Файл: Варианты построения интерфейса программ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На практике это означает, что любой пользователь должен понимать, как действует тот или иной элемент интерфейса, просто взглянув на него [4]. Если что-то выглядит как кнопка, оно должно действовать как кнопка. Не играйте с базовым взаимодействием приберегите свою фантазию для задач более высокого уровня.

Удачным примером реализации перечисленных принципов можно считать программные продукты фирмы «1С». Возможность самостоятельно менять интерфейс под нужды пользователя существует в продуктах компании «1С». Например, в системе «1С:Предприятия 8.2», используя встроенные средства разработки, администратор может программировать формы, оптимизировать взаимодействие между клиентской и серверной частью и дорабатывать платформу. Прикладные решения доступны не только в локальной сети, но и через интернет, если применять низкоскоростные каналы связи.

Разработка интерфейса в «1С» происходит при помощи встроенного языка, благодаря которому пользователь может динамически перестраивать его части и создавать собственные алгоритмы для обработки данных. Структура определяется набором команд, расположенных в определенной последовательности. В системе нет ограничений по количеству уровней их вложенности [20]. В процессе разработки интерфейса в «1С 8.3» существует механизм настройки программы в зависимости от прав доступа пользователя и его принадлежности к команде. Администратор может настраивать права пользователя и видимость определенных элементов для различных групп, а сам пользователь имеет доступ к дополнительным настройкам при наличии разрешения от администратора [21].

Заключение

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:

  1. С точки зрения общих правил, можно отметить, что разработка интерфейса программы обычно начинается с определения задачи или набора задач, для которых продукт предназначен. Простое должно оставаться простым - не нужно усложнять интерфейсы. Постоянно думайте о том, как сделать интерфейс проще и понятнее.

Пользователи не задумываются над тем, как устроена программа. Все, что они видят — это интерфейс. Поэтому, с точки зрения потребителя именно интерфейс является конечным продуктом.

Интерфейс должен быть ориентированным на человека, то есть отвечать нуждам человека и учитывать его слабости. Нужно постоянно думать о том, с какими трудностями может столкнуться пользователь. Думайте о поведении и привычках пользователей. Не меняйте хорошо известные всем ЭИ на неожиданные, а новые делайте интуитивно понятными. Требования к удобству и комфортности интерфейса возрастают с увеличением сложности работ и ответственности пользователя за конечный результат.


Избегайте двусмысленности. Например, на фонарике есть одна кнопка. По нажатию фонарик включается, нажали еще раз — выключился. Если в фонарике перегорела лампочка, то при нажатии на кнопку не понятно, включаем мы его или нет. Поэтому, вместо одной кнопки выключателя, лучше использовать переключатель(например, checkbox с двумя позициями: «вкл.» и «выкл.»). За исключением случаев, когда состояние задачи, очевидно.

  1. Говоря об отдельных элементах ПИ, также стоит отметить ряд особенностей процесса его построения:
  • Цвет. Цвета делятся на теплые(желтый, оранжевый, красный), холодные(синий, зеленый), нейтральные(серый). Обычно для ПИ используют теплые цвета. Это как раз связано с психологией восприятия. Стоит отметить, что мнение о цвете — очень субъективно и может меняться даже от настроения пользователя.
  • Форма. В большинстве случаев — прямоугольник со скругленными углами. Или круг. Полностью прямоугольные ПИ, лично мне нравятся меньше. Возможно из-за своей «остроты». Опять же, форма как и цвет достаточно субъективна.
  • Основные элементы ПИ (часто используемые) должны быть выделены. Например, размером или цветом. Иконки в программе должны быть очевидными. Если нет — подписывайте. Ведь, по сути дела, вместо того чтобы объяснять, пиктограммы зачастую сами требуют для себя объяснений. Старайтесь не делать слишком маленькие элементы — по ним очень трудно попасть.
  1. обязательна прозрачная для пользователя навигация и целевая ориентации в программе. Главное, чтобы было понятно, куда идем, и какую операцию программа после этого шага произведет. Ясности и четкости понимания пользователем текстов и значения икон. В программе должны быть те слова и графические образы, которые пользователь знает или обязан знать по характеру его работы или занимаемой должности. Быстроты обучения при работе с программой, для чего необходимо использовать преимущественно стандартные элементы взаимодействия, их традиционное или общепринятое их расположение. Наличия вспомогательных средств поддержки пользователя (поисковых, справочных, нормативных), в том числе и для принятия решения в неопределенной ситуации (ввод по умолчанию, обход «зависания» процессов и др.).

