Руководители

11

11

11

0%

0%

13

Всего численность

75

80

130

+6,67

+62,5 %


Как видно по данным таблицы 3 за исследуемый период с 2015- 2017 гг. численность всего персонала увеличивается.

На основе проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наблюдается динамика численности персонала компании ООО «Ритейл-Логистик». Прирост персонала за год составил порядка 62,5 %. Основной прирост наблюдался среди водителей и работников вспомогательных производств.

В 2018 г. также прогнозируется увеличение численности персонала во второй половине года. Предполагается увеличение штата водителей, примерно на 10 человек и увеличение численности сотрудников, занятых в обслуживающем производстве на 5 человек.

Важнейшей задачей, стоящей перед ООО «Ритейл-Логистик», является установление долгосрочных, взаимовыгодных, доверительных отношений с клиентами. Гибкая ценовая политика, умеренные, конкурентоспособные тарифы, действующая система скидок, индивидуальный подход, оказание консультационных услуг, удобная система оплаты – вот визитная карточка компании ООО «Ритейл-Логистик» и залог успешного, эффективного решения любых транспортно-логистических задач.

Также, при анализе деятельности предприятия, необходимо провести анализ его финансового состояния (таблица 4).

Таблица 4

Анализ финансового состояния ООО «Ритейл-Логистик», тыс. руб.

Наименование показателей

2015 год

2016 год

2017 год

Темп роста (снижения),%

2016 к 2015

2017 к 2016

Выручка

1688417

1 799 413

2 760 329

6,57

53,40

Себестоимость

(1264010)

(1 203 430)

(1 983 210)

-4,79

64,80

Коммерческие расходы

(31047)

(28 083)

(38 894)

-10

38,50

Управленческие расходы

(77364)

(86 239)

(104 933)

11,47

21,68

Прибыль

315996

481 661

633 292

52,42

31,48

Проценты к получению

275

441

17 922

60,94

3963,95

Проценты к уплате

(146600)

(30 260)

(27 006)

-79,35

-10,75

Прочие доходы

105312

102 413

30 202

-2,76

-70,51

Прочие расходы

(199033)

(151 052)

(58 471)

-24,11

-61,29

Прибыль (убыток) до налогообложения

75950

403 203

595 939

+430,88

47,80

Платежи в бюджет

(23456)

(98 519)

(120 941)

+320,01

22,76

Чистая прибыль

41902

304 156

477 982

625,87

57,15

Рентабельность продаж

18,71

26,77

22,94

+43,07

-14,31


На основе данных, представленных в таблице 4 можно сделать вывод о том, что выручка от основной деятельности предприятия увеличилась на 53,4 %. Прибыль от основной деятельности предприятия увеличилась на 31,48%. Однако, темп роста себестоимости, выше, чем темп роста чистой прибыли, что свидетельствует о средней эффективности детальности предприятия. Быстрыми темпами растут проценты к получению, на конец анализируемого периода они увеличились на 3963,95 %. Однако, на конец анализируемого периода упала рентабельность продаж, что говорит о том, что организации необходимо снижать себестоимость оказываемых услуг.

Таким образом, на основании анализа финансовых показателей ООО «Ритейл-Логистик» можно сделать вывод о том, что предприятие имеет устойчивое финансовое состояние, но действует недостаточно эффективно.

Важнейшей составляющей системы управления качеством транспортно – экспедиционной организации (ТЭО) ООО «Ритейл-Логистик» является качество работы подразделений и ООО «Ритейл-Логистик» в целом. Одним из путей предотвращения ошибок и сбоев в работе, снижения потерь от исков и штрафов, улучшения взаимодействия с клиентами и партнерами является стандартизация в организации.

Объектами стандартизации в ООО «Ритейл-Логистик» являются нормы, связанные с выполнением транспортно-экспедиционных услуг; порядок работы с претензиями клиентов. Основным является стандарт организации: «Управление качеством работы транспортно- экспедиционной компании».