Для оценки необходимого уровня удобства интерфейса также используются специальные опросники, формуляры, чек-листы, однако к данной работе лучше привлекать специалистов по эргономике.


Список использованной литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010. Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов
  2. Баканов А.С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход. Москва: Ин-т психологии РАН, 2009. – 182 с.
  3. Баканов А.С. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия. Москва: Ин-т психологии РАН, 2013. - 176 с.
  4. Белоусова С.А., Рогозов Ю.И. Анализ подходов к созданию пользовательского интерфейса. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, №4, 2014
  5. Бережная И.Н. История и философия науки и техники: учебно-методическое пособие для студентов первого курса специальностей. Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. - 128 с/
  6. Джонсон Д. Умный дизайн: простые приемы разработки пользовательских интерфейсов. Пер. с англ. Е. Шикарева. СПб: Питер, 2012. - 224 с.
  7. Иванов С.Р. Стив Джобс. Москва: КоЛибри, 2015. - 95 с.
  8. Иванова Г.С. Технология программирования. 3-е изд., стер. Москва: КноРус, 2013. - 333 с.
  9. Ким В.Ю. Особенности разработки дизайна пользовательского интерфейса для мобильного приложения. // Новые информационные технологии в автоматизированных системах, №8, 2015
  10. Лукьянов Д.В. Разработка графического пользовательского интерфейса. // Новые информационные технологии в автоматизированных системах, №11, 2012
  11. Мандел Т. Разработка пользовательского интерфейса. М.: АСТ, 2014. - 412 с.
  12. Попов А.А. Технология разработки программного обеспечения: курс лекций. Красноярск: СибГТУ, 2016. - 113 с.
  13. Попов А.А. Эргономика пользовательских интерфейсов в информационных системах. Москва: РУСАЙНС, 2016. - 311 с.
  14. Сербин В.А. Эволюция пользовательских интерфейсов. // Гуманитарная информатика, № 7, 2013
  15. Смирнов А.А. Разработка прикладного программного обеспечения. Москва: МЭСИ, 2012. - 108 с.
  16. Сорокин А.А. Объектно-ориентированное программирование: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. - 174 с.
  17. Сухоруков К.Ю. Проектирование и разработка пользовательского интерфейса. Саратов: Саратовский гос. технический ун-т, 2016. - 292 с.
  18. Терещенко П.В. Интерфейсы информационных систем: учебное пособие. Новосибирск: НГТУ, 2012. - 65 с.
  19. Тидвелл Д. Разработка пользовательских интерфейсов. Пер. с англ. Е. Шикарева. - 2-е изд. - Москва: АСТ, 2012. - 478 с.
  20. Федечкин Р.С., Французова Ю.В. Разработка интерфейса пользователя для автоматизированной системы. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки, №7-2, 2016
  21. История развития графического интерфейса. [Электронный ресурс], режим доступа: https://appleinsider.ru/istoriya-apple/istoriya-razvitiya-graficheskogo-interfejsa.html
  22. От 1.0 до 10: история развития Microsoft Windows. [Электронный ресурс], режим доступа: https://tproger.ru/translations/microsoft-windows-history/
  23. Жакров С. Основы построения интерфейсов. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.interface.ru/home.asp?artId=2634
  24. Xerox Alto - CHM Revolution. [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.computerhistory.org/revolution/input-output/14/347