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ООО «Ритейл-Логистик» успешно развивающееся предприятие, которое эффективно функционирует на рынке транспортно-экспедиционных услуг. ООО «Ритейл-Логистик» имеет неоспоримое преимущество над конкурентами за счет низких издержек, высокого качества оказываемых услуг, высококвалифицированного персонала, высокого количества лояльных клиентов.

ООО «Ритейл-Логистик» продолжает расширять географию своей деятельности. Компания большое внимание уделяет снижению затрат при повышении эффективности. ООО «Ритейл-Логистик» год от года увеличивает свою прибыль, средний темп роста прибыли составляет 40 %. Чистая прибыль ООО «Ритейл-Логистик» в 2017 г. составила 477 982 тыс. руб. ООО «Ритейл-Логистик» стремится оказывать только высококачественные услуги.

2.2. Анализ применения системного подхода к менеджменту в ООО «Ритейл-Логистик»

ООО «Ритейл-Логистик» является организацией, представляющей собой сложную систему. Доказывая причастность ООО «Ритейл-Логистик» к системе выделим основные свойства рассматриваемого предприятия как системы:


  1. Целостность и эмерджентность. Целесообразнее рассматривать данные свойства системы на примере основного вида деятельности ООО «Ритейл-Логистик» - грузоперевозки. Для предоставления данной услуги учитываются вытекающие друг из друга факторы, которые представляют собой целостную систему, которая обладает определенными свойствами, не присущими отдельным ее элементам (рис. 4).

Рисунок 4. Факторы, влияющие на грузоперевозки

  1. Свойство структурности системы в ООО «Ритейл-Логистик» проявляется в наличие у предприятия организационной структуры, которая является линейно-функциональной.
  2. Целенаправленность, как свойство системы, в ООО «Ритейл-Логистик» обусловливается наличием общей организационной цели – получение прибыли.
  3. Гомеостазис в ООО «Ритейл-Логистик» проявляется в быстром реагировании предприятия на возникшие дорожно-транспортные происшествия. Так, в ООО «Ритейл-Логистик» существует собственная ремонтная служба, позволяющая быстро решать проблемы, связанные с поломкой транспортного средства, что сохраняет в целом устойчивость предприятия.

Основу системного подхода составляет системный анализ, поскольку необходимо провести системный анализ деятельности ООО «Ритейл-Логистик».

Для начала необходимо определить исследуемые подсистемы предприятия. Среди них: персонал, финансы, качество, организация, маркетинга, спрос, конкуренция.

Исследуемыми подсистемами являются не только внутренние подсистемы, но и окружающая предприятие среда. Далее необходимо провести анализ достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон, угроз и возможностей каждой подсистемы. Для этого чаще всего используют SWOT-анализ, позволяющий комплексно оценить ситуацию (табл. 5).

Таблица 5

SWOT-анализ ООО «Ритейл-Логистик»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Удачное географическое расположение организации.

2. Активное, целеустремленное руководство, понимающее необходимость изменений в системе управления.

3. Наличие мощного трудового потенциала.

4. Возможность устанавливать цены ниже, чем у многих конкурентов.

5. Широкая география деятельности.

6. Высокая автоматизация.

1. Относительно устаревший парк.

2. Нечеткая организационная структура и распределение функций.

3. Отсутствие свободных денежных средств.

4. Отсутствие программ инновационного развития.

5. Необходимость осуществления значительных инвестиций в расширение парка.

6. Узкоспециализированная деятельность.

7. Низкий уровень загрузки мелкогабаритного транспорта.

8. Слабый маркетинг.

Возможности

Угрозы

1. Завоевание доли рынка конкурентов за счет наилучшего соотношения «цена-качество».

2. Расширение АКБ.

3. Расширение географии присутствия.

4.Расширение ассортимента для обслуживания новых потребностей покупателей.

5.Обучение персонала, его профессиональная переподготовка.

6. Оптимизация структуры парка в целях повышения эффективности выполняемых операций.

7.Развитие интегрированных логистических услуг.

1. Наличие ряда крупных конкурентов.

2.Замедление роста рынка.

3. Неблагоприятная политика государства.

4. Природные катаклизмы.

5.Рост цен на топливо.

6. Повышение ставок по кредитам.